Дыхательная гимнастика в детском саду
консультация (младшая группа)

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_v_detskom_sadu.docx50.98 КБ

Предварительный просмотр:

          Консультация для родителей

Дыхательная гимнастика в детском саду

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

  1.  выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
  2.  проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
  3.  заниматься до еды;
  4.  заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
  5.  дозировать количество и темп проведения упражнений;
  6.  вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
  7.  вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
  8.  в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
  9.  после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления легких, детям, страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма.

                            «Надуй  шарик» 
Ребенок сидит или стоит. «Надуй шарик» — широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает. Затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух — «ффф...». «Шарик лопнул» — хлопнет в ладоши. «Из шарика выходит воздух» — малыш произносит: «шшш...», делая губы хоботком и опуская руки.

                                 «Курочка» 
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Разводит руки широко в стороны, как крылья — вдох. Наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки. Произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям — выдох.

                                       «Жук» 
Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову — вдох. Скрещивает руки на груди, опускает голову — выдох.

Жу-у,— сказал крылатый жук,
       Посижу и пожужжу.
                                          «Трубач» 
Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу. Произносит: 
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.

                             «Подуем на плечо» 
Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой, дует на плечо. Голова прямо — вдох носом. Голову влево — выдох. Голова прямо — вдох. 
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
На солнце горячо
Пекло дневной порой.
Опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох. Голова прямо — вдох носом. Поднимает лицо кверху — выдох через губы, сложенные трубочкой. 
Подуем на живот,
Как трубка, станет рот.
Ну а теперь— на облака
И остановимся пока.

                       «Подуй на одуванчик» 
Малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем — длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух .
Подуй на одуванчик,
Как дует этот мальчик.
Подуй, подуй сильнее
И станешь здоровее.

                                  «Косарь» 
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. 
Машет обеими руками вправо и слегка назад: «зз-уу». 
Возвращается в исходное положение — вдох. 
Машет руками влево и слегка назад: «зз-уу». 
Косарь идет косить жнивье:
Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Идет со мной косить вдвоем!
Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Замах направо, а потом
Налево мы махнем.
И так мы справимся с жнивьем.
Зу-зу, зу-зу вдвоем.

                                      «Хомячок»
Предложите малышу пройти несколько шагов (10-15), надув щеки, как хомячок. Затем легко хлопнуть себя по щекам — выпустить воздух изо рта и пройти еще немного, дыша носом.

                                     «Ворона» 
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Разводит руки широко в стороны, как крылья. Медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук «р».

                          Упражнение с флажками 
Исходное положение прежнее, в опущенных руках — флажки. Ребенок поднимает руки вверх через стороны — вдох, опускает через стороны — выдох через сложенные трубочкой губы.

                                    Игра «Булькание» 
Малыш сидит, перед ним — стакан (или бутылочка) с водой, в котором — соломинка для коктейля. Научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание. 
Вдох — носом, выдох — в трубочку: «буль-буль-буль»

                           Игра «Мыльные пузыри» 
Эта забава известна всем. Научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох — носом, а выдох — через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

                                  Игра «Филин» 
«День» — ребенок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево. «Ночь» — смотрит вперед и взмахивает руками — «крыльями», опуская их вниз, произносит «у...ффф».

                             Игра «Кто дальше загонит шарик» 
Сядьте с малышом за стол. Положите перед собой два ватных шарика. Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

                              Игра «Пушок» 
Привяжите на веревочку легкое перышко. Предложите ребенку дуть на него. Следите за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.

                     Игры с воздушным шаром, вертушкой 
Воздушный шар или вертушку держите на уровне лица ребенка. 
Предложите малышу сильно подуть на шар, так, чтобы он взлетел, на вертушку — чтобы она вертелась.

              Игры с дудочками, рожками, свистками, пищалками 
Подберите дудочку или свисток с мелодичным звуком и позвольте ребенку дудеть или свистеть столько, сколько он захочет. Это очень полезное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в детском саду

Научить правильно  сочитать движения с дыханием...

дыхательная гимнастика в детском саду

игровые упражнения для развития речевого дыхания...

Точечный массаж и дыхательная гимнастика в детском саду.

Первый комплекс.1.Соединить ладони,потереть ими до нагрева.(рис.1)2.Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.(рис.2)3."Уколоть"указательными и большими пальцами,как "клешней",перегородку но...

«Дыхательная гимнастика в детском саду».

Дыхательная гимнастика и правила выполнения дыхательной гимнастики....

Дыхательная гимнастика в детском саду

Консультация для родителей...

Дыхательная гимнастика в детском саду

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....