Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе по теме: «Уроки финансовой грамотности в семье»
консультация (подготовительная группа)

Место проведения: музыкальный зал

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 20 - 25 мин.

Цель: повышение педагогической грамотности родителей.
Ход собрания:

Слайд 1

Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители!

Тема нашего собрания «Уроки финансовой грамотности в семье».

Слайд 2

С повесткой дня нашего собрания, Вы можете познакомиться на представленном слайде.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Слайд 3

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Слайд 4

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Слайд 5

С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.

Еще одна задача программы – помочь малышам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.

Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать занятия самостоятельно. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы».

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

Слайд 6

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление по работе с детьми. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Необходимо четко объяснить функцию денег на понятном ребенку языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится. Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.

Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.

Слайд 7

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком. Для этого можно использовать игры, представленные на слайде.

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить кредит, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Педагог: Предлагаю немного отдохнуть.

Динамическая пауза

Приготовьте свои ручки - «Будем денежки считать»:

Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак).

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Слайд 8 Теперь переходим к практической части

Задание 1

С помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д. Я буду задавать вопросы, а вы должны назвать сказку. По мере отгадывания на слайде появляются произведения.

1.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)

2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)

3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)

4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой)

5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)

Слайд 9

6. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка»)

Слайд 10

7. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? («Три поросенка»)

8. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»)

9. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? («Вершки корешки»)

Вывод: знакомя детей с художественной литературой мы таким образом знакомим детей с финансовой грамотностью.

Задание 2. Все мы знаем, что основной вид деятельности у детей - игра. Какие сюжетно-ролевые игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, банк, поездка в автобусе).

Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в играх - магазин, театр, банк? (Покупка и продажа).

С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).

«Выполни действие». Вам необходимо обыграть следующие экономические понятия: обмен валюты в банке и покупка продуктов в магазине.

Вывод: данное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.

Слайд 11-12

Задание 3. Следующее наше задание «Угадай пословицу или поговорку». Я вам буду показывать цепочку картинок. Вам необходимо поочередно прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.

«Деньги любят счет», «Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Вывод: через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.

Слайд 13 Задание 4. Следующее задание: интерактивный экономический кроссворд. Отгадав правильно кроссворд, в выделенных клеточках вы узнаете название документа, содержащего основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу. (Декларация)

  1. Средства, получаемые в результате какой-либо деятельности (доход)
  2. Список доходов и расходов (бюджет)
  3. Один из видов косвенного налога (акциз)
  4. Денежный сбор с населения или предприятия за определенные услуги (пошлина)
  5. Денежная единица, какой-либо страны (валюта)
  6. Вывоз товара за границу (экспорт)
  7. Обязательный платеж, взимаемый государством с физического или юридического лица (налог)
  8. Обесценивание денег (инфляция)
  9. Печатание государственных денег и ценных бумаг (эмиссия)
  10.  Денежное обеспечение нетрудоспособных и пожилых людей (пенсия)

Педагог: Сегодня я познакомила вас с рядом игр которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью со своими детьми. Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.

Решения родительского собрания:

- Принять к сведению информацию по вопросу «Уроки финансовой грамотности в семье»

- Принимать активное участие в решении задач по основам финансовой грамотности у детей в 6-7 лет».

Ответственные: родители, педагоги. Срок: в течение учебного года.

Буклет «Финансовая грамотность дошкольников»

Памятка

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Рекомендуем прочитать детям:

1.      Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.

2.      Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.

3.      Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.

4.      Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.

5.      Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.

6.      Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006

7.      Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.

8.      Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.

9.      Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ «Весь», 2013.

10.    Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ «Весь», 2013.

11.    Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ «Весь», 2013.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу»

Конспект родительского собрания  содержит приложения:"Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу" "Рекомендации для родителей будущих первоклассников"...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему : «Скоро в школу!»

Поступление в школу – это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдёт ребёнок в новую жизнь, как сложится первый...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Скоро в школу!»

Конспект родительского собрания в подготовительной группе №5 компенсирующей направленностина тему: «Скоро в школу!»...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности»

Целью собрания,является развитие у детей познавательной активности, способствованию  проявления интереса детей к поисково-исследовательской деятельности....

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы».

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...