Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»
материал (средняя группа)

Султанова Вера Николаевна

Познакомить родителей с организацией работы по формированию звуковой культуры речи у детей в группе.Вовлекать родителей в процесс развития звуковой культуры речи у детей.

Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями направленными на развитие звуковой культуры речи.Обучить игровым способам развития речевого дыхания у детей фонематического слуха, выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

     Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для формирования звуковой культуры речи у дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.

      Задачи:

      1.Познакомить родителей с организацией работы по формированию звуковой культуры речи у детей в группе.

      2.Вовлекать родителей в процесс развития звуковой культуры речи у детей.

      3.Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями направленными на развитие звуковой культуры речи.

      4.Обучить игровым способам развития речевого дыхания у детей фонематического слуха, выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.

      Участники: воспитатели, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: презентация «Формирование звуковой культуры речи у детей 4-5 лет»; на каждого родителя: зеркало, салфетка, полоска бумаги шириной 4 см, длинной 20 см, трубочка для коктейля, по два стакана с водой: один стакан заполнен водой на четверть, другой-на половину, памятка для родителей «Игры и упражнения на развитие речевого дыхания», «Нормы речевого развития».

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово педагога.

   Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о развитии у детей звуковой культуры речи.

    Как вы думаете, что такое звуковая культура речи? Спасибо за ваши ответы.

    Культура речи- это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.

    Звуковая культура речи- это овладение речевым дыханием, правильное произношение всех звуков родного языка, четкое произнесение слов, умение пользоваться голосом, говорить не торопясь, интонационно выразительно.

    Какие же приемы мы используем в группе, чтобы помочь детям говорить четко и правильно?

     1.Пальчиковая гимнастика

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Пальчиковая гимнастика-эффективный способ развития ручной моторики. С помощью пальчиковых игр на основе стихов мы развиваем чувство ритма и работаем над дикцией.

Умелыми пальчиками становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки мы с детьми в группе проводим ежедневно.

Демонстрация видео пальчиковой гимнастики.

   Педагог проводит с родителями пальчиковую игру «Во дворе» (текс на слайде)

          Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы по одному)

          Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальцами)

          Бабу снежную лепили («лепят» комочек двумя ладонями)

          Птичек крошками кормили («сыплют крошки»)

          С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)

          А еще в снегу валялись (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной)

          Все в снегу домой пришли (отряхивают ладони)

          Съели суп и спать легли (круговые движения большим пальцем, укладывают руки под щеку)

   Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами ( мозаика, семена, орешки, косточки, крупа), лепка, раскрашивание и рисование ( особенно карандашами), вырезание ножницами. Не бойтесь давать ребенку ножницы. Важное условие-такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослого.

      2.Артикуляционная гимнастика

    Мы правильно произносим различные звуки, как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи- язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц: жевательных, глотательных, мимических. Если это мышцы, то их можно и нужно тренировать. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика-упражнения для тренировки органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков -фонем- и коррекции нарушений звукопроизношения, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правельного произнесения каждого звука.

           Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики (на слайде)

           1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

           2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

           3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удерживание артикуляционной позы в одном положении).

           4.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

           5.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

           6.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнение упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9*12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

           7.Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

        Для того, чтобы заинтересовать ребенка артикуляционной гимнастикой, можно использовать сказки. В работе с детьми мы используем, например, сказку «В гостях у бабушки и дедушки».

        Демонстрация видео

       Педагог предлагает родителям взять в руки зеркала и выполнить вместе с ним упражнения артикуляционной гимнастики.

Вариант 1 Сказка «О Веселом Язычке»

       «Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной двери, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показываем ребенку зубы). Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухам. Сначала открылась первая дверь (приоткрываем губы и предлагает ребенку сделать тоже самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался-холодно на улице, лето прошло.

 В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будет его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок- это небо. Просим погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок..

Вариант 2 «Зоопарк» Е.М. Косинова

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Бегемотики

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

О.Перова

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем- перестанем

И нисколько не устанем.

 Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

Слон

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь, их отпускаю

И на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Змея

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!»  и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка

Я- веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко-

Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

Расческа

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня …расческа.

Привет Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Шарики

Я надул воздушный шар.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

        3. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевое дыхание -это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

       Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:

  1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи.
  2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха.
  3. Неумелое распределение дыхания по словам.
  4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
  5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Для преодоления недостатков детского дыхания необходимо: развивать более глубокий вдох и более длительный выдох, вырабатывать у детей умение правильно дышать в процессе речи.

        Параметры правильного ротового выдоха при выполнении упражнения:

        Выдоху предшествует сильный вдох через нос;

        Выдох происходит плавно, а не толчками;

        Во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

        Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

        Выдыхать следует, пока не закончится воздух;

        Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Для детей 4-5 лет длительность игры составляет 4-5 минут, количество произносимых на одном выдохе слов 4-6.

С детьми в группе мы организуем разнообразные игры для развития речевого дыхания. (Загони мяч в гараж, прожорливые фрукты, сдуй и надуй шар)

       Демонстрация видео

       Предлагаю вам сегодня сделать для своего ребенка игрушку «Гусеничка» для развития речевого дыхания (полоска бумаги шириной 3 см, длиной 20 см, трубочка для коктейля). Предлагаю подуть на гусеничку через трубочку.

       Предлагаю вам еще одно упражнение, которое наверняка понравится детям. Называется оно «Шторм в стакане» или «Буль-бульки».

       На каждого родителя по два стакана с водой: один стакан заполнен водой на четверть, другой -на половину. Опускаем трубочку в стакан с небольшим количеством воды, делаем вдох и плавно, равномерно выдуваем воздух в воду. Главное условие, вода не выплескивается из стаканчика. То же самое проделываем со вторым стаканом.

4. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха, восприятие и воспроизведение темпа, силы голоса, тембра речи.

      Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Мы знакомим детей с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определенной последовательности, что слова звучат по-разному и одинакова. Обращаем внимание на длительность звучания слов, развиваем умение определять первый звук в слове, подбирать слова с заданным звуком, подбирать слова, звучащие одинаково (рифмы). Слайды

        Демонстрация видео и фото («Повторялки», «Сундучок», «Поймай звук»)

      Педагог предлагает родителям поиграть в игру «Рифмочки».

     Предлагаю подобрать рифмы к следующим словам: Оса-коса, роса, колбаса. Пол- кол, стол, укол. Кружка-  пушка, мушка, сушка, ватрушка. Бочка- точка, кочка, мочка, ночка. Кошка- ложка, матрешка, мошка, лукошко.

Также важной стороной речи является ее интонационная выразительность- изменение темпа, силы голоса, тембра речи, интонации. Мы с детьми организуем игры и упражнения, в которых нужно изменить силу голоса (сказать шепотом, тихо, громко), темп речи (проговорить медленно, быстро, умеренно), изменить тембр (скажи, как Михайло Иваныч из сказки «Три медведя»). Любимые хороводные игры у наших детей «Водяной» и «У дедушки Трифона». Мы побуждаем детей петь текст, меняя темп, тембр, силу голоса.

     Демонстрация видео («Дедушки Трифона», «У оленя»)

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог подводит итоги встречи. Предлагает родителям поделится своими впечатлениями о данном мероприятии.

Насколько полезной была для вас сегодняшняя встреча.

Вручение родителям памятки «Игры и упражнения для развития речевого дыхания», буклета «Пальчиковые игры с предметами».

Приложение

Памятка для родителей «Развиваем речевое дыхание»

Параметры правильного ротового выдоха:

Выдоху предшествует сильный вдох через нос;

Выдох происходит плавно, а не толчками;

Во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

Выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Для детей 4-5 лет длительность игры составляет 4-5 минут, количество произносимых на одном выдохе слов 4-6.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

     Упражнения для развития ротового выдоха.

Выполнение упражнений на дыхание лучше всего начинать с забавных игровых упражнений для развития ротового выдоха.

     Цель: формирование длительной, целенаправленной, непрерывной воздушной струи.

«Ветерок» (с вертушками)

Ребенку предлагается раскрутить вертушки так же, как ветерок. Для этого нужно сделать глубокий вдох и вытянув губы трубочкой длительно подуть на лопасти вертушки, чтобы она закрутилась.

«Снежинки» или «Снег»

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки или бумажные снежинки и тем самым превратить комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянутые вперед. Не надувать щеки при выполнении этого упражнения.

«Самый быстрый карандаш»

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см, кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем, сидя друг на против друга и перекатывая карандаш друг другу.

«Мыльные пузыри»

Ребенку предлагается поиграть с мыльными пузырями. Если же у ребенка не получается дуть или он не хочет, то взрослый может сам выдувать мыльные пузыри, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Упражнения с произнесением слогов и слов

Цель: слитно, на одном выдохе, произносить фразы из 2-3 слов; из 4 слов; из 5-6 слов.

        «Снег идет»

Ребенок стоит. Вдох-руки поднять вверх. На выдохе опуская руки произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

       «Снег скрипит»

Ребенок стоит. Вдох носом. На выдохе во время ходьбы на месте произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторить 3-4 раза.

       «Вьюга»

Наступила зима. Она посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить то же, только тише). И затихла.

     «Цветок»

Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Ах, как пахнет цветок» или «Очень приятный запах».

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные  упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи

Коррекционные  упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи...

Методы и приемы направленные на формирование звуковой культуры речи детей младшей группы

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуково...

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум«Некоторые аспекты формированиязвуковой культуры речи у дошколь...

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»...

Картотека игр, направленных на формирование звуковой культуры речи у дошкольников

Картотека игр, направленных на формирование звуковой культуры речи детейУважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку игр, направленных на формирование звуковой культуры речи детей...

Картотека игр, направленных на формирование звуковой культуры речи детей для дошкольников всех возрастных групп.

Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха....