«Организация работы с родителями по обучению их игровым методам взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
статья (подготовительная группа)

Крылова Наталья Николаевна

В настоящее время в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т.д. То есть с одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично  участвовать в этом процессе из-за того, что не знают как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация   работы с родителями по обучению их игровым методам  взаимодействия с ребёнком  при подготовке к школе»

                                                                       

Цель: представить  методические приёмы работы с  родителями по обучению их игровым  действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные когнитивные процессы (внимание, память, мышление), психомоторные функции и навыки элементарной учебной деятельности.

Актуальность темы

В настоящее время в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т.д. То есть с одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично  участвовать в этом процессе из-за того, что не знают как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

Анализ результатов блиц - опроса  51 родителя подготовительных групп показал, что:

  • 16 (31 %) родителей хотели бы заниматься со своим ребёнком сами, но не знают, как организовать занятие;
  • 1 ( 2 %)  родителей выбирают репетитора потому, что у них мало времени для занятий с ребёнком;
  • 3 (6 %)  родителей также выбирают репетитора потому, что у них не хватает терпения, поскольку ребёнок отвлекается, не справляется с заданием и т. д.;
  • 6 (12%) родителей также выбирают репетитора потому, что у них не хватает умения, но если бы их научили, то они бы сами занимались;
  • 25 (49 %)  родителей могут сами успешно организовать занятие с ребёнком.

Интервью с детьми 5-7 летнего возраста.(54 ребёнка )

На вопрос: «Если бы ты мог выбирать - готовиться к школе дома с мамой, ходить к тёте – репетитору  или в подготовительном классе?»

  •  33  (61% )  ребёнка ответили:  «Заниматься дома».
  • 19 (35 %)   детей ответили : « Ходить в школу на подготовку»;
  •  2 (4 %) ребёнка ответили:  «Заниматься с репетитором».

Высказывания детей на вопросы

1. Готовишься ли ты к школе дома?

2.С кем ты занимаешься дома?

  1. Как тебе помогает мама (папа, бабушка и. д.)
  1. Часто ли тебя хвалят или ругают за выполнение задания?

Высказывания детей:

1. Я делаю задания, которые задают в школе. Занимаюсь с мамой .Она учит со мной уроки.  Мама  сидит рядом, говорит: «Делай вот так , и я делаю. Мама хвалит, конечно, говорит: правильно делаю или неправильно делаю».                                                              

2.«Мы с мамой вместе пишем буквы, цифры. Я уже немного читаю по слогам. Мама говорит не будешь читать, значит не будешь мультики смотреть» . Мама ничего не говорит, а папа говорит : «Ты моя бестолочь».

3.«Мама маленько ругается, если я плохо делаю задания, даже иногда кричит. У меня появляется плохое настроение. Мама ставит мне плюсики, если хорошо у меня получается».  

4.«Папа мне сказал, если не научусь хорошо писать и читать: выбросит мои игрушки, а если хорошо занимаюсь, то мы идём в магазин, покупаем что – нибудь для меня…».

5. «Я хочу, когда мы занимаемся с мамой, чтобы она ласковым голосом говорила, что не будет меня ругать, и чтобы помогала мне. Она хвалит..., ну уж не так, конечно, часто. Она говорит: «Похвалить то не за что».

  1. «Мама мне всегда помогает и объясняет. Я только всё равно не всегда всё понимаю. Мне становится скучно, и я думаю, что скоро мультики буду смотреть или на компьютере играть. Вообще я больше люблю игры разные, а мама говорит: «Хватит бездельничать, пора заняться делом».

       Действительно и, к большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе?

Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется    

  творческий потенциал. Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. 

Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.

             Выгодский Л.С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку  игра активизирует  процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка.

Опыт с пластилином, наглядно показывает, как влияют внешние факторы развития при благоприятном их сочетании на наследственность ребёнка, т. е., возможно на его средние или низкие  природные способности, которые следует рассматривать, как объёктивную реальность, но которые можно стимулировать, РАЗВИВАТЬ  посредством внешних факторов развития.

             Учителя начальных классов указывают на то, что отставание в учёбе у первоклассников связано, в первую очередь, с низким уровнем произвольности поведения и познавательных процессов, а также: задержки развития мелкой моторики рук, недостаточным  развитием функций внимания, слухового восприятия, слуховой памяти, связной речи.

Вот поэтому важно родителям обучать ребёнка играм, вырабатывающим произвольные процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим вниманием, памятью, мыслительными действиями.

Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому. Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы вашим детям.

                                Памятка для родителей

Правила организации  игрового занятия с дошкольником:

  • помогать ребёнку и не сердиться при этом;
  • не  кричать и принимать спокойно всё так, как есть;
  • не унижать ребёнка неконструктивными замечаниями;
  • не сравнивать своего ребёнка с другими, более успешными детьми;

Необходимо помнить ещё одно важное правило:

 «Дошкольника  практически невозможно научить тому, чего он не хочет. Мотивация играет ведущую роль в процессе познания дошкольника».

                        Игры на развитие функций внимания

Игра «Правая - левая»

Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга.

Описание игры.

 Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку: правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое.

Варианты слов:  брат, нож, был, мель, брать, ел, рожь, ель, хор, уголь, мел, стал, ель, ток, быль, вес, жарь, хруст, пыль, трус,  грусть, хруст, петь, кот, печаль, мак, цепь, жар,  шаг.

Игра «Не пропусти животное» (Упражнение можно использовать в качестве разминки)

Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания,  развивать слуховое восприятие, речевые навыки и , навыки конкретизации понятий, активизацию мыслительной деятельности, моторные функции. 2 -вариант игры -активизация работы полушарий мозга.

Описание игры.

Взрослый читает слова. Как только ребёнок услышит название животного, он должен сразу же присесть.  Усложнить игру можно следующим образом: дикое животное - приседание, домашнее животное - прыжок на двух ногах.

Примерные варианты  слов: дождь,  окно, кошка, туман, тигр, лошадь, дом, книга, солнце, слон, трава, шапка, заяц, корова,  мыло, снег, дерево, овца,  очки, крокодил, чашка, шкаф, собака, кенгуру, стул, ёжик.

Игра «Мячик - смягчитель»

Цель. Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания,  слуховое восприятие, речевые навыки, словарный запас, моторные функции.

Взрослый бросает мяч ребёнку. Ребёнок, поймав мяч, перед тем как бросить его взрослому, должен смягчить это же слово.

Варианты слов: угол, брат, ел, топ, мел, хор, жар, был, вес, ходит, прав, шутит, пилит, носит, стал, пар, врал,  мол, дал.

Игры на операции аналитического мышления

Словесные игры

Игра  «Что я загадал?

Цель. Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления,  обогащать словарный запас, связную речь.

 Условие игры: на вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет».Взрослый загадывает  предмет. Ребёнок задаёт вопросы, например: «Он живой или нет?», далее, если неживой: «Он сделан человеком или нет?» и т.д. Затем взрослый и ребёнок меняются  ролями.

Игра «Потерянные вещи»

  Цель. Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления,   обогащать словарный запас, связную речь.

Взрослый говорит ребёнку, что рассеянные люди, случается, теряют вещи и забывают их названия. В каждом городе есть « Стол находок», где собирают потерянные вещи. Человек, потерявший вещь, может обратиться в « Стол находок», но ему нужно точно рассказать, какая она. Взрослый  предлагает ребёнку поиграть в «Стол находок». Представить себя рассеянным человеком, позвонить,   по телефону» и описать потерянную  вещь. Взрослый должен отгадать,  он в игре  - оператор.

 Пример. Рассеянный: « У меня потерялся 1) голубой, в горошек,   сделан из шёлка и металла; 2) с длинной металлической ручкой; 3) он открывается и закрывается; 4) под ним  я  не промокаю». Отгадывание поэтапное, чем меньше попыток, чем быстрее произойдёт отгадывание, тем успешнее процесс отгадывания. Можно использовать в игре песочные часы. Взрослый и ребёнок затем меняются ролями.

Игра « Логические связи»

Цель. Формировать основы логического мышления, путём подбора к ключевому слову различных слов, связанных с ним логическими связями. Обогащать словарный запас.

Взрослый говорит ребёнку любое ключевое слово. Ребёнок подбирает  к нему самые разнообразные слова, которые логически с ним могут быть связаны.

Например: лиса – хитрая – рыжая, заяц, заметать, хвост, мышь, осторожная, прятаться, подкрадываться, нора ит.д.

Дождь –тёплый, холодный, мелкий, гроза, гром, прятаться, зонт, крыша, дом, одежда, лужа, туча, солнце, бежать, сушить, ручей, лодочка, играть, брызги, оловянный солдатик и т.д.

Игры с применением  наглядного дидактического материала.

Игра  «Найди место» (метод Когана)

Цель: совершенствовать функции внимания, ориентирование в пространстве, навыки выполнения действия по инструкции, мыслительной деятельности - анализа-синтеза, зрительного  и слухового восприятия. Усложнённый вариант  игры формирует у ребёнка мыслительные операции анализа – синтеза во внутреннем плане, в том случае, если ребёнок не пользуется геометрическими фигурками, а называет их местоположение без опоры на наглядность.

Оборудование (его легко сделать вместе с ребёнком): матрица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов спектра; геометрические фигурки разного цвета и формы - всего 25 (5 кругов, 5 квадратов, 5 треугольников, 5 овалов, 5 прямоугольников

  • красный квадрат    жёлтый  квадрат       синий треуг         синий квадрат             жёлтый  треуг                                         зелёный  треуг               оранжевый  квадрат                 зеленый квадрат             жёлтый  квадрат                                                                                                               

 .

 .

 

 

 

квадрат

кругл

треугольник

прямоуг

овал

  1. Вариант

 Взрослый предлагает  ребёнку разложить геометрические фигуры по цвету и форме, чтобы каждая попала в свою клеточку.

  1. Вариант

Взрослый спрашивает у ребёнка, например, в какой клетке снизу и слева должен стоять синий квадрат? Ребёнок определяет словами местоположение синего квадрата.

  1. Вариант

Взрослый  просит ребёнка определить, какая фигура находится во второй клетке снизу и в четвёртой слева.

  1. Взрослый   с ребёнком могут придумать свои варианты игры.
  2. Если сделать несколько матриц, с различными геометрическими фигурами и различными цветовыми сочетаниями, то можно играть в эту игру по типу «лото». Соревновательный мотив игры, ещё более будет способствовать развитию внимания, логического мышления, произвольности.

Игра  «Зашифрованное слово»

Цель: совершенствовать навыки мыслительной деятельности -  анализа-синтеза, функции внимания, умение действовать по правилу, инструкции, мотивировать ребёнка к обучению грамоте.

Оборудование: таблица с зашифрованными буквами.

Описание игры:

Ребёнку представляют таблицу с зашифрованными буквами. Каждой букве соответствует картинка. Взрослый предлагает ребёнку прочитать заданное слово или слова.

А

ГОЛ ШАРИК

ЕЛКА

ФЛАГ

ЛОДКА

Безымянный

ГОЛ ШАРИК

Р

ФЛАГ

У

ЛОДКА

Г

ЕЛКА

Г

Р

У

Ш

А

Ш

Безымянный

Игра «Выложи дорожки по-разному»

Цель развить комбинаторное мышление, находить разные варианты решений задачи.

Материал:  предметы двух цветов или формы (цветные счётные палочки, пластиковые пробки,  картонные геометрические фигуры).

Задание

Предложить ребёнку, например, используя 3 белых пробки и 2 синих, выложить разные варианты дорожек. Задача имеет  множество вариантов решений.

Игры на внимание с дидактическим материалом

Игра « Оригинальный узор»

Цель: развитие функций внимания, устойчивого зрительного восприятия, навыков действия по инструкции, схеме.

Оборудование:

Колпачки пластиковые разных цветов, специальные схемы (каждому цвету соответствует определённое количество колпачков)

Описание игры:

ребёнку даётся карточка (карточку можно разработать вместе с ребёнком) с шифром. Ребёнок выкладывает узор по схеме, сличая свой узор с шифром.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

2

4

2

3

5

2

2

3

2

5

4

Игра «Найди ошибку»

Цель: учить сравнивать результат с образцом, закреплять умение пользоваться схемой. Совершенствовать функции внимания, зрительную память

Материал: неправильно собранные бусы, карточки с образцом, цветные колпачки.

Описание игры.

Ребёнку предлагаются неправильно собранные бусы и образец по которому они должны быть собраны. Ребёнок сличает их с образцом. Его задача устранить ошибки.

Игра «Дружат ли рука и ухо»

Цель. Обучить ребёнка согласовывать свою деятельность с речевым образцом взрослого. Совершенствовать слуховое восприятие, функции внимания (концентрацию, устойчивость, переключаемость).

Материал: тот же, что и в предыдущей игре.

Описание игры. Взрослый предлагает ребёнку выбрать  колпачки двух цветов. Ребёнок выкладывает узор из пластиковых колпачков по звуковой ориентации: например, по звуку молоточка и звуку бубна.  Количество выложенных колпачков должно совпадать с теми или иными  звуковыми сигналами.

Взрослый произвольно или по схеме руководит действиями ребёнка. Например: 3 удара молоточка – ребёнок ставит три красных колпачка, 2 удара бубна -2 синих колпачка и т.д. В результате образуется узор.

Развитие психомоторных действий

  1. Постановка руки

Цель. Сформировать навык – правильно держать карандаш, ручку, совершенствовать моторные функции.

Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. В этом случае, можно воспользоваться методом метки. Поставить кружки на точки соприкосновения руки ребёнка с ручкой. Должно получиться три метки. Одна - на ручке, вторая - на подушечке указательного пальца, третья - на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.

  1. «Зеркало»

Цель. Сформировать навык правильного изображения букв, цифр.

Если ребёнок «зеркалит», то следует вспомнить, что подобное  лечится подобным. Продиктуйте, ребёнку буквы, цифры, которые он пишет  обычно неправильно. А потом приставьте зеркало. Пусть ребёнок сравнит зеркальное изображение с тем, что написано  на листе. Пусть напишет буквы и цифры так, как они в зеркале.

  1. Штриховка

Цель.  Сформировать моторные функции.

Упражнение выполняется по принципу возрастающей сложности. От простого к сложному. Ребёнку предлагают обвести карандашом лекало. Затем ребёнок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, диагонали) Предварительно можно показать ребёнку образец штриховки и принцип действия. 1 -й этап - штриховка внутри трафарета;  2 - этап - без трафарета.

3.Копирование контура булавкой

 Цель.  Сформировать моторные функции.

Ребёнку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладётся чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка из поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить.

4.Буквы по воздуху.  (Упражнение можно использовать в качестве разминки)

Цель. Совершенствовать процесс запоминания букв, цифр.

 Задание связано с двигательной активностью и эффективно при запоминании цифр, букв алфавита.

1.вариант. Взрослый пишет в воздухе букву или цифру, а ребёнок отгадывает – какую букву или цифру. Потом меняются ролями.

2. вариант  Буквы и цифры можно писать по воздуху: плечом, ногой, пальцами, головой, коленкой,  локтем.

3.Метод дермолексии. Взрослый  «пишет» буквы пальцем на спине ребёнка, а ребёнок должен отгадать какую букву или цифру, геометрическую фигуру изобразил взрослый. Затем меняются ролями.

5.Отстукивание простых ритмических рисунков

Цель. Формировать чувство ритма, психомоторные функции

Предложить ребёнку упражнение – отстукивать простые ритмические рисунки подушечками пальцев обеих рук по подражанию.

Эти методические приёмы игровой деятельности, по отзывам родителей, способствовали  подготовке  детей к школе.  Родители оценили значение и важность игры, как эффективного средства обучения и развития ребёнка, способа сближения взрослых и ребёнка в ситуации семейного воспитания, что так же,  немаловажно. В словесные игры можно играть во время прогулки, в поездке, на отдыхе, они не требуют дополнительного времени для специальной организации.

Литература:

1.Выгодский Л.С. Детская психология Собр. Соч., т 6, М., 1984 г.

2 Гуткина Н., Психологическая готовность к школе С –П, «Питер», 2007 г.

3. Коноваленко  С., Как научиться думать быстрее, запоминать лучше, М. 2002 г.

4.Кравцова Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению школе, М., 1991 г.

5. Курбатова Л. Триз –в повседневную жизнь «Дошкольное воспитание» № 11, 1993 г.

6. Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность к школе, М., «Владос» 2001 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями. Игровой стретчинг

Игровой стретчинг. Здоровьесберегающие технологии...

«Организация развивающей образовательной среды и целенаправленной поддержки одаренности ребенка на этапе подготовки к школе»

Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие интеллектуального, физического, творческого и социально-лидерского потенциала человека. Решение этой проблемы актуализир...

Кинезиологические игровые приемы в процессе подготовки к школе детей с ОНР.

В процессе индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи игровые приёмы по развитию артикуляционной и пальчиковой моторики складываются в определённую систему уп...

Организация работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения.

Дети самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нуж...

Мастер-класс «Кинезиологические игровые приемы в процессе подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи»

laquo;Мозг хорошо устроенный стоит больше,чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень....

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...