Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка
консультация (средняя группа)

ГЮЛОВА САИДА ИСАМУТДИНОВНА
Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка как к взрослым, окружающим его, так и к детям, тогда у ребенка начнет развиваться чувство уверенности в себе, как личности. А это способствует нормальному развитию эмоциональной сферы ребенка, устойчивость которой будет очень значима в его дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnoy_sfery.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов:

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Развитие личности ребенка начинается именно в дошкольном детстве. В процессе развития изменяется эмоциональная сфера ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Ребенок сознает и контролирует свои эмоции. Дети предпочитают общество сверстников, так как оно, отличается яркой эмоциональной насыщенностью.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравиться или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее. От страха и радости он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.
Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций. Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка как к взрослым, окружающим его, так и к детям, тогда у ребенка начнет развиваться чувство уверенности в себе, как личности. А это способствует нормальному развитию эмоциональной сферы ребенка, устойчивость которой будет очень значима в его дальнейшей жизни.

КОМПЛЕКС ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ

ПОПУГАЙ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 4 ЛЕТ)

Цель: учить передавать эмоциональное состояние с помощь речи и мимики.

Взрослый говорит любое короткое предложение, на пример «Я иду гулять» с определенным чувством, а дети по очереди должны повторить его и угадать, с каким чувством сказано это предложение (радостно, грустно, вопросительно, с досадой, испугано, со злостью, спокойно)

СТУЛЬЯ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 4 ЛЕТ)

Цель: развитие эмоциональной сферы.

В центре комнаты ставятся три стульчика с прикрепленными картинками животных в разных настроениях: веселое, страшное, грустное. Тот, кто сядет на стульчик, превращается в страшного зверя, грустного или веселого животного. Дети поочередно садятся на стульчики и показывают заданное настроение зверей.

НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ? (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

РАЗ, ДВА, ТРИ ... НАСТРОЕНИЕ, ЗАМРИ! (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)

Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики.

Показать ребятам картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, радость, злость и т.п.). Ребята по команде: «Раз, два, три ... Настроение, замри!»-изображают на лице определенное настроение.

ШКОЛА АКТЕРОВ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)

Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики.

В школу актеров принимаются дети после небольшой проверки. Вам нужно:

• Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек;

• Загрустить, как царевна Несмеяна; заболевший ребенок; ослик Иа-иа

Злиться, как злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребенок, у которого отняли мяч;

• Испугаться, как заяц, увидевший волка; птенец, который выпал из гнезда; котенок, на которого лает злая собака;

• Улыбнуться, как кот на солнышке; хитрая лиса; мама; будто ты увидел чудо.

ЭМОЦИИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)

Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, распознание эмоциональных состояний.

Детям показывают картинки с изображением детей в разных эмоциональных состояниях. Предлагается показать с помощью мимики и позы, изображенные на них эмоции и назвать их. Затем объяснить, почему дети в таком настроении? Что могло произойти? Каждому ребенку предлагается выбрать по одной картинке и придумать по ней короткий рассказ.

Примечание. Задание может использоваться как тест для определения эмоциональной восприимчивости ребенка с шести лет-чем больше эмоций он различил, тем выше уровень его эмпатии.

ЦВЕТОК РАДОСТИ (РИСОВАНИЕ)

Каждому ребенку дается бумажный лепесток (или два, если детей мало), карандаши и фломастеры. Детей просят раскрасить лепестки «радостными» цветами.

Затем берется бумажный круг–серединка цветка–и степлером присоединяются к нему раскрашенные лепестки.

Аналогично можно выполнять задание и с другими положительными эмоциями или качествами. Например, цветок интереса, цветок знаний, цветок дружбы и т.п.

ЗЛОЙ, ГРУСТНЫЙ, НЕДОВОЛЬНЫЙ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 6 ЛЕТ)

Цель: учить различать эмоциональные состояния друг друга

Дети сидят в кругу, водящий за кругом спиной к ним или выходит за дверь. Взрослый говорит детям, какую отрицательную эмоцию каждый из них будет изображать. Когда входит водящий, взрослый говорит ему: «У нас все дети в хорошем настроении, только двое злых (грустных, недовольных). Кто они?»

Водящий подходит к детям и угадывает. Если он правильно называет эмоцию, все кричат «Ура!» или хлопают в ладоши. А ребенок, изображавший отрицательную эмоцию, улыбается. Если водящий ошибся, все говорят: «Ой–ой–ой!» После выбирают нового водящего.

РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 6 ЛЕТ)

Цель: выявление характера и содержания переживаний, их осознание.

Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда...», «Больше всего я огорчаюсь, когда...».

Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

После предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?» При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью группы.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: осознание своих эмоций и эмоциональных реакций других людей.

Детям предлагается закончить предложение: Когда ребенок плачет, мама чувствует…Когда дети играют, они чувствуют…Когда человек говорит неправду, он чувствует…Когда ребенок болеет, мама чувствует…Когда человек остается один, он чувствует…Когда человек сделал доброе дело, он чувствует…Когда у человека есть друг, он чувствует…Когда человек видит что-то необычное, он…

ВОЛШЕБНЫЕ ШАРЫ

Цель: развитие воображения, закрепление знаний об эмоциях.

Детям предлагают изображения воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически рисует на нем эмоцию, которая подходит к форме этого шара. Затем шар раскрашивают подходящим цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников

Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка. Игры с песком снижают негативные проявления (страх,...

Буклет для педагогов:" Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников".

Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком...

Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»...

Мастер – класс для педагогов «Изо - терапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»

Цель данного мастер - класса: повысить профессиональное мастерство педагогов в формировании эмоциональной стабильности и восстановлении психологического здоровья у дошкольников посредством использован...