Наблюдательность
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Морозова Елена Николаевна

Консультация для родителей

«Развитие наблюдательности  и речи у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudatelnost.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие наблюдательности  и речи у детей»

Вам известно, что учение – эго труд, и его нельзя превращать в игру. Однако в жизни ребёнка игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. А кто же может лучше помочь ребёнку увидеть и понять этот интересный окружающий мир как не родители.

В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми и яркими наглядными предметами окружающего мира. Развитие наблюдательности начинается с раннего детства.

Наблюдение – это не просто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчиненная определённой познавательной задаче. Наблюдения обогащают ребёнка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой развития мышления школьников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей. Так давайте же откроем перед нашим ребёнком чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в красоте, воодушевляющей сердце на добро. И открывать этот мир начнём с первыми звуками его речи. А союзницей нашей будет природа.

Вот вы вместе с ребёнком пошли на прогулку в ясный солнечный день. Обратите внимание на ярко-голубое небо, на листочки, переливающиеся на солнце, на зелёную травку, на дрожащие капельки росы.

А в следующий раз вы понаблюдаете за темным небом, услышите раскаты грома, увидите берёзовые рощи, где поют жаворонки над поляной и цветут одуванчики. Огромно благотворное влияние природы на душу ребёнка. Пусть ваш малыш постоянно слушает пение птиц, наблюдает за жизнью насекомых, видит, как плетёт свою изящную паутину паучок. Богат и прекрасен мир вокруг. Чем глубже человек знает природу, тем больше она дарит ему чистой и светлой радости. Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок образы и хранят их глубоко в памяти.

...Вы гуляете с ребёнком по осеннему парку и, конечно, невольно обращаете внимание на красоту окружающих деревьев и падающих листьев. Вас привлекает всё: какие листья разноцветные, как застилают землю, и даже их полёт...

Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых кленовых листа. Он охотно примется за поиски и будет приносить вам многочисленные пары листьев, которые в первый момент покажутся ему неразличимыми. И каждый раз, внимательно разглядывая их, вы вскоре убедитесь, что листья хотя и очень похожи, но всё-таки неодинаковы. Так ребёнок откроет, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что она никогда не копирует себя. Он начнет учиться пристальному вглядыванию, видению множества признаков там, где раньше он видел их очень мало (ну, лист, ну, большой, ну, жёлтый, по краям зубчики... и всё!). А теперь он увидит разные оттенки жёлтого цвета, их тонкие переходы, особый рисунок прожилок, приметит гладкость или шероховатость поверхности и даже то, как загибается черешок. Это и станет началом развития внимания, и по этому пути вы легко поведете ребёнка, предлагая ему время от времени подобные задания. Их нетрудно придумать, если самим быть внимательным к тому, что нас окружает и что в этом окружении привлекательно для ребёнка: цветы, камни, ветки, шишки, грибы...

В процессе этих занятий вы и сами с приятным удивлением заметите, как обновляется ваше собственное видение простых и привычных вещей, которые казались вам прежде одинаковыми и повторяющимися.

Но будьте готовы к тому, что ребёнок может опередить вас, оказаться более зорким: ведь у него больше интереса к видимому, слышимому, осязаемому; многие впечатления для него сравнительно новы, он не привык еще, как мы, называть их "вчерашним именем".

Наблюдательность ребёнка можно развивать и укреплять с помощью более конкретных заданий. Положите на столе несколько похожих предметов (луковиц, камней и т.п.), пусть ребёнок рассмотрит их и расскажет об одном из них на выбор, а вы должны узнать, о каком предмете идёт речь. Материал для этих заданий всегда под рукой.

Специального внимания требует, пожалуй, цветовой облик окружающего мира. Наше видение цвета с детства осложняется одним практически неустранимым обстоятельством. Дело в том, что человеческий глаз различает огромное количество оттенков цвета; однако слов для их обозначения в языке не так уж много. Привычные и удобные слова, обозначающие цвет, заслоняют и подменяют собой реальные краски мира. Ребёнок, узнав цветовую гамму, начинает видеть мир в соответствии с этой цветовой таблицей. Но не упускайте случая обратить внимание ребёнка на многоцветность реального мира. Летом – все листья зелёные. Но положите маленький листок берёзы на широкий дубовый лист: видите, какая разница. А один и тот же лист? Разве он выкрашен ровно? Нет, вы и тут различите градации цвета, хотя их нелегко назвать. А какое многообразие вносит в летнюю зелень солнечный свет! Вот поверхность листа, отражающая свет неба, она голубовато-зелёная. Упала тень от соседнего листа – это совсем другой оттенок. Зелёная гусеница пересекает лист и очень хорошо видна, у неё свой цвет.

Лес пылает огнем осенних листьев. Предложите ребёнку разобраться в красках осени. Вот белоствольная берёзка – русская красавица одета в золотистый сарафан. А вот осинки нарядились в платья – ярко-красные и даже бордовые или багровые. А бузина стоит, как царица в пурпурном наряде.

В тихие безоблачные морозные вечера ярко раскрывается красота зимней природы. Посмотрите на алую зарю, на первые яркие звёзды. Озарённые вечерним светом снега кажутся розовыми, потом – светло-фиолетовыми. И каждое время года прекрасно и несёт свои особенные краски и звуки. Очень хорошо, если вы поможете услышать ребёнку тоненький мелодичный звук поющего льда весной, чудесную переливчатую песню жаворонка и шуршащие шаги осени.

Итак, ваш ребёнок убедился, как неисчислимы отличия в предметах, которые прежде казались одинаковыми. Может быть, даже достиг виртуозности в поисках различительных признаков. Теперь снова попросите его найти два листа и покажите, что общего между ними не меньше, чем различий. Они похожи по силуэту, у них есть прожилки и черешок, они плоские, тоненькие – почти не имеют толщины. Листья лёгкие и летучие. Умение сравнивать предметы поможет вашему ребёнку в его учебной деятельности.

Можно поиграть с ребёнком в игру "Что на что похоже?". Правила игры нехитры. Сначала вы спрашиваете ребёнка: на что и почему похож апельсин, фонарь?.. шишка?.. ягодка земляники? Затем вы меняетесь ролями, и ваш маленький партнёр называет вам предметы, "родственников" которых вы должны отыскать. Сравнивать можно всё со всем, лишь бы играющий мог объяснить, чем похожи сравниваемые предметы. Выигрывает тот, кто, во-первых, находит больше предметов, чем-либо напоминающих предложенный, и, во-вторых, открывает сходство фазу по нескольким признакам. Нельзя в этой игре лишь одного – сравнивать предметы, которые объединяются одним понятием (фрукты – с фруктами, посуду – с посудой).

Мы часто употребляем пословицу о том, что все познаётся в сравнении. Пусть же и ваш ребёнок познаёт мир, наблюдая и сравнивая окружающие предметы и жизнь.

Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры, можно многого добиться в воспитании детей.

Далее мы приводим разнообразные игры, которые помогут развить в ваших детях такие важные мыслительные качества, как воображение, наблюдательность, умение выделять главное. И помните: если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос умным и любознательным, не жалейте времени для того, чтобы поиграть с ним или наладить игру детей между собой. Участвуя же в игре, вы должны это делать так, чтобы ребёнок не чувствовал, что дело вовсе не в игре, а в каком-то её обучающем эффекте и что с ним играют не ради самой игры.

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Найди предмет

Ведущий (родитель) описывает внешний вид дерева – его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Ребёнок определяет, что это за дерево. Затем меняются ролями.

Найди дерево

Вы отдыхаете на даче. Сорвите листья и плоды разных деревьев. По сигналу предложите ребёнку подбежать к тому дереву, с которого сорван листок.

Что изменилось?

На столе разложены открытки: цветы, листья, плоды, животные. По сигналу родителей ребёнок закрывает глаза. А вы убираете одну картинку. Ребенок должен узнать, какую картинку забрали.

Нужно - не нужно

Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Ребёнок отвечает: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Если ребёнок ошибся, загадывает загадку.

Посадив огород, можно продолжить игру – сажать сад.

Что вырастила люди?

Предметные картинки овощей и фруктов разложены на столе. Ребёнок собирает фрукты, а вы – овощи. Кто быстрее соберет (классифицирует предметы).

Игра-загадка "Лес"

Взрослый загадывает загадки, а дети отгадывают (можно проводить игру на прогулке в лесу). Если ответ правильный, ведущий показывает отгадку.

Загадки:

Что за дерево:
И зимой, и летом зелено?

(Ель)

На лесной опушке
стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелены.

(Березки)

Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать ляжет в дупло.

(Сова)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же это?

(Олень)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это...

(Сыроежки)

Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке,
Кто не пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.

(Земляника)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.

(Еж)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый– краса!
А зовут её...

(Лиса)

В конце игры надо подвести итог: в лесу растут деревья, грибы, ягоды, живут звери и птицы.

Живое – неживое

Ведущий называет предметы живой и неживой природы. Если названо живое существо, ребёнок хлопает в ладоши.

Аналогично проводится игра "Домашние и дикие животные".

Зоопарк

Ведущий даёт словесное описание животного, ребёнок должен угадать и назвать его.

Аналогично можно провести игру "Магазин".

Кто на кого похож?

Игровой материал: предметные картинки. Перед ребёнком лежат картинки с изображением ласточки, стрекозы, акулы. Ребёнок называет те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных.

Например: самолет – ласточку, вертолет – стрекозу, корабль на подводных крыльях – акулу.

Отвечай одним словом

Родитель называет слова: "Яблоня, дуб, каштан – это..."

Ребёнок отвечает: "Деревья". Или: окунь, щука, карась и т.д.

Какое время года?

Игровой материал: картинки с изображением времён года. Ведущий загадывает загадку, а ребёнок отгадывает, о каком времени года говорится в загадке.

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня...

(Зима)

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня...

(Весна)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

Купайтесь – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я...

(Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я...

(Осень)

Лишний предмет

На столе предметные картинки: морковь, лук, редис, груша.

Ребёнок должен назвать предмет, который не соответствует данному понятию (груша), и объяснить – почему.

Аналогично игра проводится с другими понятиями. (Можно называть предметы).

  1.  Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  2.  Собака, лошадь, корова, лось.
  3.  Стол, стул, пол, кровать.
  4.  Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Предлагаемый материал поможет вам обобщить знания детей о временах года и расширить их кругозор и словарный запас.

Осень

После лета наступает осень.

Начало осени – "золотая осень": еще ярко светит солнце, деревья и кустарники в красивом разноцветном наряде (берёзы и тополя жёлтые, осины красные, дубы бурые, но остались зелёными ели и сосны). В парке много осенних цветов (астры, георгины, золотые шары).

На полях, огородах и в садах собирают урожай. Люди готовят огороды и сады к зиме, делают осенние посадки и посевы.

В середине осени солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи длиннее. Всё чаще хмурится небо, идут мелкие, холодные дожди, часто бывают туманы, дуют холодные ветры. Утром и вечером замерзают лужи; крыши домов покрываются инеем. Идёт снег, но днем тает. Отцветают цветы, остаются семена. Трава желтеет и сохнет.

В конце осени становится ещё холоднее, снег уже не тает, но он лежит ещё тонким слоем. Сквозь снег видны опавшие листья, засохшие растения. Деревья стоят голые. На ветках видны только почки. Перелётные птицы улетают на юг. Зимующие перебираются поближе к жилью человека. В лесу и в парке появляются северные гости – снегири. Животные готовятся к зиме; насекомые прячутся; ужи, лягушки, ящерицы прячутся и засыпают; рыбы уходят на дно реки и зарываются в ил.

Зима

Зима приходит на смену осени. Зимой бывают снегопады, морозы, метели, дни короче, чем ночи; небо чисто-серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья; на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метели, вьюги, бураны. На реках (озёрах) по льду ездят на санках и ходят на лыжах. Подо льдом живут рыбы.

Лиственные деревья стоят без листьев, на хвойных (сосна, ель) остаются листья – иголки.

Птицы зимой перебираются ближе к жилищам, кормятся оставшимися семенами, ищут корм у жилья.

В начале зимы снег ещё не глубокий, морозы небольшие, лед на реках и озёрах тонкий, ходить по нему нельзя. Часто идёт мокрый снег и снег с дождём. Поля и огороды пусты: урожай давно собрали.

Середина зимы – глубокая зима – январь. Лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. В морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.

В конце зимы часты бураны, метели, вьюги. Крепкие морозы бывают только ночью. Днём солнце пригревает, снег подтаивает.

Весна

В начале весны солнце раньше встаёт, дольше светит, всё короче становится ночь и длиннее день. От солнечного тепла снег темнеет, становится рыхлым, на солнечных пригорках тает, появляются проталины. По вечерам и утрам ещё холодно. Дует холодный ветер. Ещё бывают метели. Погода в марте изменчивая: то холодно, небо закрыто серыми тучами, идёт снег, то ярко светит солнце, тепло, небо голубое и чистое. От яркого солнца и снега люди щурятся. Падают и со звоном разбиваются сосульки.

Апрель – середина весны. Бурно тает снег, бегут ручьи. На реках, озёрах лёд покрывается трещинами, тает, ходить по нему становится опасно. В конце апреля реки вскрываются. Ночи ещё холодные, лужи покрываются корочкой льда, но весна берет своё. Набухают почки, появляются первая травка и первые весенние цветы – подснежники, зацветает ива.

Вылезает из берлоги медведь, выводит медвежат. Люди готовятся к встрече птиц – строят скворечники. Прилетают скворцы, жаворонки, улетают на север снегири, свиристели. Зашевелились ожившие муравейники, вылетели бабочки и пчёлы. На лесных проталинках греются на солнышке первые ящерицы.

Май – конец весны. Снег растаял. Лишь в глухих местах леса ещё видны его остатки. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идёт тёплый весенний дождь. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы: ландыши, черёмуха, сирень. Цветут деревья: тополь, берёза, осина. Прилетели перелётные птицы, выводят птенцов, в лесу шумно от птичьего многоголосья. Поют соловьи. Линяют животные. Люди работают в садах и огородах.

Лето

Июнь – начало лета. Уже с утра припекает солнце, сияет голубое небо. Стоят длинные тёплые дни, короткие летние ночи. В жаркие дни разражаются грозы с сильными тёплыми дождями. Во время дождя или после него, если светит солнце, на небе появляется радуга – разноцветное коромысло. В жаркие дни утром и вечером роса на траве, туманы в полях.

Распускается дуб. Деревья покрылись густой крупной листвой. Цветёт липа. На деревьях появляются плоды и семена: у ели, сосны, лиственницы – шишки, у клена – летучки, у рябины – ягоды. Цветёт шиповник. Цветут травы на лугах и хлеба в полях. В лесу начинают поспевать ягоды и грибы. Вылетают из гнезда птенцы.

Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольётся тёплый, крупный дождь – и опять жарко. Особенно жарко в полдень. Солнце висит в небе, как раскалённый шар. В полях отцветают хлеба, но ещё цветёт подсолнечник; на лугах – сенокос. В лесу пахнут деревья, цветы, поспевшие ягоды (земляника, малина), в полях душистый запах сена. Жужжат пчёлы, стрекочут кузнечики. В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. Ещё ласково светит солнце, пригревает, но в тени уже прохладно. Листья желтеют. Зелень стала тусклой. Но в цветниках много цветов: распустились розы, гладиолусы, георгины, астры.

В садах собирают смородину, малину, крыжовник. Начинается уборка урожая на полях и огородах. Идёт жатва, убирают с полей рожь, пшеницу, овёс. В лесу много грибов. Рябина покрывается ярко-красными ягодами, берёза роняет свой первый желтый лист. Птицы собираются в стаи. Скоро они полетят на юг.

Познакомив ребёнка с этим материалом, вы поможете ему уточнить, исправить, дополнить его собственное восприятие природы, сделать это восприятие более осмысленным. Задавайте ребёнку вопросы: "Расскажи, какое время года тебе нравится больше всего? Почему?"; "В букете больше всего мне нравится вот этот цветок. А тебе?.. Почему?" Своими вопросами, высказываниями, образным рассказом взрослый обращает внимание ребят на то, что каждое явление природы по-своему красиво и привлекательно. Если дети уяснили для себя определённые связи и закономерности природы, то они очень легко могут дать ответ на логическую речевую задачу.

Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, решение которой развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Эти логические задачи поддерживают интерес к природе, развивают умения наблюдать и замечать происшедшие изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем наблюдательность и память ребёнка

Игры, развивающие наблюдательность и зрительную память, очень полезны слишком эмоциональным или чересчур подвижным детям, помогая их несколько «остудить» или «притормозить». Как ни странно...

Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице»

Памятка для родителей "Обучение детей наблюдательности на улице"...

«Обучение детей наблюдательности на улице»

Некоторые рекомендации по поведению детей на улице и проезжей части дороги....

Электронное пособие для развития внимания и наблюдательности у детей от 5 до 7 лет «Найди тень у картинок»

Презентация для дошкольников от 5 до 7 лет, развитие памяти, внимательности, мышления....

Обучение детей наблюдательности на улице

О правилах дорожного движения...