Алгоритм развития движений у детей с ППЦНС.
консультация (младшая группа)

Лысенко Анна Юрьевна

Одной из важнейших задач в работе с младенцами с ППЦНС является восстановление собственной двигательной активности и возможности управлять собственными движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_razv_dvizh.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм развития движений у детей с ППЦНС.

Для детей с ППЦНС в первый год жизни характерно сильное отставание в развитии двигательных функций. Искаженное развитие и угасание рефлексов новорожденных, задержка становления  выпрямительных рефлексов, нарушения тонуса  приводит к значительной задержке формирования основных двигательных навыков: удержание головы, перевороты, сидение, ползание, умение стоять и ходить. Ограничение в движениях уже в возрасте четырех-пяти месяцев приводит к отставанию в развитии ориентировочно-познавательной деятельности ребенка и его голосовой активности. В дальнейшем отставание нарастает и сочетается с недостаточностью зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности. Ограничение собственной двигательной активности ребенка обедняет также возможность чувственного восприятия и познания ребенком окружающего мира, манипулятивно-исследовательских  действий с игрушками, сужает его контакты с окружающими.  

Одной из важнейших задач в работе с младенцами с ППЦНС является восстановление собственной двигательной активности и возможности управлять собственными движениями. В комплексе с механическими и рефлекторными воздействиями на ткани и органы (массаж), выполнением физических упражнений (лечебная физическая культура), кинезиотерапии в режимных моментах и играх собственная произвольная двигательная активность восстанавливается.

В младенческом и раннем возрасте ребенок познает мир через общение с близким взрослым и игру. В младенческом возрасте это манипуляции с предметами с целью обследования (стучит, гремит, бросает). Манипулятивная деятельность перерастает в предметно-игровую, в процессе которой ребенок осваивает изначально простые игровые действия с предметами (катает машинку). Таким образом, мотивировать собственную двигательную активность ребенка мы рекомендуем  средствами игры, через развитие познавательной деятельности и в соответствии с поэтапным формированием навыков.

Здоровый ребенок, активно развиваясь, исследует собственное тело: руки, ноги, пальцы; обследует окружающее пространство, двигаясь во всех направлениях. Независимо ни от кого он проходит все ступени психического и физического развития, начиная с удерживания головы в горизонтальном положении и заканчивая самостоятельным передвижением в вертикальном положении. Каждый полученный новый навык подготавливает ребенка к преодолению более сложного, востребованного для жизни.

Ребенок с ППЦНС, развиваясь, также взаимодействует с окружающим миром, подготавливая свое тело к следующим, более сложным движениям. Однако невозможно научить ребенка сидеть, если он еще не держит голову, стоять, если он не может удерживать свой корпус. Поэтому очень важно обеспечить ему поэтапное развитие, соответствующее развитию здорового малыша. Пусть на это уйдет больше времени и сил, зато ребенок сможет развиваться как физически, так и психически, приобретая необходимые навыки. Изначально формируются навыки крупной моторики в  горизонтальном положении: лежа на спине и животе. Эти сформировавшиеся навыки позволяют малышу перейти на следующий, более высокий уровень физического развития: вертикальное положение.

Остановимся на формировании некоторых основных навыков крупной моторики в порядке их формирования:

- Положение лежа на спине: развитие движений рук и ног. Ребенку можно предложить игрушку из зоны актуального развития (погремушку, бубенцы, колокольчики с рукояткой, удобной для ладони, яркие «мякиши» разной формы и цвета), располагая ее в области зрительного контроля на расстоянии 10 см от рук. Издав игрушкой звук, взрослый ждет самостоятельную попытку ребенка дотянуться до игрушки. Если движение не скоординировано и вес тела не распределяется, ему нужно помочь вывести руку вперед одним движением таким образом, как это бы сделали взрослые. Игрушки нужно предлагать с разных сторон, развивая таким образом амплитуду движения рук. С целью мотивации движений рук и ног предлагаем придавать целенаправленность действиям ребенка: надевать на ручки или ножки браслеты, подставлять под ноги или руки неваляшку или шуршащие мешочки: при движении рук или ног ребенок будет слышать издаваемые звуки и сам стремиться к их получению. Постепенно расстояние между рукой ребенка и игрушкой следует увеличивать, побуждая дотягиваться до нее самостоятельно.

- Положение лежа на животе: выкладывая ребенка на живот, привлекайте его внимание звоном погремушки или ласковым голосом, песенкой. Чтобы постепенно удлинять время нахождения в этом положении, подложите под грудь малыша свернутый из одеяльца валик; тогда у него появится возможность выпрямления рук с опорой на кисти и лучшего обзора; вначале ребенок будет опираться на предплечья, на короткое время приподнимая голову, постепенно будет формироваться опора на вытянутые руки со сжатыми кулачками, затем на выпрямленные руки с раскрытыми кистями; предлагайте ребенку разные игрушки, в том числе те, которые можно толкнуть и получить звук или действие (неваляшка, шуршащий мешочек); ребенок будет стремиться совершить действие вновь и вновь, совершенствуя полученные умения и получая удовольствие от игры;

- Умение группироваться при подтягивании за руки: привлеките внимание ребенка ласковым голосом, разговаривайте с ним; дайте ребенку свои указательные пальцы, побуждая его ухватиться за них; когда малыш сделает это, аккуратно, придерживая его за кисти, приподнимайте с отрывом головы (а затем и всего плечевого пояса) от пола; ребенок будет приподнимать голову, сгибая шею, постепенно к этому будет добавляться частичное сгибание рук; навык необходим для вертикализации;

- Умение совершать перевороты на бок и живот (переворот с живота формируется позже): в положении на спине привлекайте внимание ребенка яркой звучащей игрушкой, постепенно перемещая ее в сторону по направлению к полу; прослеживая взглядом за игрушкой, ребенок будет тянуться за ней, причем вначале вы можете помогать ему в этом (прикоснуться игрушкой к руке ребенка, побуждая его схватить игрушку, но не давая в руки, отводя и перемещая ее снова вбок); помогайте ребенку тянуться за игрушкой, слегка подтягивая его руку вслед за игрушкой, с последующим поворотом таза и ног (вначале можно помогать механически, подтягивая за одну, соответствующую повороту ногу), постепенно формируя алгоритм поворота на бок; вначале это будет поворот всем телом, столбиком, затем следует стремиться к вырабатыванию скручивания – ротации – в области поясницы, придерживая ребенка во время поворота за область таза на пару секунд;  

- Умение сидеть усаженным (мы пока не говорим об умении самостоятельно садиться): вначале ребенок сидит усаженный в подушки или в стульчике с ограничителями, между ногами сидящего взрослого; спина малыша вначале круглая, т. к. слабы мышцы, удерживающие ее; побуждайте ребенка сесть с опорой на руки и широко расставленными ногами (это дает широкую основу для уверенного сидения и дополнительную опору); положите или поставьте перед малышом игрушку, которую надо взять или толкнуть, побуждайте ребенка к игре с ней; вначале ребенок только на короткое время будет отрывать от пола одну руку, однако постепенно действия с игрушкой будут носить более долговременный характер, в игре будут участвовать обе руки: спина будет укрепляться и выпрямлять;

- Выработка лордоза (изгиба в пояснице): предлагайте ребенку сушку, лакомство, игрушку сверху спереди так, чтобы ему нужно было дотянуться до предлагаемого рукой, прогибая спину;

- Выработка ротации (скручивания): в положении сидя на полу или в стульчике с ограничителями, на большом мяче при условии зафиксированного таза (при необходимости нужно удерживать ребенка за таз или за бедра) позвать его сбоку сзади, побуждая повернуться, или предложить лакомство или игрушку сбоку сзади так, чтобы малыш потянулся за лакомством, скручивая спину в пояснице; этот и предыдущий навык необходим как для укрепления мышц спины, так и для формирования моторной ловкости;

- Ползание: обучение ползать проходит ряд подэтапов, кроме того, следует помнить о том, что все дети учатся передвигаться по-своему: некоторые дети делают это даже в положении сидя; однако мы настоятельно рекомендуем научить ребенка ползать на четвереньках, т. к. этот навык является одним из самых сложных и требующих развития и сложного взаимодействия обоих полушарий головного мозга. Итак, в положении лежа предложите малышу яркую интересную игрушку, а когда он попытается ее схватить, положите ее на незначительном расстоянии от вытянутой руки ребенка, продолжая настоятельно предлагать, стучать ею, греметь; ребенок будет делать настойчивые попытки дотянуться, а вы слегка помогать ему: дать упор своей одной ножке ребенка, побуждая согнуть ее и оттолкнуться от вашей руки (погремушка при этом перемещается в предел недосягаемости), потом таким же образом помочь оттолкнуться другой ногой, еще отодвигая погремушку, и т. д. Таким образом ребенок начинает ползать на животе (по-пластунски). Затем нужно научить ребенка вставать на четвереньки, стоять на них и ползать на четвереньках. В этом нам могут помочь подручные средства: под грудь и живот подкладывается валик из свернутого одеяла так, чтобы ребенок оказался на четвереньках; или это может быть полотенце или пеленка, приподнимающая  малыша над полом в позу на четвереньках, взрослый сверху держит полотенце и побуждает малыша ползти к игрушке, лежащей перед ним. Можно просто поддерживать ребенка под грудь и живот, побуждая его вставать на четвереньки и ползти. Конечно, удобнее, когда этой работой занимаются двое взрослых, тогда один взрослый может удерживать ребенка под живот, а второй перемещать игрушку, или помогать переставлять согнутые ноги поочередно;

- Выработка равновесия: начинать над этим работу рекомендуем, как только ребенок начинает хорошо сидеть, и постепенно расширяем диапазон упражнений. Упражнения в положении сидя на большом мяче или на коленях у взрослого лицом к нему, хорошо фиксируем за таз или за ножки; покачиваем малыша медленно в стороны, вперед-назад так, чтобы ребенок должен удерживать равновесие; ходьба с фиксацией ребенка за таз или с придерживанием во время ходьбы за одежду взрослого (юбку); одевание и раздевание стоя у опоры с переносом центра тяжести с одной ноги на другую (раздевание или одевание трусиков, носочков и т. п., ходьба по наклонной поверхности) и т. д.    

- Умение вставать и стоять у опоры: заинтересуйте ребенка интересной игрушкой, находящейся на возвышении, столике или полочке; чтобы достать интересующий малыша предмет, надо подползти к нему и встать. Когда малыш подполз к опоре, покажите, как надо ухватиться за нее, а потом помогите ему согнуть ногу в колене и, опираясь на нее, встать и подняться на обе ноги, подтянув вторую. И, конечно, поощрите ребенка, похвалите и позвольте взять игрушку, за которой они тянулся;

- Боковая ходьба у опоры: когда ребенок уверенно научился стоять у опоры, его нужно заинтересовать чем-то, или позвать, привлечь внимание ласковым голосом сбоку. Чтобы достать до игрушки или передвинуться к вам, ребенку нужно оторвать ногу и переставить ее в сторону, а затем то же проделать второй ногой. Помогите ему вначале проделать такие перемещения ног, продолжая привлекать игрушкой, в дальнейшем минимизируя свою помощь, чтобы малыш сам начал ходить у опоры боковым шагом;

- Самостоятельная ходьба:

 

Поза и передвижение:

— ходит боком у опоры;

— самостоятельно ходит.

Когда ребенок, держась за опору, встает на колени, следует обращать внимание на расстояние между руками и коленями: они должны быть на уровне плеч, не уже (как правило, это руки) и не шире (как правило, это колени), в противном случае вес тела распределится неверно, поза исказится и не даст возможности освободить одну руку, чтобы взять интересующий предмет. Искаженные позы провоцируют страх и увеличение спастики. Если ребенок может стоять на коленях, держась за опору, но не в состоянии одной рукой взять игрушку, нужно создать ситуацию успеха: интересующий предмет опустить на нижнюю полочку, чтобы малыш успешно удовлетворил свой познавательный интерес.

В процессе формирования двигательных стереотипов главную роль играет желание выполнить движение, т.е. мотивация собственной двигательной активности. Создав для ребенка условия, способствующие его физическому развитию и познавательному интересу, можно избежать задержки психического развития. В сложных случаях, например, при нарушениях зрительных анализаторов (атрофии зрительных нервов, ретинопатии), следует подключать сохранные анализаторы (слуховые, тактильные). Ребенок ориентируется на звук, выполняет движения под слуховым контролем, а обследование — через тактильное восприятие. При невозможности исследовать предмет пальцами в силу повышенной спастичности мышц ему надо дать прочувствовать предмет поверхностью тела и орально. При выполнении лечебного массажа специалистами спастика уменьшается, ладонь ребенка можно раскрыть и вложить в нее интересующий предмет.

При нарушениях слухового анализатора подключают сохранные анализаторы (зрительные и тактильные). Игрушки должны быть яркими и иметь различные поверхности. Если ребенок лежачий, но поворачивает голову из стороны в сторону, реагируя на звуковой или зрительный стимул, формировать его двигательные навыки необходимо из положения лежа на спине, подготавливая к следующим, более сложным движениям.

Каждое сложное движение состоит из цепочки простых, которые выполняются взрослыми автоматически, на уровне мышечной памяти. Если осознанно разделять любое сложное движение на составляющие и выполнять простые движения совместно с малышом, вызывая желание через мотивацию, результаты не заставят себя ждать.

Таким образом, мотивация собственной двигательной активности ребенка с ДЦП формирует физиологичные двигательные стереотипы, тренирует координацию движений и поддержание равновесия, повышает качество жизни. Ему легче освоить навыки самообслуживания (прием пищи, одевание, уход за собой) сначала при помощи взрослого, а затем самостоятельно, развиваясь и контактируя как двигательно, так и эмоционально, что важно при дальнейшей социальной адаптации и взрослении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие движения у детей С синдромом Дауна

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение ...

Развитие движений у детей второго года жизни в условиях двигательной депривации.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности....

Алгоритм развития мелкой моторики детей ясельного возраста.

laquo;Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»                    ...

Родительский лекторий по теме: «Алгоритм развития движений у детей с ППЦНС».

Родительский лекторий  по теме: «Алгоритм развития движений у детей с ППЦНС»....

Родительский лекторий по теме: «Алгоритм развития мелкой моторики детей ясельного возраста».

Родительский лекторий  по теме: «Алгоритм развития мелкой моторики детей ясельного возраста»....