Методическая разработка по консультированию родителей воспитанников по проблеме "Постепенная подготовка к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа)

Наталья Леонидовна Корчагина

Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка и его родителей. Как зараннее продумать и распределить возможности, ресурсы и необходимые дейсвтия, что бы подготовка к обучению в школе была многосторонней и комфортной для всех участником образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Постепенная подготовка ребенка к обучению в школе

Поступление в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.

Насколько ребенок готов к таким переменам в жизни зависит от уровня его общей школьной готовности. Что это значит? Существуют три компонента школьной готовности: физиологический, педагогический, психологический.

Физиологический  компонент подразумевает физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфические отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста еще не завершили свое формирование, что проявляется в особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

В этом возрасте хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазание.… В то же время, мелкие мышцы кистей руки, обеспечивающие точные движения при письме, развиты еще недостаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

Основными показателями  психологической  готовности к обучению являются: интеллектуальная, эмоционально – волевая и личностная готовность.

Интеллектуальная  готовность подразумевает:

высокий уровень развития наглядно – образного мышления, т.е. умение рассуждать, делать выводы, обобщать материал, заданный в рисунках или графических изображениях. Подразумевается начальный уровень логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющегося опыта, информации, представлений.

На момент поступления в школу ребенок должен иметь достаточный объем восприятия, внимания, памяти.

Речевое развитие должно соответствовать возрасту. Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий, использовать речь для изложения своих мыслей, суждений, построения полного высказывания с использованием сложноподчиненных предложений.

Интеллектуальная готовность содержит и такой компонент как обучаемость, т.е. умение усваивать новую информацию при помощи взрослых. Успешное овладение новой информацией   требует сформированности важнейших учебных действий: планирование своей деятельности, умение выделять в потоке информации основную задачу и превращать ее в цель деятельности.

Эмоционально – волевая регуляция предполагает способность не отвлекаться и сосредоточенно работать в течение 15- 20 минут, сохранять удовлетворительную работоспособность в течение всего учебного дня и в едином темпе со всем классом. (Данная способность может завесить как от сформированности, так и от состояния здоровья ребенка).

Предполагается  поведенческая саморегуляция: сдерживание эмоций, двигательной активности, ответственность за свои поступки.

Личностная  готовность  включает мотивационную готовность, т.е. наличие интереса к интеллектуальной деятельности, желание добиться успехов, узнать что – то новое. Далеко не каждый ребенок, пришедший в школу, имеет учебную мотивации.

Личностная готовность подразумевает и коммуникативную готовность: способность установить адекватные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; умение работать в группе, подчиняя свои желания общим требованиям;

Ребенок должен обладать адекватной самооценкой и уровнем притязаний, владеть самоконтролем в различных ситуациях общения.

Что же нужно знать родителю о ребенке,

который идет в школу?

Что ребенок живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени.Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты - обязан». Давайте отдых от внушений, во всяком случае от однообразных внушений.

Представьте, что с Вами будет, если:

  • 37 раз в сутки к Вам станут обращаться в повелительном тоне,
  • 42 - в увещевательном,
  •  50 - в обвинительном!  

Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками.

       Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний, нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений, нужно время от времени распоряжаться собой полностью, т.е. нужна своя доля свободы. Без нее задохнется дух.

Работоспособность ребенка, подготовительного к школе возраста, 15 - 20  минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности. Дайте ребенку время! Примерно каждый второй из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами, требуемыми со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это может быть связано и с болезнью, но это может быть связано с одаренностью. Такими недотепами были и маленький Пушкин, и маленький Энштейн.

Каковы же основные признаки переутомления?

-Ухудшение почерка;

-Увеличение числа ошибок;

-Замедление темпа речи;

-«Глупые» ошибки;

-Рассеянность;

-Невнимательность;

-Плаксивость;

-Вялость;

-Раздражительность и др.

      Если это происходит дома, во время приготовления домашних заданий, сделайте небольшой перерыв, переключитесь на что - то другое - приятное и полезное для ребенка.

Учитывайте психосоматическое состояние ребенка.

Спросим себя, понимаем ли мы:

  • Что первые полчаса сна и пол часа перед сном во избежание нервных срывов никогда и ни у кого не должно быть эмоционального и умственного напряжения;
  • Что РЕБЕНОК, теряющий уверенность, хуже соображает, медленнее растет;
  • Что знание, принимаемое без радости, не усвоено.
  • Что ему непривычно будет «быть одним из многих».

Здесь важно какую самооценку Вы заложили в сознание ребенка: заниженную, завышенную или адекватную. Особые трудности возникают у ребят, которые в детском саду считались достаточно успешными (в играх, коллективной деятельности и т.д.) Привыкший быть лидером, в школе очень часто не добивается той же позиции в коллективе. Результат - огромное разочарование в школе.

 Одним словом не внушайте нереального! Самые глубокие  пессимисты происходят из детей, воспитанных пессимистически.

Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встречать, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.

Уважаемые Родители,

попробуйте ответить себе на следующие вопросы. Готовы ли Вы:

  • создать дома обстановку спокойствия и доброжелательности;
  • встречать ребенка из школы с улыбкой;
  • не ругать и не наказывать за ошибки и незнание;
  • помочь, не рассердившись;
  • не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
  • не обижать;
  • не сравнивать с другими своего ребенка;
  • не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.

В общем, готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.

     Если  Вы согласитесь добросовестно исполнять эти условия, то очень скоро поймете, на сколько тяжело ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации и какие высокие требования ставят перед ним школа и родители.

Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встречать, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т.д.

Все бытовые дела (уход за школьными принадлежностями, одеждой...) попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.

Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли и др. Надо спокойно выяснить, что произошло, и стараться вслух не делать своих «взрослых выводов». Учтите, что дети не уважают суетливость. Спокойствие и рассудительность старших в основном действует благотворно.

Ребенок ждет от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь вместе с ним разделить его радость. Поделки ставьте на самое видное место. Тетради с похвалой учителя покажите всем близким. Таким образом, вы дадите ребенку возможность почувствовать себя счастливым и умеющим. Это важно, потому что начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушиться сон, аппетит, повышается температура, обостряются хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других - одну четверть, у других - растягивается на весь учебный год. многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Процесс адаптации будет отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении детей. Было бы идеальным вариантом, если бы Вы  делились с педагогами и психологами школы своими наблюдениями, мнением.

Остается пожелать всем Вам:

«КАЖДЫЙ ДЕНЬ С РЕБЕНКОМ НАЧИНАЙТЕ С РАДОСТЬЮ, ЗАКАНЧИВАЙТЕ С МИРОМ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дополнительному образованию детей дошкольного старшего возраста по подготовке к обучению в школе "Букваренок"

Методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет на 2 года обучения и предусматиривает обучение по разделам: Обучение грамоте и Развитие математической логики. Занятия проходят в рамках дополни...

Консультация для родителей. Развитие речи и подготовка к обучению в школе.

Консультация для родителей. "Развитие речи и подготовка  к школе" Особенности и необходимость развития всех сторон речи ребенка....

Методическая разработка на тему "Дидактические игры, игры-упражнения, тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школе"

Данная методическая разработка ориентирована на учителей-логопедов, работающих с детьми с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемые игры составлены на основе игр, уже описан...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

Основные аспекты психологической готовности к школе, мотивационная готовность, причины снижения мотивации к учению, рекомендации, памятка....

Методическая разработка по консультированию родителей воспитанников при нарушении социальной адаптации и сенсорной интеграции

Методическая разработка консультации для родителей воспитанников с нарушениями социальной адаптации  и сенсорной интеграции. Практические рекомендации по организации игр-взаимодействий врослого и...

Конспект методической разработки «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов»

Конспект методической разработки «Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации образовательных проектов»...

Методические разработки для педагогов, родителей воспитанников (консультации, памятки)

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту""Как выбрать вид спорта для ребёнка""Лишние килограммы у детей""Значение мяча в жизни ребенка&q...