Логопедические игры с песком
консультация

Проскурнева Екатерина Васильевна

Для того чтобы разнообразить коррекционную работу дома, предлагаем Вам использовать нетрадиционные формы упражнений - игры с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom_kons.docx201.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

детский сад № 34 «Родничок»


Уважаемые родители!

Для того чтобы разнообразить коррекционную работу дома, предлагаем Вам использовать нетрадиционные формы упражнений - игры с песком.

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Песочная терапия – одна из техник, которая позволяет раскрыть мир каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому родители могут использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия, играя. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. 

Правила для родителей в игре :

Первое правило – установите доверительные отношения с ребенком.

Вторе правило – включите себя в игру («игра с самим собой», проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т.д.).

Третье правило - не подавляйте инициативу ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.        

Примерные игры с песком:  

Учите ребенка:

• трогать песок руками;

• вставлять в песок палочки, веточки, листики, камушки;

• лепить куличи из мокрого песка, используя различные формочки;

• лепить заборчики из мокрого песка;

• рисовать палочкой, пальцем различные фигуры, буквы, цифры;

• насыпать кучки;

• зарывать предметы; (Игра "Угадай на ощупь". Попросите ребенка закрыть глаза, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Если ребенок не называет игрушку. Произносите сами: «Ура, ты нашел мишку (зайчика)»);

• закапывать руку;

• строить город и т.д.     

С детьми старшего дошкольного возраста в песочнице можно играть в логопедические игры. Начинать можно с игр на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения. Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич – Евстегнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
— поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
— «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
— создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
— пройтись по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они?
Можно поиграть на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх – вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребенку завязывают глаза.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Если у ребенка есть пробелы в развитии звуковой стороны речи, можно использовать игры на развитие фонематического слуха:
— выбрать фигурки, в названиях которых есть звук А или другой гласный;
— выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук С или Ш и т. д.
Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком С находятся в начале, в середине, в конце слова. Эта простая игра помогает нам решить много логопедических задач:
— закрепить навыки произношения автоматизируемого звука;
— развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т» и т. д.
Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает ребенку возможность ощущать себя успешным.
Для развития навыка дифференциации звуков можно использовать игру «Кто быстрее?»
Песочница разбивается на два поля, участники берут флажки, на которых картинки с дифференцируемыми звуками. Но одном поле выставляются флажки с картинками, например, со звуком С, а на другом со звуком Ш. Игру можно продолжить. Составить рассказ по картинкам, находящимся на своем поле.
Игры можно придумывать, фантазировать и играть вдвоем и вчетвером и т.д.
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
— у ребенка значительно возрастает интерес к занятиям
— ребенок чувствует себя более успешным, освобождается от страхов.
— у ребенка развивается мелкая моторика и речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические технологии "Игры на песке"

Логопедические технологии "Игры на песке"...

Игры с песком в логопедической работе

В игре с песком развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.В данном материале представлены варианты игр с песком по всем направлениям развития речи детей....

Игры с песком в логопедической работе

Песо́чная терапи́я - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает ...

Логопедические игры с песком

В методической разработке представлена подборка игр с песком для детей дошкольного возраста.Она объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных дв...

Проективные логопедические игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

В силу ограниченного словарного запаса дошкольникам трудно проговаривать свои внутренние волнения, глубокие переживания, поэтому скрытая психологическая проблема переходит на уровень тела и проявляетс...

Логопедические игры с песком

Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи....