Обогащение словаря ребенка в домашних усовиях
консультация

Проскурнева Екатерина Васильевна

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_slovar.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словаря ребёнка

в домашних условиях

(консультация для родителей)

Подготовила: учитель-логопед

Проскурнева Е.В.


Уважаемые родители!

В настоящее время у детей дошкольного возраста все чаще встречаются нарушения речи. Одной из основных особенностей детей данной категории – бедность активного и пассивного словаря.

Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа).

Например, при составлении рассказа по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так: «рубашка синяя, ее можно носить», вместо: «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду».

Часто при составлении совместного рассказа встречаются такие же однословные ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа.

Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать совместными усилиями.

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Настольные игры

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно- печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных вещей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки- образцы и спросить: “Что нарисовано на картинке?”, “Как можно назвать их одним словом?”, “Где растут фрукты?”, “Что можно сделать из фруктов?”. После беседы объяснить:” Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья, и подбери необходимые картинки”.

Словесные игры.

Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Ребёнок вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч. Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребёнку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? Из дерева, значит он- деревянный.

Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый. Что делает врач?

Дети. Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на “скорой помощи” и т. д.

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребёнка, а затем поправьте его, расскажите ему о Вашей профессии.

Что я не так сказала?

Взрослый (ребёнку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, заяц. Ребёнок исправляет ошибки.

Скажи наоборот

.Мама произносит фразу с эпитетом, ребёнок повторяет её, называя антоним эпитета.

Мама. Я вижу высокий дом.  Ребёнок. Я вижу низкий дом.

Упражнения по развитию речи в совместной деятельности

Во время прогулок, одевания, раздевания,  купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребёнком дидактические упражнения.

Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы: ”Кашу маслом не испортишь”, “Дорога ложка к обеду”, “Захочешь кушать - руку протянешь”. 

Если ребёнок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: “Поспешишь – людей насмешишь”, “Без труда не вытянешь рыбку из пруда”, “Что посеешь, то и пожнёшь”, “Лентяю всё некогда”.

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Много снега – много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осенняя муха больно кусается», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «Летний день год кормит».

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).

«Белый камень в воде тает». (Сахар.)

«В одной бочке два  теста». (Яйцо.)

«В воде растет, в воде любуется, а кинь в воду – испугается». (Соль.)

«Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.)

Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз.)

«Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает». (Осень.)

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку, игрушку.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вышивать», «зашивать»), которые дети нередко путают объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» - «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» - «связанный из шерсти».

В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая». «Какой помидор?» - «Красный, круглый».

Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».

Обогащение бытового словаря

В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо – борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница – её используют для салатов».

Так непринужденная беседа обогащает детский активный словарь.

Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Ребенку будет интересно.

Выходя на прогулку, необходимо обратить его внимание на деревья, траву, птиц; спросить знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

Советы родителям:

  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
  2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье — мама, папа, бабушка или дедушка.
  3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
  4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
  5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
  6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2—3 месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
  7. Учите ребенка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

Успехов Вам в воспитании и развитии детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях

 Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их— сформировать у дете...

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях

Одним из эффективных способов обогащение словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей це...

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях. Рекомендации для родителей

Материал предназначен для родителей детей с речевым отставанием. Рекомендации помогут родителям активизировать словарный запас детей в домашних условиях....

ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕМЬЕ - Обогащение словаря ребенка в домашних условиях

Материал "Обогащение словаря ребенка в домашних условиях" подготовлен в целях просветительской работы родителей...