Родительское собрание "Капризы и упрямство"
консультация

Хоронжак Юлия Владимировна

Дети радуют нас, когда они веселы и здоровы, и расстраивают, когда капризны и упрямы. Быть или не быть детским капризам и упрямствам об этом мы поговорим сегодня с вами и постараемся разобраться в причинах их появления и особенностях проявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaprizy_i_upryamstvo.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Капризы и упрямство"   

        Дети радуют нас, когда они веселы и здоровы, и расстраивают, когда капризны и упрямы. Быть или не быть детским капризам и упрямствам об этом мы поговорим сегодня с вами и постараемся разобраться в причинах их появления и особенностях проявления.

        И упрямство, и капризы - две стороны одного и того же нарушения в поведении; у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых - в капризах. Чаще всего упрямство и капризы проявляются у детей в резкой форме в 2,5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда наблюдается «вторая волна» в среднем дошкольном возрасте около 5 лет.

 

  Капризный ребенок от упрямого отличается не только излюбленными выражениями (любимые слова упрямых - «я хочу», а капризных - «я не хочу»), но и тем, что для «упрямца» самое главное - не уступить взрослому, «настоять на своем», а у «капризули» - желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».

        Что это такое детский «каприз»? Под капризом понимается необоснованное сопротивление советам и требованиям окружающих, стремление во что бы то ни стало настоять на своем. Капризы сопровождаются всплесками негативных эмоций, плачем, истериками. При этом ребенок может упасть на пол или броситься с кулаками на обидчика.

      Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

Почему возникают капризы? Каковы причины их возникновения?

1. Большая часть капризов провоцируется проблемами со здоровьем. Маленький ребёнок ещё просто не в состоянии сам объективно оценить своё самочувствие: что он устал, приболел или же просто хочет есть.

2. Вторая причина – это чрезмерная опека мамы и папы. И возникающие капризы ребенка в данном случае объясняются излишней избалованностью.

3. Следующая причина – кризис трёхлетнего возраста. Очень многие родители отмечают резкие перемены в поведении малыша именно в этот возрастной период.

Вызвано это тем, что ребёнок впервые презентует себя, как личность и, соответственно, требует для себя определённой свободы. Слова: «Я сам!» становятся наиболее часто употребляемыми в его речи. И если взрослые продолжают его излишне опекать и хоть как-то подавлять его стремление к самостоятельности, то он начинает бунтовать, попросту говоря, капризничать.

4. Ещё одна причина, провоцирующая детские капризы, отношения и обстановка дома, в семье. За целый день он очень сильно устаёт. И когда он попадает домой, ему хочется спокойствия, постоянства, а также любви и уважения мамы и папы по отношению друг к другу и по отношению к нему. И если вечером, придя из садика, он сталкивается с ссорами, скандалами, какими-то резкими переменами в жизни, то он начинает проявлять протест. Он выражается в излишней плаксивости, капризности и пр.

На ваше рассмотрение предлагается  1 ситуация. Внимание на экран. (Видео).

Миша - Всегда капризничает за едой, огорчая этим свою строгую маму.

Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша не доволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем.

«Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено».

Миша не отступает: «Сначала я буду пить компот, а твою котлету - после». Мама, рассердившись, решительно берется за дело: начинает кормить сына супом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренно кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь».

Миша отталкивает тарелку и проливает часть супа на стол, громко плачет. Мама дрожащими руками принимает успокоительные, восклицая: «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот...»

Вопрос: Какие ошибки допустила мать в данном случае?

Обобщение: Мишина мама не должна ставить на стол одновременно все три блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она поняла, что Миша упрямо требует свое, нужно было частично пойти ему навстречу, разрешить, например, отпить глоток компота до еды.

Но при этом не «делать ему одолжение», не подчеркивать важность этого решения, вообще не акцентировать на этом внимания, а в мягкой форме сказать, например, так «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед. Отпей четверть стакана – это знаешь сколько? Это половина от половины стакана». Разумеется, такие разговоры за столом не вполне уместны, но все же лучше, чем ссора и конфликт.

Музыкальная пауза.  

Сейчас мы разберём еще один «волшебный прием», который поможет справится с капризом.

Ситуация 2 «Представьте себе»

Как – то Юля раскапризничалась, и я, чтобы ее отвлечь, рассказала сказку про Машу и трех медведей, только вместо Маши была Юля. Сказка ей понравилась.

Сначала я Юлю «вставляла» в разные сказки, потом просто рассказывала разные истории из Юлиной жизни, в том числе и разные небылицы, а затем стала рассказывать то, что на самом деле бывает, было или происходит сейчас. Я стала говорить о Юле, которая не плачет, не капризничает.

Стоило мне сказать, если Юленька хочет заплакать: «Что теперь рассказывать – как Юля плакала?», как Юля сразу переставала всхлипывать. А успокаивало ее желание быть той хорошей Юлей.

Вопрос:

Понравился ли вам этот прием? Чем? Какие у вас были случаи, когда вам удавалось успокоить ребенка, не прибегая к крику и наказаниям?

Ведущий:

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят их отсутствие. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, чего ребенок не хочет, а чего хочет. Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело. Если капризному ребенку что-то интересно, он забывает капризничать, когда вместе с вами лепит снежную бабу, строит крепость, ловит бабочку, участвует в подвижных играх.

Дома надо поощрять самостоятельность ребенка. Предлагать ему самому постирать белье кукле, свои носочки, сложить книжки на полке - сказки со сказками, а раскраски - с раскрасками; убрать игрушки или построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом незаметно помогать ребенку, радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам». Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная, привилегия. Этим можно воспользоваться и всячески поддерживать в ребенке убежденность, что ему очень довезло, когда разрешили поставить на стол тарелки, полить цветы, покормить рыбок. Нам, взрослым, важно понять, чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.

Музыкальная пауза  

«Хочу!  Хочу!  Хочу!» - диктофон.

«Хочу!» - Некоторые родители слышат эти слова каждый день. На ребёнка нельзя не повлиять, ни остановить в этот момент, а заканчивается все так же внезапно, как и начинается. Это не ураган и не землетрясение. Это обыкновенное детское упрямство. 

Упрямство не является совершенно отрицательной чертой человеческого характера. К его позитивным чертам относятся — уверенность в себе, правильная настойчивость, адекватная самооценка (своих сил, интеллекта...). Упрямцы умеют поставить перед собой цель и достигать ее, даже если обстоятельства и окружающие их люди будут оказывать сопротивление. С другой стороны, очень упрямый ребенок время от времени не будет считаться с мнением мамы и папы и особенно — бабушки и дедушки,  уважать их. Для взрослых это по-настоящему тяжелая ситуация. Воспитание упрямого малыша может превратиться для родителей и более старшего поколения в борьбу — сложную, изнуряющую, иногда бесполезную.

Что можно предпринять, если ребенок упрямится? Советы.

а) Не придавать большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

б) Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

в) Не пытайтесь в это время  что – либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.

г) Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

    Внимание на экран! ( Видео)

Илюше два года. Он с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий колготки почти надеты, но... наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!», «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам». Мама сокрушенно вздыхает: «Когда только научится».

Вопрос:

А как бы поступили Вы в данной ситуации?

Прослушайте запись звонка в службу психологической помощи. Мы назвали этот монолог «Крик души» 

У нас двое детей. Дочери — два года, сыну - два месяца. Раньше Надюша сама просилась спать в свою кроватку. Но пока я находилась в роддоме, муж приучил ее засыпать рядом с собой. Теперь такой возможности нет, и когда мы укладываем дочку в кроватку, она этому всячески сопротивляется, кричит, долго и громко плачет, и маленький Саша просыпается. Уговаривала, объясняла спокойно - результата нет.

Однажды я не выдержала и наказала ее ремнем, хотя раньше этого никогда не делала. Теперь, когда укладываем, постоянная «колыбельная»: «Возьму ремень». Сначала замолкает, а потом принимается за свое. Угрозы, крики не действуют. Чувствую, ребенок нервничает, начинает отдаляться от меня, теряется контакт, душевность, взаимопонимание... Посоветуйте, как отучить ребенка плакать по пустякам.

А вот какие рекомендации по данной ситуации дал психолог:

Попробуйте поставить перед девочкой цель: заснуть самой. Цель будет принята ребенком, если покажется привлекательной. Постарайтесь разъяснить, что утром ее ждет какое-то удовольствие, маленькая радость. Например: вы вместе с ней что-то сделаете, почитаете, поиграете. Дайте девочке почувствовать, что она по-прежнему любима, но с рождением брата у нее появились новое право: быть маминой помощницей. Уложите сына спать так, чтобы Надя почувствовала, что она помогает вам в этом. А потом и сама помощница должна отдохнуть, чтобы быть здоровой и веселой. Почитайте ей книжку, спойте песенку, а потом скажите, что вы очень любите свою девочку, но вы должны идти работать: стирать пеленки, мыть посуду. Объясните девочке, что сидеть подольше вы с ней не можете, но верите, что Надя - хорошая девочка и умеет засыпать сама. Чтобы было не страшно и не скучно. Пусть любимая игрушка заснет рядышком.

 Игра "Воздушные шары» 

«Давайте теперь, с учетом полученных нами знаний, разберем на конкретных примерах некоторые ситуации и подумаем, как взрослые могли бы в них поступать». Под музыку родители ловят воздушные шары с вопросами, зачитывают их, отвечают. Затем ведущие комментируют.

Шарик №1

Мама собирается  домой с 4-летней Наташей. Девочка громко требует: “ Хочу еще погулять!! Хочу кататься на качелях!”

Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на землю, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Наташу, у нее не получается. Мама сама чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь…

Ведущий: В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку - он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя. Надо иметь ввиду, что такие бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих. Правильным было отойти на небольшое расстояние, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние!

Если малыш постоянно будет так себя вести, а вы не поддадитесь, то вскоре он убедится, что его вопли не волнуют окружающих, и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет.

Если вы видите, что причиной стало переутомление ребенка и обычным такое поведение не является, то лучше перейти к телесному контакту (поглаживая ребенка, спокойным тоном, тихо, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка «Наташа плачет, устала, ничего, бывает…», монотонные движения и звуки успокоят вас и ребенка и позволят разобраться в ситуации).

 Значит, задача родителя — перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг. 

 Шарик № 2. Ребенок просит купить игрушку, которую вы купить не можете. Как поступить?

Ведущий: Успокоить его можно, отвлекая внимание, но не прямолинейно «посмотри, какой мальчик…», « А вот собачка бежит..» малыш понимает, что его специально пытаются отвлечь и еще сильнее сопротивляется.

В отвлечении надо «сыграть». И начать с себя, а ребенок тут должен быть как бы не причем. Вы вроде заинтересовались сами чем то неожиданным, а вовсе  не привлекаете его внимание. Причем хорошо, чтобы это неожиданное было действительно новым (монетка шарик, колечко), заранее припрятанные в кармане для такого случая.

Например. Начинается без видимой причины плач, капризы – делаете вид, что поглощены рассматриванием вытянутого из кармана предмета. Рассматриваете и удивленно рассуждаете сами с собой: «Интересное какое колечко». Точно помню, что когда выходила из дома, камушек на нем был синий, а теперь он красный. Может он, побывав в темноте, в кармане изменил цвет?

Шарик №3 Ребёнку 2-3 года. В гости пришла бабушка и попыталась взять внука на руки. Но малыш рассердилась и начала топать, повторяя «Нет! Нет!»

      Ведущий: Когда ребенок произносит «Нет!», он замечает по реакции мамы и папы, что это слово имеет силу. И знает, что, отказавшись от бабушкиных объятий, он привлечет к себе большое внимание. А чем больше внимания, тем интереснее! Малыш желает чувствовать, что он сам контролирует свою жизнь, ведь теперь он независимая и самостоятельная личность, со своим, взглядом на мир. Как с этим справиться? Первым делом стоит объяснить бабушке, что такая реакция сына не относится к ней лично и что с недавних пор слово «Нет!» вы слышите утром, в обед и вечером. Не стоит ругать мальчика! Поверьте, он пока не понимает значения своих поступков, а просто тестирует окружающих. Позже, укладывая малыша спать, объясните ему, как важно быть вежливыми с людьми, почему в мире взрослых принято говорить «здравствуй», «спасибо», «до свидания», особенно тем, кого мы любим и кто любит нас.

Музыкальная пауза   

  Наше собрание  мы хотим закончить словами Ефима Ароновича Аркина  советского врача-психолога, педагога, который говорил, что «борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка – это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели». Сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит, помочь им обрести радость дружбы, союза с нами. Понимание разумной любви.

 ( ПАМЯТКИ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания "Детские капризы и упрямства", презентация к собранию

Обучение родителей способом преодоления детских капризов и упрямства....

Родительское собрание "Капризы и упрямства"

Этот материал поможет родителям правильно найти подход к своему ребёнку, преодолеть возраст капризов....

Родительское собрание о капризах и упрямствах детей

•Почему ребенок бывает капризным и упрямым?•Каковы главные причины возникновения истерик у детей?•В чем проявляются капризы ребенка?•Нужно ли искоренять упрямство строгими мерами?•Как родителям удаетс...

Конспект родительского собрания "Капризы и упрямство детей" 2 младшая группа

В конспекте указаны материалы: анкета для  родителей, памятки для родителей, ситуации для обсуждения, приглашение на родительское собрание....

Заседание родительского клуба "В царстве упрямства и капризов"

познакомить родителей с психологическими особенностями ребёнка 3-х лет; актуализировать проблемы воспитания детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить педагогическую культуру родител...

Родительское собрание в средней группе ДО на тему "Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления"

                       Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей.На самое обычное предложение - помыт...