Родительское собрание «Путешествие по тропинке родительской мудрости»
методическая разработка

Богатенкова Виктория Леонидовна

Родительское собрание в нетрадиционной форме "Путешествие по тропинке родительской мудрости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Путешествие по тропинке родительской мудрости»


Цель: ознакомление присутствующих со стилями общения в семье, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей, создание для них психологической безопасности в лоне семьи.

Ход проведения:

Упражнение «Моя семья»

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Воспитатель. Здравствуйте, я желаю вам здоровья! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это невероятная большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе с каждой семьей. Сделаем это с помощью презентации:

Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры. Ваша задача - за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которая рассказала бы нам о вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.

Изображенные: небо с луной (папа, солнышко (мама) со звездочками (детьми); дуб (папа, елка (мать, лисичка (дочь, ежик (сын); петух; курица и двое цыплят; рыбки в пруду; семья львов и др.

Правила работы в группе (1 мин.)

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Воспитатель. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила. Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, что подходят нам для эффективного взаимодействия:

• Говорить долго и не по теме.

• Говорить четко и конкретно.

• Перебивать друг друга.

• Правило «поднятой руки».

• Быть пассивным и мрачным.

• Быть активным, участвовать во всех видах деятельности.

• Правило хорошего настроения.

Итак, правила поведения на тренинге мы выяснили. Возможно кто хочет внести коррективы?

«Наши ожидания»

Цель: определение ожиданий участников от встречи и работы в группе.

Психолог. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.

Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Пейзаж», на котором изображена тропинка, раскинувшаяся от дома к холму Родительской мудрости. Стикеры надо прикрепить в начале пути.

Игра - проживание «Коллективная сказка»

Участники объединяются в группы по 4 человека.

Инструкция. Все мы родом из детства и любим сказки. Предлагаю вам поиграть и придумать собственную сказку. Перед вами бланк текста. Допишите, пожалуйста, то, что, по вашему мнению, пропустил автор. Через 5 мин представитель каждой творческой команды продемонстрирует нам результаты работы.

Коллективная сказка

Жили в одной семье Ребенок, Мама и Папа. Каждый из них имел в доме свою комнату- место для работы и отдыха.

Ребенок всегда был. И мечтала о. Мама всегда была. И мечтала о.. папа всегда был. И мечтал о.

Так они и жили бы до сих пор, если бы в их семье не произошло следующее: однажды наши герои обнаружили, что поменялись местами. Папа стал Младенцем, Ребенок - мамой, а мама - папой. И тогда:

Папа-ребенок сразу сделал. И побежал. Ребенок-мама сразу подумала. И начала. Мама-папа сразу сказала. И занялась.

Так это все продолжалось долго, но через форточку в дом влетела Умная мысль, которая и объяснила им, что эта замена не случайна, поскольку между Ребенком, Мамой и Папой очень много общего, а именно.

С тех пор жили они долго и счастливо, каждый - на своем месте, и было у них в доме много радости, счастья, общих интересов и взаимопонимания.

Вывод. Уважаемые мамы, папы, вспомните, что вы чувствовали, когда составляли сказку? К какому выводу пришли члены творческих групп? Действительно, мы убедились, что при четком взаимодействии членов семьи и выполнении каждым своих социальных ролей становится возможным развитие гармоничной всесторонне развитой личности ребенка.

Информационное сообщение «Стили воспитания»

(Презентация)

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, где найти время на общение, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы отдаете детям приказы, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.

В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Совместный ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается короткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?

Исследователи утверждают, что родители говорят с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу приказов. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. Родители, склонны к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплины; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от нее покорности, нетерпеливые в детские недостатков. В результате у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению слабых, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех прихотей ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а ее поступок, прислушиваются к мнению ребенка, проводят вместе с ней свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях, прислушиваются к советам родителей, подражают адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенные в себе, хорошо социально адаптированы.

Упражнение «Сказки нашего детства»

Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.

Участники объединяются в три группы.

Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения.

(сказка «Теремок»).

Задача каждой группы - драматизировать фрагмент сказки. Другие команды имеют догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.

Обсуждение:

- Что было для вас необычным?

- Каковы ваши ощущения от работы?

- Сложно было выполнять задание?

- Сложно было распознать стиль воспитания на драматизации?

Эксперимент.

Упражнение – эксперимент «Душа ребенка»

Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка.

Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в котором еще не сформировалась или только начинаются формироваться взгляды на мир.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше.. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство ним, то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда мы вкладываем в ребенка внимательность, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным развитием своей личности.

Воспитатель: научились, узнали, получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком.

Коллективный коллаж «Идеальные родители»

Инструкция. Предлагаю вам с помощью фломастеров, журнальных вырезок и рисунков составить портрет идеальных родителей. При выполнении работы разместите на ногах то, чего следует избегать в воспитании детей, на туловище - то, к чему мы стремимся, на руках - методы воспитания, на голове - мысли и слова.

Вывод: Дело в том, что мы, взрослые провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, которые он выполнить не может. Важно понять: взрослым следует научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными; помнить, что ребенка надо не только любить, но и уважать.

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем заменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача - будет написать правила для ребенка, не употребив «НЕ»например:

- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек на светофоре.

- Не спеши во время еды / Будем есть медленно.

- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

Обсуждение:

- Сложно ли было выполнить задание?

- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Вывод. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликтов с детьми, необходимо соблюдать определенные правила.

Рефлексия

Воспитатель. Наша встреча завершается, поэтому определим: оправдались ли наши ожидания. Если да - необходимо переставить стикеры на холм Родительской мудрости, если же ожидания сбылись частично - ставьте стикеры на тропинке между домом и холмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Путешествие в страну Знаний продолжается или Только вперед!"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Взаимодействие с родителями на родительских собраниях: 10 золотых правил родительского собрания.

Подготовка и проведение родительского собрания - чрезвычайно важная составная работы педагога. Для того, чтобы родительские собрания прошли интересно и запомнились родителям необходимо выбрать и...

Родительское собрание «Вместе по тропинке к счастливой семье»

Формировать у детей и родителей взаимную любовь к семье и родственникам, уважение к ним....

Родительское собрание "Вместе по тропинке к счастливой семье"

Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Цель  собран...

Родительское собрание средняя группа Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Что я знаю о своём ребёнке 4-5 лет?»

Автор: Погорелова Н.Ю.Организация: Крюковская СОШ дошкольное отделение.Адрес: Московская область, Городской округ Чехов. Д.Крюково д. 17Цель: Стимулировать у родителей интерес к родительскому собранию...