Познавательный семинар для родителей детей подготовительных групп "Психологическая готовность ребенка к школе"
методическая разработка на тему

Зверева Ирина Валерьевна

Познавательный семинар способствует расширению представлений родителей детей подготовительных групп о компонентах психологической готовности детей к школьному обучению, повышению уровня психологической культуры родителей по оптимизации детско-родительских отношений в преддверии школьной жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный семинар для родителей детей подготовительных групп

 «Психологическая готовность ребенка к школе»

 

Цель: способствовать расширению представлений родителей детей подготовительных групп о компонентах психологической готовности детей к школьному обучению; повышение уровня психологической культуры родителей по оптимизации детско-родительских отношений в преддверии школьной жизни.

Задачи:

- оказание помощи в создании условий для успешной адаптации детей к школьному обчению;

- привлечение внимания родителей к активному участию в подготовке детей к обучению в школе;

- определение того, что входит в понятие «психологическая готовность к школе»;

- формирование представлений о возрастных особенностях ребенка – первоклассника.

Оборудование: проектор, экран, листы бумаги, ручки.

Сценарный план

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о готовности детей к школе, её компонентах. Я познакомлю вас с психологическими особенностями ребёнка – первоклассника. Надеюсь, что наша встреча будет интересна и познавательная.

Большинство родителей будущих первоклассников испытывает тревожность и волнуется за своих детей. Всем хочется, чтобы дети успешно преодолели трудности школьной адаптации, нашли свое место в новом коллективе, учились с удовольствием. В ходе совместной работы мы постараемся определить, как помочь детям при подготовке к школе.

Почему же подготовка ребенка к школе - ВАЖНАЯ И ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗАДАЧА?       

        Потому, что в школе с первого же дня ребенок встречается со многими трудностями. Для него начнется новая жизнь, появятся первые заботы, обязанности, какие же:

а) самостоятельно одеваться, умываться;

б) внимательно слушать и слышать;

в)  правильно говорить и понимать то, что ему говорят;

г) спокойно сидеть в течение 40! минут;

д) быть внимательным;

е) уметь самостоятельно выполнять домашнее задание.

     Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание выполнять каждое задание, как можно  лучше, упорно и настойчиво трудиться.

А теперь скажите, пожалуйста, чего вы как родители ожидаете от учителей и от школы? (Ответы родителей)

А теперь представьте себя в роли детей. Подумайте и решите, чего вы ожидаете от школы и от учителя? (Ответы родителей)

А сейчас представьте себя в роли учителей. Каких ожидаете учеников и родителей? (Ответы родителей)

Давайте посмотрим, в чем совпали ожидания учителей, детей и родителей? Все участники образовательного процесса хотят, чтобы ребенок был успешен в школе.  Ребенок  будет успешен в школе, если у него будут сформированы компоненты готовности к школьному обучению. Обратите внимание на первую схему, на ней отображены компоненты школьной готовности, а мы сегодня будем работать с компонентами второй схемы, где представлены компоненты психологической готовности к школьному обучению.

     

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для формирования необходимых человеку психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, активно развиваются его  познавательные возможности.

Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

  • Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Ребенок должен понять, что школьник это не только внешние атрибуты школьной жизни — покупка портфеля, стремление получать оценки, желание новых впечатлений.  В первую очередь ребенка должно привлекать именно учение — как интересная деятельность, приводящая к определенному результату, важному как для самого ребенка, так и для окружающих.

  • Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений.

        Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должен быть определенный запас представлений об окружающем мире, в том числе образных и пространственных, соответствующее возрасту речевое развитие, познавательная активность.

  • Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).  

        В психологии есть такое понятие – как основное психологическое новообразование возраста. Так вот основное психологическое новообразование старшего дошкольного возраста – появление внутренней позиции школьника.

  • Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы — важная сторона психологической готовности к школе, так как ребенок, поступая в школу, попадает в новую социальную ситуацию, которая требует умения выполнять определенные правила школьного распорядка, быть дисциплинированным, способным отходить от своих непосредственных желаний и побуждений, подчиняясь инструкциям учителя, внимательно слушать и вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

В настоящий момент судить о сформированности этого компонента очень сложно, поскольку не все дети понимают тех требований, которые предъявляет школа, обязанностей, которые появятся у ребенка, дети не понимают, что не все их желания могут быть исполнены по их первому требованию, регуляция поведения детей зависит от их настроения, характера.

        Встречаются, к сожалению, дети с заниженной самооценкой. Всячески старайтесь завысить самооценку своих детей, хвалите их, отмечайте их успехи, поскольку обучение в школе снизит их самооценку. Ваши дети должны понимать, что у них будет получаться не все сразу, но вы их будете поддерживать, помогать им, просто быть рядом. Для ваших детей это очень важно.  

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное. Во – первых, нужно задаться вопросом «почему так получилось?», т.е. какова причина школьной незрелости? Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

К психологическим особенностям ребенка – первоклассника относятся следующие характеристики:

  • Меняется ведущая деятельность ребенка, вместо игровой она становится учебной.
  • Познавательные процессы становятся произвольными.
  • Мышление выдвигается в центр психического развития ребенка.
  • В этот период происходит переход от наглядно – образного к словесно – логическому, понятийному мышлению.
  • Мышление становится менее связанным с конкретной практической деятельностью и опорой на наглядность.
  • Возрастной период характеризуется эмоциональной насыщенностью переживаний.
  • Развивается кратковременная и долговременная, зрительная и слуховая память.

 

Большую роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игре. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку. Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть. Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет».

        Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»

        Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни. 

• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда моего ребенка укоряют, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Когда он получит пятерку, я…

• Когда он получит двойку, я….

• Домашнее задание мы…

• В школе важно…

• Первый учитель должен…

• Я думаю, что школа для моего ребенка…


Памятка «Советы родителям будущих первоклассников».
1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. 
2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке. 
3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. 
4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи. 
5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. 
6. Приучайте ребёнка к самостоятельности. 
7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. 
8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком

Поэтому в свободное время занимайтесь со своим ребенком.

В заключение могу привести слова К.Д. Ушинского: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие,  изменения ребенок видит и чувствует».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной группы "Готовность ребенка к школе".

Подготовка к школе - процесс многоплановый. в детском саду дети получают навыки счета,чтения,развивается мышление,память,внимание, усидчивость, любознательность. Прививается любовь к труду.Готовность ...

Консультация для родителей подготовительной группы «Готовность ребенка к школе»

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, я...

Консультация для родителей подготовительной группы: «Готовность ребенка к школе»

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с млад...

Консультация для родителей подготовительной группы «Готовность ребенка к школе».

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Поступление в школу является переломным момент...

Семинар для родителей детей подготовительной к школе группы "Психологическая готовность ребенка к школе"

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...

Консультация для родителей подготовительной группы «Готовность ребенка к школе»

04.02.22. Консультация для родителей подготовительной группы «Готовность ребенка к школе»В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школ...