«Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ»
консультация на тему

Сатвалдинова Кролай Хамиджановна

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у

истоков нашего будущего.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»

одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением

является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития

личности ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_vovlecheniya_roditeley_v_obrazovatelnyy.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Способы вовлечения родителей в образовательный

процесс ДОУ»

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у

истоков нашего будущего.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»

одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением

является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития

личности ребенка».

С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного,

творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного

учреждения.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам

и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат

семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей

деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности

семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию

организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов

дошкольного образования является сотрудничество организации работы с

семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям

(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их

физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из

требований к психолого-педагогическим условиям является требование

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные

представители) должны принимать участие в разработке части

образовательной Программы организации, формируемой участниками

образовательных отношений с учётом образовательных потребностей,

интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является

создание единого пространства семья – детский сад, как пространства

развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса

(детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно,

благополучно.

Основные принципы, определяющие концептуальные положения

взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого

пространства развития ребенка:

Принцип преемственности, согласованных действий.

Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и

ДОО.

Принцип открытости.

Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

Принцип обратной связи.

В своей работе применяю различные формы взаимодействия с семьями

воспитанников:

 Конференции, «круглые столы»;

 Консультации, семинары;

 Беседы, дискуссии;

 Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;

 Участие в НОД;

 Кружки;

 Деловые игры;

 Тренинги;

Встречи с интересными людьми;

 Праздники и развлечения;

 Дни открытых дверей;

 Распространение лучшего семейного опыта;

 Походы, тематические прогулки;

 Мастер-классы;

 Родительские вечера;

 Вечера вопросов и ответов;

 Дни добрых дел.

Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую

поддержку семьи и повышение компетентности родителей

(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие

воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и

детей.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей,

необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является

сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом

плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:

Первый этап – приглашение будущих воспитанников и их родителей на

встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где

рассказываем о детском саде, показываем преимущества нашего

учреждения.

Второй этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка,

благодаря чему между родителями и воспитателями складываются

доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых

рассказываем родителям о достижениях ребенка.

Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение

вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей,

которые делятся семейным опытом по воспитанию.

Четвертый этап - практические задания психолого – педагогических

особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные

формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические

выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок,

поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и

объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к

участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение.

Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят

вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших

воспитанников.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности

дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную

деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка,

которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов

действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему

действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Разнообразие форм родительских собраний: семейная ассамблея,

организационно - распределительское, информационно-аналитические,

позитивно-деловое, круглый стол помогают реализовать принцип

партнерства, диалога, обратной связи. Общение происходит в

непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания

детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их

активизации.

Эффективность образовательного процесса повышается, если

взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских

отношений.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в

образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители,

члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые

родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически

образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся

работе с бумагой (из салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают

мастер-классы, проводят тематические прогулки, походы, катание на коньках.

Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»). А также

игротренинги, квесты, досуговые мероприятия.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями

плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически

развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет

профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под

собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества

воспитателя.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная

система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм

работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и

«наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками

воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с

родителями».

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая

готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией,

инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным

помощником в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс»....

Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ

В соответствии с  законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей д...

«Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ»

Семья и детский сад – это два общественныхинститута, которые стоят у истоков нашего будущего.В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных ...

Праздники и развлечения как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Статья посвящена вопросам сплочения детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников, созданию условий для совместной р...

Консультация для воспитателей «Современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс для совместного развития детей дошкольного возраста».

Польза для родителей- ощущают личную причастность к «общественной» жизни своего ребенкавидят, как их ребенок общается с другими;- начинают больше понимать в детском развитии;- получа...