Информация на стенд "Условия успешного обучения в школе"
материал (подготовительная группа) по теме

Неснова (Санникова) Маргарита Георгиевна

Задача взрослых – сделать все возможное, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

Что входит в это понятие? Что конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

Скачать:


Предварительный просмотр:

 С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения. C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.210\Безимени-5.jpg

Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

Что входит в это понятие? Что конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

Ребенок должен уметь

Последствия несформированности различных сторон речи

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Слушать и слышать других

Трудности в усвоении материала, предъявляемого устно.

  • правильно произносить все звуки речи;
  • четко и внятно произносить слова и фразы различной сложности;
  • говорить громко или тихо; изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

      На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи.

Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

  • делить предложения на слова;
  • делить слова на слоги;
  • выделять звуки в словах;
  • устанавливать последовательность звуков в слове.

На письме проявляется в искажении структуры слова и предложения:

  • слитное написание слов;  раздельное написание одного слова;
  • пропуски, перестановки, добавления слогов;
  • пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв;
  • перестановки букв в слове.

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.210\Безимени-5.jpg

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ (СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС)

  • точно подбирать слова;
  • ясно выражать свои мысли;
  • дифференцировать обозначения предметов;
  • употреблять сложные слова;
  • пользоваться эпитетами; 
  • подбирать метафоры;
  • использовать слова и фразы с переносным значением;
  • подбирать синонимы.

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.  

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Навыки словоизменения:

  • изменять существительные по падежам и числам;

  • употреблять различные предлоги;

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
  • согласовывать существительные с числительными;
  • правильно употреблять глаголы.

     Аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в:

  • ошибках в падежных окончаниях и при изменении числа существительных;
  • пропусках, заменах предлогов;

  • ошибках согласования слов в роде, числе, падеже.

Навыки словообразования

  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов;

  • образовывать глаголы с помощью приставок;

  • образовывать название детенышей животных;
  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных;

  • заменах суффиксов;

  • заменах приставок у глаголов;

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.210\Безимени-5.jpg

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

  • свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
  • рассказывать о пережитых событиях;
  • пересказывать содержание сказки, рассказа;
  • описывать окружающие предметы;
  • раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а позднее в  написании сочинений и изложений.

Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но, в то же время, при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»

Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкол...

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Обучение грамоте: основные аспекты подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

Статья о подготовке дошкольников к успешному обучению в школе в плане обучения грамоте...