Консультация "Воспитание у детей раннего возраста предпосылок самообслуживания"
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей как приучить ребенка к самостоятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  

«Воспитание у детей раннего возраста предпосылок самообслуживания»

Воспитатель МБДОУ детский сад  №3 «Сказка»  города Котовска

Орлова Ирина Александровна

  Прежде чем начинать приучать маленького ребенка к самостоятельности в самообслуживании, необходимо создавать условия: отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, когда нужно, а затем убирать; сделать вешалку на уровне роста ребенка, чтобы он мог вешать полотенце, вешалку для верхней одежды, приобрести маленький стул, на котором ребенку было бы удобно сидеть при одевании, посмотреть, может ли ребенок самостоятельно застегивать и расстегивать свою одежду и т. д.

 
    Приучая маленьких детей к самообслуживанию, нужно чаще использовать объяснения и наглядный показ действия.

    Поскольку знания и умения малыша еще невелики, он нуждается на первых порах в руководстве и постоянной оценке его деятельности. Например, при обучении детей самостоятельному одеванию необходимо показать, с чего следует начинать, как натянуть колготы, носки, чтобы пятка оказалась в положенном месте, как аккуратно, не сминая задника, надеть туфли, тапочки, как засучить рукава, чтобы не замочить их при умывании, как намылить руки, вымыть и вытереть их насухо и т.д. Всему этому ребенка нужно учить постепенно, показывая каждое действие, объясняя его смысл и последовательность выполнения.
                                                                                                                              Маленькие дети еще очень неумелы, неловки, они не сразу осваивают самые казалось бы, несложные действия: льют воду на одежду, надевают неправильно туфли, носки, платье... Вот здесь-то взрослым необходимо проявить максимум терпения. Нужно спокойно, без спешки показать малышу, как надо выполнить то или иное действие, предоставляя ему полную самостоятельность. Оказывать ребенку помощь следует только тогда, когда он в пей действительно нуждается, надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть трудности. Проявившего настойчивость и добившегося результата ребенка следует обязательно похвалить, это побуждает его к проявлению большей самостоятельности.

 Маленький ребенок любит играть. Умываясь, играет с водой, одеваясь, превращает ботинок в автомобиль, во время еды играет с ложкой и т.д. Понимая детскую потребность играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, надо в то же время учить ребенка отличать игру от труда, спокойно, но настойчиво добиваться нужного результата.

     Потребность ребенка в игре можно использовать с целью повышения интереса к делу. Например, ребенок отказывается убирать вечером игрушки. Можно напомнить ему, что, скажем, завтра мишка собирается к кукле Кате в гости, поэтому нужно все убрать, чтобы было красиво. Очень хорошо действует на детей оценка их труда, данная взрослым с помощью любимой куклы. «Ну-ка, я посмотрю, как ты сегодня разденешься и сложить свою одежду»,― говорит взрослый «мишкиным» голосом, держа игрушку в руках. Стимулирует детей к действию и приятная перспектива: «Одевайся скорее, сегодня хорошая погода, пойдем кататься на санках», или: «Убери игрушки, помой руки и приходи на кухню, поможешь мне ужин готовить».

    Игра способствует развитию у ребенка многих навыков, которые пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым в домашнем хозяйстве. Играя с куклой, малыш одевает и раздевает ее, застилает кроватку, подметает свой уголок

маленькой щеткой и т. п.

     В младшем возрасте следует давать такие поручения ребенку, которые позволят ему проявить заботу о других членах семьи, участвовать в совместном труде: поручить поставить на стол хлеб, положить ложки, вместе со взрослым убрать со стола. Малыши с особым удовольствием выполняют просьбу взрослых помочь им в делах: подержать инструмент, пока папа что-то мастерит, подать бабушке туфли, принести хлебницу и т. п. Такие поручения доставляют ребенку радость, так как он осознает причастность свою к полезным делам. Малыши проявляют большой интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, результатам труда. Этот интерес детей следует поощрять. Мама готовит обед, сын (или дочь) не отходит от нее, спрашивает, что она делает, вкусно ли будет и т. п. Будет полезно для ребенка, если мать даст ему возможность понаблюдать за ее трудом, расскажет, что она делает, что должно получиться, для кого мама старается приготовить вкусную еду. При этом всегда можно найти и для ребенка дело, доставляющее ему удовольствие и интерес: принести ложку, подать соль, насыпать на разделочную доску сухари и т. д. (конечно, ребенку надо перед работой надеть передник, вымыть руки). Важно, чтобы родители в присутствии ребенка отмечали заботу о нем родных, их желание выполнить свою работу хорошо. «Какую красивую рубашку сшила тебе бабушка! ― говорит мать сыну.― Какая заботливая наша бабушка! Спасибо ей большое!»
Если родители не отстраняют от дела интересующегося их работой ребенка, стараются удовлетворить его любознательность, вызывают у него чувство благодарности к тем, кто трудится, у него формируется уважение к труду окружающих, появляется желание трудиться.

    Младшего дошкольника можно познакомить в доступной для него форме с трудом людей, который он повседневно наблюдает,― продавца, почтальона, шофера. Родители рассказывают ребенку, что все люди работают, продавцы, например, продают хлеб, молоко, шоферы перевозят на машинах продукты, строительные материалы. Нужно подчеркнуть при этом, что они заботятся о всех людях. Взрослые должны пользоваться удобным случаем, чтобы поблагодарить за внимание, хорошее обслуживание. Все это способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду.

    Очень важно с самого начала показывать детям правильные приемы работы. Пусть первые шаги ребенка неуверенны и робки. Пусть много трудов будет затрачено на то, чтобы дети поверили в свои силы. Все - то не пройдет бесследно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-мото...

Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)

Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"     ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...

Лэпбук по развитию у детей раннего возраста навыков самообслуживания «Мойдодыр в гостях у ребят»

Лэпбук по развитию у детей раннего возраста навыков самообслуживания «Мойдодыр в гостях у ребят»    Выполнила: Афанасьева Светлана Сергеевна воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 ...

Педагогические рекомендации по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания в ходе режимных процессов

Представление опыта работы  в рамках  городского педагогического объединения воспитателей групп раннего возраста Орджоникидзевского района города Магнитогорска.Воспитатель: Яруллина Алина Ви...

«Работа с родителями по воспитанию у детей раннего возраста навыков самообслуживания»

laquo;Работа с родителями по воспитанию у детей раннего возраста навыков самообслуживания».       В настоящее время все больше становится актуальным вопрос в...