«Своеобразие книжной графики и ее роль в воспитании дошкольника»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Бончукова Светлана Васильевна

Необходимость иллюстраций в книге для детей, их важность ни у кого не вызывает сомнений.  Книжная графика как особый вид изобразительного искусства  развивает в дошкольнике эстетическую восприимчивость, оказывает огромное влияние на формирование чувственного восприятия мира, формирует художественный вкус, дает простор воображению и детскому творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kn.grafika.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость иллюстраций в книге для детей, их важность ни у кого не вызывает сомнений.  Книжная графика как особый вид изобразительного искусства  развивает в дошкольнике эстетическую восприимчивость, оказывает огромное влияние на формирование чувственного восприятия мира, формирует художественный вкус, дает простор воображению и детскому творчеству.

            С самого рождения ребенка окружает множество предметов. Они все разные: разного цвета, формы, назначения. И как в такой ситуации раскрыть детям все многообразие окружающего их мира? Ведь многие дети живут в крупных городах и мало вероятно, что им удастся наяву в детстве увидеть таких домашних животных, как, например, корова, лошадь, свинья, овца. Какой же найти выход из этого положения? Ведь если ребенок не видит этих животных, это вовсе не значит, что их не существует. И здесь на  помощь взрослым и детям приходят книги с иллюстрациями. Так  в раннем возрасте происходит первая встреча ребенка с миром изобразительного искусства. Для ребенка иллюстрации в книгах, словно окошки в неизведанный мир. Открыли одну книгу – попали в лес, увидели там его обитателей, открыли другую – попали на луг, увидели многообразие растущих там луговых цветов и трав, открыли другую – оказались в чертогах сказочного дворца, встретились со сказочными героями. Открыли следующую – увидели летающую тарелку с пришельцами. И это вызывает у детей тоже не меньший интерес, чем встреча с объектами живой природы. Поэтому в развитии детей дошкольного возраста особую роль играют книги с иллюстрациями, ведь они никого не оставят равнодушным.

В нашей стране хорошо известны и любимы работы таких мастеров книжной графики, как Ю.А.Васнецов, В.Г.Сутеев, В.М.Конашевич, Е.И.Чарушев, Е.М. Рачев. Их иллюстрации заслуженно вошли в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской литературы. Знание возрастных особенностей, высокий профессионализм – вот основные отличия их творчества.

Каждый художник-иллюстратор изображает ребенку мир таким, каким он сам его видит. Например, В.Сутеев изображает животных больше похожих на игрушечных,но тем не менее они словно оживают на страницах его книг. Его черных котят так хочется погладить, дотронуться до их пушистых хвостов! А как забавно выглядят их удивленные мордочки, когда художник изображает их встречу с мышью, но проходит секунда, другая и вместо удивления, они уже бросаются ей вслед. Дети прекрасно видят смену эту смену настроения в позе животных, выражении глаз. У В.Сутеева много занимательных историй, выполненных исключительно рисунками, они помещены в книгу «Сказки и картинки». Эти истории любимы детьми всех возрастов, хоть и предназначены для самых маленьких. Рассматривание подобных иллюстраций удивительно полезно для детей, потому что маленький ребенок осмысливает их, прослеживает последовательность событий. Ребенок постарше уже может, глядя на картинки, рассказать, что происходит, а можно предложить ему и пофантазировать и придумать, что было дальше, дополнить свой рассказ своими рисунками.

Есть у книжной иллюстрации еще одна удивительная возможность – показать ребенку сказочный мир, мир фантазии и воображения. Действие сказки может развернуться в любом месте, и дети окажутся в тот же миг в дремучем лесу, где вдруг  человеческим голосом заговорит волк, пень, запоют бабочки, мотыльки и кузнечики, вдруг из болота появится кикимора, могут вдруг ожить неодушевленные предметы в комнате. Каждая сказка – это фантазия, а иллюстрация к сказке – это фантазия художника. Но здесь существуют свои законы и правила, каждый сказочный герой играет определенную роль, имеет свой характер: Лисичка-сестричка - ловкая и хитрая, Волк –глупый, Кощей – злой и беспощадный, а Иванушка – добрый и бесхитростный. И художник с помощью зрительных образов подтверждает это, а  порой даже усиливает.

Прекрасно иллюстрирует героев народных сказок художник Е.Рачев. Если внимательно рассмотреть его иллюстрации, то  увидишь, что Заяц не просто трусишка, но еще и хвастун. Художник нарядил его в красную рубаху, нарядные штаны, поставил на пенек; стоит он на пеньке, красуется, а сам все-таки оглядывается, боится, и нам  кажется, что заячье сердце уже в пятках.

А кто не знает его Лисичку- сестричку – красавицу с пушистым хвостом! Художник изображает ее в красивом сарафане, в кокошнике с ленточками, с бусами и в новых лаптях. Глаза ее блестят, светятся, до чего ж лукавая и хитрая она!

А Волк сильный, свирепый, одетый в синий камзол, взгляд его суровый, но вид глупый.

Все мы знаем, что Медведь лакомка, любит поесть, поспать, поэтому В.Сутеев и изображает его в уютном халате, с полной колодой меда и ложкой в руке.

Вот так постепенно и входит в сознание детей наглядное представление о пороках человека – злости, хитрости, трусости, жадности, лукавстве. И они постепенно начинают уже понимать смысл слов, который так часто употребляют взрослые: «хитрая, как лиса», «труслив, как заяц», «неуклюж, как медведь». Также в иллюстрациях данного автора ярко выражен и национальный колорит: у Лисы - сарафан и кокошник, У Волка- камзол, у Зайца - лапти. Здесь все истинно русское: не только детали одежды, но и детали быта, орнамент. Все, с чем встречается ребенок в сказке, это чудо, здесь все необычно, все в превосходной степени: синее-синее небо, если богатырь. То ростом до самых облаков, если дракон, то с тремя, а то и с шестью головами. Дети любят такое веселое сочетание красок и буйство фантазии!

Вот знаменитая и любимая детьми сказка К.И.Чуковского «Доктор Айболит! Ее события разворачиваются в Африке, и хоть она и существует на самом деле, но как преобразил ее художник- иллюстратор В.Конашевич! В его Африке ярко-желтое солнце и песок, пальмы, зеленый-зеленый крокодил и страшный Бармалей.  Он загорелый, у него огромные руки, такие, что он может горы свернуть, в руках огромный кинжал, который больше самого доктора. А от его свирепого и кровожадного взгляда становится не по себе.

А художник В.Сутеев увидел эту сказку и его героев совсем по-другому. Доктор Айболит – друг всех зверей, он удивительно добродушный, у него седая борода, добрый взгляд – все это говорит о том, что Айболит  - не только друг зверей, но и детей тоже. Дети знает:

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

И волки на рисунках этого художника добрые, как все герои сказки. Именно так В.Сутеев понял главный мотив сказки – прославление добра, а своими рисунками только усилил это. Перед нами два художника, два варианта иллюстраций, два варианта видения сказки, они абсолютно разные. Но похожи в одном – они раскрывают главную идею сказки К.И.Чуковского – идею добра.

Особое место в истории детской книги занимает творчество художника Ю.А.Васнецова. Он проиллюстрировал такие замечательные детские книги, как «Три медведя» Л.Н.Толстого, «Теремок» С.Я.Маршака, «Краденое солнце» К.И.Чуковского, множество сборников народных песенок и потешек: «Ерши-малыши», «Шутки-прибаутки», «Пятьдесят поросят» и другие. Художник создал удивительно добрый сказочный мир, все его герои словно вышли из вятских лесов. Какие замечательные избы рисовал он для своих зверюшек – уютные, расписные. Его нарисованные деревни выглядят словно настоящие, на их улицах разыгрываются веселые сценки: вот две девушки-красавицы смотрят из окна и смеются над петухом, можно увидеть и Фому, который едет на курице. И одевает он своих героев нарядно и празднично: козе и кошке он обязательно нарисует цветную юбку в оборках и кружевах, зайца нарядит в теплую кофту. А вот волков, медведей, которые добрым зверям жить мешают, он старался не наряжать, потому что не заслужили они красивой одежды.

Говоря о книжной графике, невозможно не упомянуть имя замечательного художника Е.И.Чарушина. Его доброе, человечное радует уже не одно поколение маленьких читателей, учит их любить волшебный мир животных и птиц. Больше всего художник любил изображать детенышей животных. Нарисованные им олешки, зайчата, волчата, лисята вызывают чувство нежности, выглядят совсем живыми. Художник умел лаконичными средствами выразить характер каждого зверька, поэтому можно легко угадать будущего хищника в  маленьком оскаленном тигренке, задиристость петуха и беззащитность зайца. Прекрасно удавалось ему передать зверей в действии: оленята скачут, мишка карабкается на пенек, котенок Тюпа готовится к прыжку. Именно он создал новый тип анималистической книги для детей – маленькие рассказы о маленьких животных для маленьких детей. Он с удовольствием и умело иллюстрировал не только свои произведения, но и таких авторов, как С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, В.В.Бианки, С.Я.Снегирев, М.М. Пришвина – писателей-охотников, знатоков леса.

Творчество вышеназванных художников отличает высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей. Их рисунки стали уже классическими произведениями книжной графики, на их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные персонажи  навечно сохранили свой образ. Поэтому можно и нужно широко использовать произведения книжной графики в работе с детьми. Рассматривать вместе с детьми иллюстрации, беседовать о них, вспоминать похожие ситуации, придумывать продолжение рассказов, предлагать представить себя на месте героев этих произведений, т.е. всячески пытаться стимулировать детскую активность, речь и творческую фантазию. Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми, – это умение самому удивляться и радоваться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого («Как красиво!») выводит сознание ребенка за пределы обыденности и включает эстетическое отношение. Если детально рассмотреть иллюстрации, то ребенку самому непременно захочется погладить котенка Тюпу, поиграть с ним, напоить молоком. И тогда уж точно он ни за что не бросит камень в кошку или собаку.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в дошкольнике эстетическую восприимчивость, формирует художественный вкус, дает простор воображению и детскому творчеству.

Литература и ссылки:

1. Дронова ТН. Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва «Просвещение», 1992

2.Курочкина Н.А. «Детям о книжной графике» СПб  «Акцидент» Библиотека программы «Детство», 1997

3. Кудрявцева Л.С. «Художники детской книги» Москва «Академия», 1998

4.Лыкова И.А. Васюкова Н.Е. «Изодеятельность и детская литература» Москва Издательский дом «Карапуз» Творческий центр «Сфера», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Своеобразие книжной графики для дошкольников»

Консультация позволит понять,как подвести детей к углубленному восприятию содержания текста и соотношение его с иллюстрацией....

РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современном мире патриотическое воспитание обретает особую актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Применять методы патриотического воститания целесообразно в более ...

Консультация для родителей на тему: «Роль экологического воспитания дошкольников в семье. Семейный досуг с ребенком на природе»

В настоящее время очень важно научить ребенка учиться, но и отдыхать. Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже само...

О роли трудового воспитания дошкольников в исследованиях отечественных ученых

О роли трудового воспитания дошкольников в исследованиях отечественных ученых  Понятие «трудовое воспитание» - одно из самых значимых для педагогики – имеет многовековую историю. Как свидетельств...

Презентация "Нравственные ценности и их роль в воспитании дошкольника"

Презентация "Нравственные ценности и их роль в воспитании дошкольника"...

"Проектный метод и его роль экологическом воспитании дошкольников"

Проект-это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Н...