Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"
консультация (младшая группа) на тему

Исаева Анастасия Юрьевна

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях» не фигуральное выражение. Оно имеет конкретный смысл. Отечественные и зарубежные ученые подчеркивают, что телесный контакт - прикосновения, поглаживания и объятия - маленькому ребенку необходим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_materi_v_emotsionalnom_blagopoluchii_rebyonka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

А.С.Пушкин: «САМОЕ ВЕЛИКОЕ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ – МАТЕРИНСТВО, ПОТОМУ ЧТО ИМЕННО ОНО ДАЕТ ВСЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО РОЖДЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ».

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях» не фигуральное выражение. Оно имеет конкретный смысл. Отечественные и зарубежные ученые подчеркивают, что телесный контакт - прикосновения, поглаживания и объятия - маленькому ребенку необходим. Он выступает практическим подкреплением возникающего у малютки чувства защищенности.

Мама - самый яркий, эмоционально понятный малышу человек. В ранний период жизни общение с ребенком строится на эмоциях, полутонах интонаций, жестах, мимике, прикосновениях: иногда мама водит ручкой малыша, давая тот или иной «рисунок» действия; иногда подражает речи малютки, показывая, что не только слышит, но и эмоционально реагирует на его слова, понимает его.

Важно знать, что ребенок эмоционально заряжаем. Если окружающие спокойны и веселы, малыш также будет спокоен и радостен. В начале второго года жизни малыш еще не осознает свое «Я», «не отделяет» себя от мамы. Они едины в радостях и огорчениях. Когда мама рядом, одухотворенная высоким чувством материнства, у ребенка рождается базальное доверие к окружающему миру. Ученые считают, что улыбка и смех ребенка способствуют выработке гормонов роста, поэтому улыбка матери – эликсир жизни и здоровья ребенка. Зная эту «тайну», начните день с улыбки для своего малыша.

  • Прежде чем взять малютку из кроватки, улыбнитесь ему, чуть-чуть «потанцуйте» руками - сделайте «фонарики» (вращательные движения кистями рук); дождитесь, Чтобы малыш улыбнулся вам.
  • Прикоснитесь к ребенку, погладьте ручки, поцелуйте каждый пальчик.
  • Прикоснитесь ласково к головке, погладьте его.
  • Ласково обратитесь к ребенку, называя его «заинькой», «солнышком», «колокольчиком», «цветочком», «лучиком» и т.п. Но в конце этого потока ласковых обращений обязательно назовите его по имени.
  • Протяните к ребенку руки и дождитесь, чтобы он потянулся навстречу.
  • Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая какой-нибудь веселый мотив.
  • Держа малыша на руках, подойдите к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!». Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.
  • Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуйте, Мишка! Зайка! Матрешка! Всем, всем добрый день!».

Искусством эмоционального общения виртуозно владели наши прабабки. Лучшей традицией народной педагогики можно считать пестование ребенка.

Что же такое пестование? Пестовать нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках, холить; играть, прикасаясь ласково к малютке; побуждать поэтическим словом и игровыми движениями к взаимодействию с взрослыми. Это эмоциональное обогащение малютки.

Пестушки - краткие стихотворные приговоры нянюшек и матушек, ухаживающих за малышом в первые годы его жизни. Народные традиции сохранились в русском фольклоре на каждый важный момент в жизни ребенка.

Малыш проснулся, раскраснелся, разнежился. Мама, ласково улыбаясь, поглаживает легкими массажными движениями ручки и ножки ребенка, приговаривает:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Или, чуть-чуть прикасаясь ладонями слева и справа, наклоняет головку малыша, говорит:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай!

Головоньку валяй, валяй!

            Конечно, это маленькая гимнастика для малыша, которому трудно после сна сразу переключиться на активное бодрствование. А для мамы - умение наслаждаться любовью к ребенку. Пестушки нужны матери не только для того, чтобы выразить малютке свою любовь и ласку, но и для того, чтобы почувствовать всю бесценность этого крошечного существа для нее, так сказать, действенно обрести статус материнства - в слове, ласке, любви.

Современная педагогика процесс пестования малютки обозначила бы как «двусторонний контакт матери и ребенка на основе обратной связи посредством активизации сенсомоторного взаимодействия». И эта премудрость гениально угадана и заложена в традициях народа и обращена к нам, современным женщинам!

Неслучайно врачи-педиатры отмечают, что движения, сопровождающие материнские приговоры (поглаживания, разведение и складывание ручек, переваливание головки с руки на руку, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук и т.д.) являются простейшими, но крайне необходимыми ребенку физическими упражнениями. Они доставляют ему много удовольствия. Это относится и к качанию на ноге и на руках с приговорами «Ай, качи-качи-качи!», «Скок, поскок!» или «А тпру, тпру, тпру!».

Известный исследователь русского поэтического фольклора В.П. Аникин отмечает: «В иных случаях пестушка становилась настоящей игрой, изображающей конскую скачку, катание с горы, пляску... Так пестушка незаметно переходит в потешку - песенку-приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка».

Так, например, игра «По кочкам», в которой ребенка покачивают на коленях, а затем делают ВИД, что роняют - малыш повисает между колен, оказываясь как бы в гамаке или на качелях. Эта игра сопровождается приговором:

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам, Прямо в ямку - бух!

                 * * *

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам –

Бултых в ямку!

    Игра не только доставляет удовольствие ребенку, но и тренирует его вестибулярный аппарат, что имеет значение для формирования чувства равновесия при ходьбе.

Заметим, что пестушка предполагает игру с ребенком, когда сам малыш пассивен, а его ручками и ножками действует взрослый, «задавая»определенный ритмический рисунок движения. По сути это пропедевтика (предвосхищение) появления более сложных движений.

Ритмичность пестушки (иногда она обретает вид скандирования: «Тра-та-та, тра-та-та!, «А туту-ту-ту!» и т.п.) развивает чувство ритма. Постепенная смена усилий и пауз образует канву, по которой развивается игровая ситуация. Например, взрослый учит ребенка первым шагам:

Идет котик по лавочке,

Ведет кошечку за лапочки:

Топы, топы - по лавочке,

Цапы, цапы - за лапочки.

Сколько мудрости и сокровенного смысла заключено в народных материнских произведениях! Вспомним: в дворянских семьях «барчат» воспитывали не иностранные бонны и гувернеры, а простые крестьянки, кормилицы, матушки, нянюшки. Неслучайно А.С. Пушкин посвятил самые ласковые строки своей няне: «Ах, умолчу ль о мамушке моей», «Подруга дней моих суровых». Одно то, что русский язык имеет специальную лексику, предназначенную для ребенка, говорит о высокой эмоциональной силе и материнской сути народной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование традиций народной педагогики в воспитании детей»

Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. д....

Консультация для родителей: РОЛЬ СЕМЬИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

Значительная роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и нравств...

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность в домашнем воспитании ребенка второго года жизни»

Многие родители считают: главное - восхищаться любыми детскими рисунками, давать возможность без всякого вмешательства выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочн...

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка»

    Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера ...

Консультация для родителей "Изобразительная деятельность в домашнем воспитании ребенка второго года жизни"

        Многие родители считают: главное - восхищаться любыми детскими рисунками, давать возможность без всякого вмешательства выражать свои мысли и чувства. Такое отношение...

Консультация для родителей "Роль семейных традиций в воспитании ребенка"

Донести до родителей информацию, что семейные традиции играют важную роль в жизни малыша....