консультация для родителей "Влияние детского сада на эстетическое воспитание детей в семье"
консультация на тему

Морозкина Елена Олеговна

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка.Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи.

В связи с этим задача семьи –  это развитие  у ребенка эстетической восприимчивости ко всему окружающему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

                                                                                  Музыкальный  руководитель  

                                                                                          Морозкина Е.О.

г.Энгельс

   Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

   Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

    Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи:

  • систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности,
  • формировать основы эстетического вкуса.

    Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

   Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта -- чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т. п. Уже с 2-3 - летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота - дело рук человеческих.

  Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда, не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение, их слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.

   Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи.

В связи с этим задача семьи –  это развитие  у ребенка эстетической восприимчивости ко всему окружающему.

    Задача вполне доступная. Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

  Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

      В семье часто забывают следить за тем, развивается ли ребенок в художественном отношении. Следят за его физическим развитием и знают, как это делать. А вот о развитии черт характера, его чувств, его вкуса заботы недостаточно. Часто взрослые удивляются, почему у ребенка обнаруживается склонность к грубым вещам. Преждевременный интерес к развлечениям взрослых. А между тем большую роль в этом сыграли те впечатления, которыми он жил в детстве, интересы, которые преобладали в семье. Чтобы подросток интересовался картинками. Умел смотреть их. Важно воспитывать у него интерес с дошкольного возраста.
    Необходимо, чтобы и в семье художественное воспитание не было случайным делом, чтобы взрослые следили и за собственной художественной культурой. Слово красота часто употребляется в общении с ребенком, к красоте стремятся, воспитывая ребенка в семье.
Однако далеко не всегда правильно понимают сущность красоты, прививают ребенку вкусы взрослых, иногда хорошие, а иногда и плохие.
Взрослые твердо знают, для чего воспитывают детей, знают, какими они должны стать, но еще недостаточно хорошо знают, как надо идти к целям воспитания.
То, чему взрослые учат ребенка, должно быть для него понятным, интересным, брать его за живое, влиять на его чувства так, чтобы ребенок захотел и сам действовать. Самым лучшим, самым сильным средством в этой воспитательной работе служит нам искусство, художественная сторона воспитания, которую мы обычно называем красотой жизни.
    В художественном воспитании книга – один из самых богатых источников: художественное слово, иллюстрация приучают ребенка к подлинной красоте, к умению видеть эту красоту в жизни. Не надо забывать о влиянии звонкой, красивой речи книжки на речь ребенка.
Взрослые должны внимательно относиться к книге и ее роли в воспитании маленького ребенка. Живой красивый рассказ можно и прочитать в книжке, и рассказать без книжки.

     Ребенок дошкольного возраста не может посещать выставки, музеи, театры. Но он выходит за пределы своего дома, поэтому важно показать ребенку мир и красоту вне дома. Когда он попадает за город и знакомится с природой. Она оставляет неизгладимые черты в его характере. Разные мелочи, мимо которых взрослый  проходит равнодушно, связывают ребенка с природой. Его глаза учатся видеть жизнь природы, у него возникает желание пользоваться всем, что дает природа. Это начало искреннего отношения к искусству.
   

Поэтому сотрудничество с семьей необходимо строить по двум направлениям:

  1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
  2.  Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через разные формы работы с родителями.

    Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития ребенка, так как формирование интересов ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи.

     

     Главной задачей воспитания дошкольников является формирование эстетических качеств. Художественно-эстетическое воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и умственное, и эстетическое развитие.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.

Связующим звеном в индивидуальной работе с родителями является тесное  общение с семьёй. Оно позволяет воспитателю познакомиться с жизнью ребёнка, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
   

      Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают об огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.
    Большую пользу в педагогическом просвещении родителей о художественном воспитании детей, оказывает собранная в детском саду
библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его.
     Так же познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют
папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями.

 

    Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.
 
Консультации для родителей по вопросам художественного воспитания ребенка могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее. О сроках и теме консультации оповещают родителей. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе заведующего, или воспитателя, так и по просьбе самих родителей.
     

     Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал. На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя о достижениях их детей в формировании интереса к изодеятельности (подводятся итоги работы за определенный период). Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.
   

   Необходимо, чтобы родители  так же, как это делают воспитатели в детских садах, сами интересовались искусством.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие диски для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Вот пример нескольких игр детей совместно с родителями, которые помогут развивать у детей художественно- эстетическое воспитание с разных сторон:

1.«Портреты»

        Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны,

       развивать моделирование и конструирование

Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

2. «Давай уберемся вместе»

Цель : Приучить своего ребенка к чистоте и порядку

Ход игры : Данный процесс можно представить как сказочное приключение, где раскладывание по местам помогает главному герою. В это время можно читать любимую книжку, прерываясь в тот момент, когда ребенок перестает раскладывать игрушки, тем самым побуждая его продолжить процесс.

3. «Зеркало»

Цель : Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие мимики

Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить ребенку вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний.

   

   Таким образом, установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек. В целях повышения эффективности взаимодействия, педагогам необходимо использовать разнообразные формы организации работы с родителями. Добиваться как можно более активного включения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, а для этого активизировать все свое педагогическое мастерство, творческое отношение в решении данного вопроса.

     Правильно организованные действия педагогов и родителей позволят ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, будет способствовать его социализации и подготовит  к полноценной взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Эстетическое воспитание детей в семье»

По опыту, могу сказать, что родители не придают особого значения эстетическому воспитанию детей. Более важным они считают физическое развитие, обучение чтению и письму. Даже в школе, изобразительная д...

Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Консультация для родителей на тему: «Художественно-эстетическое  воспитание детей в семье» ...

Консультация для родителей на тему:«Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Консультация для родителей на тему:«Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства ...

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными видами искусства; с окружающей действительностью; воспитание любви у детей ...