Консультация для родителей. Тема: «Взаимосвязь изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой». Воспитатель: Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР -д/с №14 г. Кропоткин
консультация на тему

Шашкова Светлана Григорьевна

Консультация для родителей.

Тема: «Взаимосвязь изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой».

Воспитатель: Шашкова С.Г.

МАДОУ ЦРР -д/с №14 г. Кропоткин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_izobrazitelnoy_deyatelnosti_s_syuzhetno.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Взаимосвязь изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой».

Воспитатель: Шашкова С.Г.

МАДОУ ЦРР -д/с №14 г. Кропоткин

Взаимосвязь изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой, это не только обогащение детского творчества новыми темами, но и углубление познания окружающей действительности, развитие самой игры. Ведь для того, чтобы отразить события окружающей жизни, ставшие содержанием детских игр, дети должны как бы вновь пережить эти события, ясно их себе представить, осознать. Изображать ход игры, игровые образы для детей значительно интереснее, чем просто рисовать то или иное жизненное явление. Пережитое ребенком в игре окрашивает его художественную деятельность положительными эмоциями; своим рисунком ребенок рассказывает о том, во что и как он играл. И дети стараются отразить свои игры в рисунках полнее, разнообразнее; в результате рисунки получаются богаче и интереснее по содержанию, а процесс творчества характеризуется положительной эмоциональной окраской, глубоко захватывает, поглощает ребенка. Отражение игр детей в рисунках способствует углублению и обогащению содержания самих игр: они становятся более длительными по времени, в них включаются новые действующие лица, новые эпизоды.

Как же может осуществляться такая взаимосвязь?

В младшей группе изобразительные возможности детей ещё очень невелики, но связь с игрой может и должна быть. Малыши могут что-то сделать для игры. Так,  мы лепили для кукол «угощение» (баранки, конфеты, печенье и т.п.), для игры в «Магазин» - яблоки, ягоды, огурчики, картофель, помидоры и другие овощи, фрукты. Затем вылепленные, высушенные предметы можно покрасить и внести их в игру, что сделает её более интересной. Вместе с тем дети увидят реальное применение того, что они создали своими руками.

Изготовление предметов для игры, для оформления игровых помещений продолжается и в средней группе, но содержание изображения расширяется и усложняется. Дети могут создать не только более разнообразные формы угощений для кукол, овощей и фруктов для игры  в «Магазин». Мы лепили посуду из  соленого теста для кукол, рисовали или вырезали и наклеивали  красивые нарядные занавески, коврики, салфетки для кукольной комнаты.  Я заметила, что необходимость создания предметов для игры повышает желание детей заниматься изобразительной деятельностью, стремление выполнит рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше. Ведь делают они это для себя, для своей игры, и чем лучше у них получится, тем интереснее будет играть. Весь процесс игры и изобразительной деятельности будет сопровождаться положительными эмоциями детей.

Связь игры с изобразительной деятельностью расширяется, становится содержательнее и интереснее в старшей и подготовительной группах. Изобразительные навыки и умения позволяют детям передавать впечатления от игр. Я заметила  наиболее распространенные сюжеты – это поликлиника, семья, магазин, почта, строительство, школа, то есть игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра. Таким образом, стремясь обогатить содержание игр детей, прежде всего, нужно  обратить  внимание на расширение кругозора детей. Одновременно это служит и обогащению изобразительной деятельности дошкольников. Предложение нарисовать, как они играли, дети встречают с радостью.

И хотя при рисовании на темы окружающей жизни и темы игры дети передают те же картины, рисовать на темы игры им значительно интереснее. Изображение игровых образов и ситуаций вызывает у детей более яркий эмоциональный отклик.

Бывает, что само явление у них не вызывает положительных чувств, например посещение поликлиники, и рисовать это не особенно радостно. А вот к созданию  рисунков о том, как играли в «Поликлинику», дети относятся положительно и рисуют с желанием и интересом.

Так, мы все знаем, что игра начинается с целенаправленной деятельности воспитателя по обогащению впечатлений детей о работе врача, медсестры, «скорой помощи»:

  • чтение рассказов,
  • рассматривание иллюстраций,
  • экскурсия в поликлинику,
  • наблюдение за работой медсестры в детском саду,
  • беседа с детьми о том, что они узнали,
  • внесение дополнительных атрибутов («термометров» для измерения температуры тела),
  • изготовление детьми бланков рецептов (нарезание прямоугольных листочков).

Все это способствует тому, что впечатления дошкольников постоянно обогащаются, и желание играть не ослабевает.

Через некоторое время детям предлагаю нарисовать то, как они интересно играли. Опыт показывает, что в этом случае замыслы детей разнообразны и интересны, впечатления достаточно отчетливые, положительные эмоции, связанные с той радостью, которая доставила игра, позволяют выполнить изображения по-разному, достаточно интересно.

 

Игра и изобразительное творчество»

 

Игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка. Передавая в игре впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. В этом игра во многом схожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры или изобразительной деятельности, ребенок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт дает педагогу возможность связать воедино игру с изобразительной деятельностью.

 

В распорядок дня детского сада включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-драматизации. И если их связать с изобразительным творчеством, деятельность эта для ребенка станет более интересной , привлекательной, вызовет яркий эмоциональный отклик. Так, по предложению педагога одни дети могут изображать художников, рисующих за мольбертом, другие- народных мастеров, расписывающих посуду, игрушки, одежду и т.д. Необычная атмосфера создает радостное настроение, повышает интерес к занятию.

Другой прием – «участие» в занятии какой-либо куклы. Дети , несомненно, живо и заинтересованно воспримут предложение нарисовать , вырезать, наклеить веселого Петрушку, если к ним обращается кукла.

Есть и третий прием: Воспитанников младшей группы можно заинтересовать ситуацией со зверями, которые собрались в гости к куклам, а вот ехать им не на чем. Педагог предлагает нарисовать вагончики разных цветов, затем выставляет их рядами на доске за паровозом, быстро «рассаживает» в вагончики животных (приклеивает на окошки мордочки зверюшек). Ситуаций подобного рода множество: так, педагог может дать задание построить новый дом. Дети – строители – из заранее нарисованных блоков-квартир составляют общий дом, благоустраивают территорию, рисуют улицу, транспорт. и т.д.

Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость. И это понятно: ведь вся группа объединена общей целью, результаты которой компонуются в общую композицию. Кроме того , в совместной работе каждый ребенок выполняет посильное для себя изображение.

В старших группах тема «Изготовление игрушек» по-прежнему актуальна, однако содержание занятий должно стать более разнообразным. Так, одни дети на выбор могут нарисовать какую-то одну игрушку- Петрушку, Чебурашку, Неваляшку; другие – вырезать или вылепить.  Работы объединяются в общую композицию , т.е. расставляются на полках «магазина».

 

Важное место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра. Связь с изобразительной деятельностью может выражаться в создании предметов для игры, отражении игровых сюжетов в аппликации, рисунке, лепке. В младших группах это вылепленные «угощения» из пластилина для кукол, «продукты» для магазина. Эта тема, но уже с усложнением продолжается и в старших группах: это декоративно оформленные занавески, скатерти, коврики, посуда. Так с помощью разнообразных материалов и разнообразных способов изображения дети учатся передавать свои впечатления.

Известно, содержание игр определяется впечатлениями, полученными из разных источников. Наиболее типичные игры – в больницу, магазин, семью, почту, строительство, уличное движение, школу. Чем богаче впечатления, тем богаче они отражаются в творчестве.

Задача «всесторонне развивать детское творчество» и во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, конструирования с игрой-драматизацией. Совет: виды изобразительной деятельности по мотивам игр-драматизаций следует применять уже со средней группы. Ведь игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений. Четырех-пятилетние дети уже способны довольно легко передавать в игре характер, действия, поступки героев. Чтобы игра прошла успешнее , они многое могут подготовить самостоятельно, например, декорации, детали костюмов. Такая подготовка объединяет участников общими интересами, делает игру более привлекательной.

Темой занятий по изобразительной деятельности могут стать и подвижные игры («Гуси-лебеди», «Кот и мыши»), и дидактические (лото, домино). Их содержание легко передать не только в рисунке , но и в аппликации. Сам характер игры стимулирует к передаче героев в движении: гуси улетают от волка, мыши убегают от кошки. Так возникают варианты. А это уже проявление творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет» Воспитатель Колчева Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Консультация для родителей: «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»Воспитатель Колчева Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

Консультация для родителей "План проведения игровой деятельности по сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста"

quot;План проведения игровой деятельности по сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста"...

Занятие по изобразительной деятельности в группе раннего возраста Тема: «Зёрнышки для цыплят» Воспитатель Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Занятие по изобразительной деятельностив группе раннего возрастаТема: «Зёрнышки для цыплят» Воспитатель  Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кр...

Консультация для родителей «Мальчишки и девчонки… » - такие похожие, но такие разные! Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

Консультация для родителей  «Мальчишки и девчонки… »  - такие похожие, но такие разные!  Воспитатель:  Койносова Елена Станиславовна  МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кр...

Конспект ОД по изобразительной деятельности (лепка) в группе раннего возраста по теме: «У Зайки день рождение». Воспитатель: Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР- Д/С №14 г. Кропоткин

Конспект ОДпо  изобразительной деятельности (лепка)в группе раннего возрастапо теме: «У Зайки день рождение».Воспитатель: Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР- Д/С №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей. Тема: «Организация изобразительной деятельности в младшей группе»

Цель: Познакомить родителей с особенностями организацией изобразительной деятельности в детском саду с детьми младшего дошкольного возраста....