МЕТОДИКА М.МОНТЕССОРИ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Краткий обзор методики Монтессори. Рассмотрение основных принципов работы и правил, заключающихся в формировании личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metodika_m.montessori.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «МЕТОДИКА М.МОНТЕССОРИ».

«Помоги мне это сделать самому»[1].

Методика Монтессори основывается на особой технологии, полностью построенной на способе саморазвития и самопознания ребенка. Классификация данной технологии весьма обширна и охватывает все стороны развития ребенка.

Классификационные параметры:

По уровню применения: общепедагогическая.

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: антропоцентрическая.

По преобладающему методу: игровая + творческая.

По направлению модернизации: природосообразная.

По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации

• Всестороннее развитие.

• Воспитание самостоятельности.

• Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения

• Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает.

• Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори.

• Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности.

• Учет сенситивности и спонтанности развития.

• Единство индивидуального и социального развития.

• В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

• Сущность разума в упорядочении и сопоставлении.

• Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

• Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

• Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Основной классификацией является подход к ребенку. Он может быть только антропоцентрический[2]. Ребенок должен быть предоставлен своей воле, у него должна быть свобода выбора («Бесправный ребенок — словно вывихнутая рука. Человечество не может трудиться над своим моральным совершенством, пока не вправит руку. Вопрос социализации детей — самый сложный и серьезный. Это вопрос нашего настоящего и будущего. Если мы знаем о страшной несправедливости, чтобы не сказать преступлении, но не обращаем на нее внимания, разве мы остановимся перед насилием над ребенком?»[3]). Это воспитывает самостоятельность. Достигается это благодаря игровому и творческому методам. Ребенок сам выбирает материал, с которым хочет работать, тем самым, проявляя свои индивидуальные качества. Таким образом, со временем, достигается собственный метод организации опыта, что развивает в ребенке способность концентрироваться  и  не поддаваться чуждому мнению или стимулу относительно действия, которое ребенок уже неоднократно проделывал.

Самостоятельное воспитание не означает, что ребенка полностью предоставляют самому себе. Здесь есть существенная оговорка. Она выражается в девизе педагогики Монтессори – «Помоги мне это сделать самому». Таким образом, родители или педагоги, воспитатели являются всесторонними наблюдателями, а в большинстве случаев, когда ребенок ещё не знает какого-либо действия (чистить зубы, расчесываться, одевать обувь и другое) являются объектом для подражания. Мы показываем – ребенок повторяет и запоминает, а потом сам выбирает удобный для него способ действия. Иногда дети меняют алгоритм, но конечный результат остается таким же, как и прежде. Это может означать то, что ребенок руководствуется независимыми решениями.

Период с 3х до 6 лет М.Монтессори определяет чувствительностью к речи, когда осваивается язык, и появляется наглядно-образное мышление. В данном возрасте у ребенка развивается сознание, он начинает спрашивать, пробовать и исследовать. Ребенок знакомится с новыми сложными по конструкции предметами и явлениями окружающего мира. Детям предлагаются разные дидактические материалы, он сам выбирает то, что ему подходит, так как дидактическая литература носит характер художественно-словесного творчества и предполагает наличие в ней эстетического оформления, воспринимаемого, как таковое. Именно поэтому каждый ребенок найдет что-нибудь, соответствующее его личным предпочтениям и запросам. В этот период ребенок учиться считать, поэтому Монтессори предлагает включать математические материалы (кружки, геометрические фигуры, таблички с числами), но все должно быть ярким и интересным.

Особое внимание Мария Монтессори уделяет раннему развитию. Монтессори предлагает дать ребенку реализовать его индивидуальную внутреннюю программу. Начинать это делать надо с первых дней жизни, когда малыш впитывает в себя как губка. Физическое и психическое развития происходят одновременно, и зависят друг от друга. Малыш приобретает способности и навыки, которые характеризуют цель – стремление улучшить себя.

Основой всей педагоги Марии Монтессори является ребенок и его самостоятельное развитие. Родители, воспитатели, учителя и другие люди, окружающие ребенка – обязаны создавать условия и воспитывающую среду, но ни в коем случае не навязывать свои правила и методики. Ребенок индивидуален и имеет право на свободу выбора. Занимаясь с ребенком ранним развитием, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире. Необходимо предоставлять ребенку такие условия, в которых он сможет максимально развить способности и навыки, сортируя их по своему предпочтению на «мне это нравится; я понял; хочу ещё» и «не нравится; не хочу; я устал; это плохо».  Мария Монтессори говорит: «Воспитание чувств есть самовоспитание; ребенок, повторяя многократно свои упражнения, тем самым развивает свою психосенсорную деятельность. Руководительство директрисы выражается в том, что она помогает ребенку переходить от ощущений к идеям, от конкретного к абстрактному и к ассоциации идей; для этого она пользуется методом, при помощи которого изолируется внутреннее внимание ребенка и сосредоточивается на восприятиях, тогда как на первых уроках его активное внимание сосредоточивалось на отдельных стимулах.

Другими словами, когда учительница дает урок, она должна стараться ограничить поле сознания ребенка предметом урока, как, например, при воспитании чувствительности она изолировала чувства, в которых желала упражнять ребенка».

Что такое развивающая среда? Методика Монтессори – создавать развивающую среду, где ребенок получит опыт и реализует этот опыт в последующих действиях, дополняя каждый раз свой внутренний мир новыми знаниями, чувствами и эмоциями. В такой среде не должно быть лишних или случайных предметов, все необходимо обдумать. Все материалы можно всегда превращать в игру, даже в домашних условиях.

Одним из немаловажных заключений являются мифы, которые мешают, сбивают родителей воспитывать детей, используя методику Монтессори, чаще всего встречаются: отношение общества; пойдет в школу –   там научат; ничем не занимались – растет не хуже других; я не специалист, у меня не получится; у меня на это нет времени; у ребенка должно быть детство. Все это является предрассудками и отговорками, дети это наше будущее, и если мы хотим чтобы они выросли самостоятельными и независимыми, мы обязаны дать им это право!


[1] Девиз педагогики Монтессори.

[2] Антропоцентризм - (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос.

[3] Мария Монтессори, «Мой метод: начальное обучение»,  АСТ, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. Впитывающий ум ребёнка в методике Марии Монтессори

В основе педагогики Марии Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, чт...

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....

Консультация для родителей на тему "О методике Марии Монтессори"

Педагогика Монтессори - это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубжепонять себя и ребенка, прояв...

Конспект занятия с использованием элементов методики М. Монтессори «Большая стирка» в младшей группе

«Большая стирка»(используя элементы методики М. Монтессори)Программное содержание1. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков;2. Поддержать стремление ребенка активно вступать в ...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....

Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...