Задержка речевого развития.
консультация на тему

Митенкова Татьяна Владимировна

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет.

Термин «задержка речевого развития у детей» широко применяется в логопедической практике. Специалисты обращают внимание родителей, на то что ЗРР у детей – очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_rechevogo_razvitiya.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДЕРЖКА  РЕЧЕВОГО  РАЗВИТИЯ

ЗАДЕРЖКА  НА  СТАДИИ  НАЗЫВАНИЯ

    Ребенок, легко называющий окружающие предметы словами, может надолго остановиться только на этом уровне. Называя предметы, он не использует речь в своей деятельности и в общении с людьми, заменяет речь движениями, жестами, требовательными возгласами. Такие дети предпочитают молчаливые игры, не требующие контакта с людьми. Это бывает обычно тогда, когда слово произносится только под влиянием образца взрослого. Вместо предметных действий и общения с окружающими ребенок с удовольствием повторяет за взрослым названия различных предметов, и лишь в эти минуты появляется стремление к общению. Отсутствие активной речи невротизирует малыша, он становится капризным, выражает свое недовольство плачем и криком. В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка.

   Во-первых, нужно включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом.

   Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с малышом по типу «давай вместе» – катать мячик или машинку друг другу, нагружать кубиками игрушечный грузовик и пр.

   И, в-третьих, нужно как можно больше говорить с ребенком, но не учить его говорить: читать книжки с картинками, рассказывать о его и своих действиях, вместе наблюдать за окружающим.

ЗАДЕРЖКА  НА  СТАДИИ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ОБЩЕНИЯ  СО  ВЗРОСЛЫМ

   Такие дети практически не обращают внимания на взрослых: не смотрят им в глаза, не выполняют их просьбы, не обращаются сами с просьбами или за поддержкой. Отсутствие необходимых связей с людьми проявляется и в стремлении делать все самому: взрослый как партнер по совместной деятельности, как человек, демонстрирующий образцы действий, совершенно не нужен. Следует вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое поглаживание по головке, называние малыша по имени, положительная оценка всех его действий, доброе и внимательное взаимодействие на основе улыбок и зрительного контакта могут привлечь ребенка к взрослому. Можно поиграть и в «младенческие игры» без предметов; например, взрослый может спрятаться сам или спрятать лицо ребенка, а потом обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «Сороку-ворону», и в «Ладушки», и в другие простые игры.

ИЗБЫТОЧНАЯ  ОРИЕНТАЦИЯ  НА  ПРЕДМЕТНЫЙ  МИР

   Дети с удовольствием производят бесконечные предметные манипуляции, издают вокализации, проявляют сосредоточенность и двигательную активность и т.д., но они как бы выпадают из ситуации общения с окружающими. Внешне такая ситуация может выглядеть вполне благополучной и удобной - ребёнок подолгу занимает себя сам, не доставляет родителям хлопот, не стремится к взаимодействию с ними.

   Необходимо сократить бесчисленное количество игрушек и предметов, оставив лишь немногие. Оставшимся предметам и действиям с ними следует по возможности придать «человеческий» характер: куклу жалеть, кормить, называть по имени, в машинку посадить водителя, обезьянку лечить или укладывать спать и пр. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному. Если ребенок не проявляет никакого интереса к сотрудничеству, попробуйте в его присутствии организовать совместную игру с другим партнером. Два взрослых могут катать друг другу тот же мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорей всего малыш захочет немедленно занять место одного из взрослых. Также полезны в этом случае игры с имитацией. Взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет слова вслед за ним.

   Если же все усилия оказываются бесполезными и ребенок по-прежнему, не обращая внимания на взрослых, продолжает однообразно заниматься с предметами, это серьезный симптом аутизма – психической болезни, которая в последнее время все чаще встречается у наших детей. В этих случаях нужно постараться показать малыша специалистам.

ЗАДЕРЖКА  НА  ЭТАПЕ  ДЕТСКИХ  СЛОВ

    Сами по себе «детские слова» - нормальный этап речевого развития. Причинами употребления «ам-ам», «ава», «бибика», «топ-топ» и прочих специфических детских слов являются несовершенная пока ещё артикуляция и особенности речевого слуха ребёнка. Огрехи в произношении допустимы до 5 лет. Но бывает так, что ребёнок как бы «застревает» на детских словах, не стремится переходить к нормальным словам и улучшать своё произношение. Это чревато нарушениями чтения и письма в будущем. Чаще всего это бывает, если родители и другие родственники много сюсюкают и лепечут с ребёнком, сознательно используют примитивные слова в общении с ним.

   Нельзя говорить с ребенком языком «мам и нянь». Обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и добиваясь от него внятного произношения. Заинтересовывать ребёнка правильным произношением - предлагать ему в виде игры повторять слово всё чётче и чётче. Здесь пригодятся имитации: взрослый повторяет одно и то же слово от имени разных зверей с разными интонациями, но неизменно чётко; ребёнок повторяет за ним. Также нужно возвращать ребёнку правильное произношение сказанного им слова. Например, несёт зайца: «Зяка!» Отвечаем: «Да, это зайка». Увидел собаку: «Ав-ав!» Отвечаем: «Собачка». Ответ может быть как коротким, так и распространённым, главное, чтобы в нём звучало сказанное ребёнком слово. Попытки малыша сказать слово правильно бывают очень забавны. Результаты его стараний не всегда видны взрослым. Согласно принятым возрастным нормам искажения в произносительной стороне речи считаются возможными до пяти лет. Если же и после пяти лет ребенок коверкает звуки, нужно обратиться к логопеду.

СТРЕМИТЕЛЬНОЕ  РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ

   Имеет место в случаях, когда сразу после года ребёнок начинает говорить развёрнутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные «взрослые» слова. Это, как ни странно, тоже может стать проблемой. Каким образом? Когда речевое развитие ребёнка сильно опережает все возрастные нормы и сроки, неокрепшая ещё нервная система не справляется с потоком информации, возникающим в связи с активным использованием речи. Ребёнок становится капризным, плохо спит, возникает тревожность и вялость – всё это симптомы перегрузки нервной системы. Такая ситуация часто усугубляется тем, что рано и хорошо говорящий ребенок становится предметом особой гордости родителей. Они постоянно с удовольствием разговаривают с ним, стимулируя тем самым речевое развитие больше и больше, демонстрируют успехи ребёнка всем друзьям и знакомым, что дополнительно нагружает нервную систему малыша. Постоянная перегрузка - прямая дорога к неврозу.

   Ребёнку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, в первую очередь речевых. Важно много гулять с ребёнком, играть в простые игры. Хорошо, если он будет часто проводить время в обществе сверстников. Стоит уделить внимание организации полноценного и достаточного сна. И ни в коем случае не перегружайте малыша новой информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития

Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...

«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»

  Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...