Выступления на родительский клубе
консультация по теме

Борода Татьяна Васильевна

Рекомендации для занятий дома

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительский клуб 12.02.15.

Выступление учителя-дефектолога Борода Т.В.

МИР ЛОГИКИ.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ) СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе.

Восприятие, мышление, память и речь - те фундаментальные психические процессы, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка.

Мыслительная деятельность невозможна без языка. Овладевая языком, ребенок овладевает знаниями о предметах, признаки, действия и отношения, выражающиеся определенными словами. Поэтому она не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - значит говорить о себе или вслух, а говорить - значит думать. Слово - материальная оболочка мысли. Это положение будет справедливым только если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово означает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сама использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительная деятельность не происходит. После овладения речью, окружающий мир для ребенка как бы удваивается. Она уже имеет дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в настоящее время отсутствуют или которых вообще не было в личном опыте (рассказ о полете в космос, о том, как жили люди в древности и т.д.). Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мыслительно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: она может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, объяснение). Ребенок пользуется языком для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, то есть влиять на окружающих людей. Это накладывает свои требования к выразительности, эмоциональности, логичности.

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Нужно также формировать культуру диалогической речи: умение четко, ясно, по существу; слушать собеседника, пытаться его понять, не перебивать: не перескакивать с предмета на предмет и т.п..

И.Сеченов отмечал о врожденной и крайне драгоценную свойство нервно-психической организации ребенка - бессознательный поезд к пониманию окружающей действительности.

И.П.Павлов назвал это свойство рефлексом «Что такое?» Под его влиянием ребенок знакомится с качествами предметов, устанавливает для себя новые связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность, которая присуща ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему. После овладения детьми языком, их познавательная деятельность поднимается на новый качественный уровень. С помощью языка обобщаются их знания, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности и не только на основе непосредственного восприятия предметов, и на основе представлений. Меняется характер общения ребенка и взрослого: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, ребенок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ и ВОСПРИЯТИЯ

1. "Запретное слово"

Игра для развития произвольного внимания и находчивости. Для нее не требуется никакого материала, поскольку она словесная. Суть ее состоит в следующем: ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово "нет ". Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, " Ты спишь в ванной? ", " Снег белый?", "Ты умеешь летать? " и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы - отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

2. "Запрещенное движение"

Ребенок повторяет за взрослым все упражнения зарядки, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка).

3. "Разведчик"

Начните игру из коридора. «Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке». Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.

4. "Секретное письмо"

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать малышу.

5."Наблюдатель"

Сядьте с ребенком перед окном. Отыщите какой - нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".

6. "Архитектор"

Вы - архитектор, ребенок - строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

7. "Волшебное слово"

Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

8. “Шерлок Холмс”

Игра на развитие наблюдательности. Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает "сыщику " угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, РЕЧИ, ПАМЯТИ

1. Незаменимым дидактическим материалом для всякого рода развивающих игр являются карточки всевозможных лото и других игр с изображением животных, предметов обихода, игрушек и т.п. (чем больше разных карточек, тем лучше).

Игры на обучение классификации по общим признакам.

Признак, по которому проводится классификация, задает взрослый. В дальнейшем задания на классификацию сможет придумывать и ребенок. Классифицировать можно по признакам: большое - маленькое, животные - растения, дикое - домашнее и т.д. Разложенные карточки можно расклассифицировать снова. Например, первое задание было: "отдели домашних животных от диких", а второе задание может быть: "выбери все карточки, изображающие хищников". Дальше можно предложить расклассифицировать и хищников, разложив их, например, по росту или по месту обитания (север-юг).

2. Другое задание с карточками: вы предлагаете ребенку разложить все имеющиеся карточки на 2 или 3 кучки, а потом объяснить по какому принципу разделение проводилось.

3. Еще одна полезная и всем известная игра с карточками - "4 лишний".  4 карточки отбираете Вы, а малыш находит лишнюю и объясняет, почему он так решил. Задания можно постепенно усложнять: Кто лишний в четверках: «Тигр, волк, рысь,леопард? Щука, окунь, камбала, сом? Аист, журавль, воробей, фламинго?». Используйте в ваших «трудных четверках» и прилагательные (быстрый, энергичный, крепкий, вертлявый) и наречия (скоро, быстро, неожиданно, мгновенно).

4. Классифицировать можно: ракушки, камешки, пуговицы, открытки, любые игрушки.

5. "Клад"

Научите ребенка читать схемы и карты. "Клад" (подойдет конфета) спрятан в комнате. Есть карта комнаты (нарисованная вами), а маленький красный кружочек на карте и есть "клад".

6. Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек - заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки "Три медведя" выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её.

7. Отличное задание, развивающее и творческое мышление, и сообразительность - придумывание вариантов необычного использования обычных вещей. Например, стакан. Из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или божью коровку. Каждый игрок предлагает свой вариант. Кто больше?

8. Учимся читать схемы. Нарисуйте схему - задание для малыша (изобразите фигурками несколько движений зарядки). Пусть ребенок прочтет «шифрованную записку» и выполнит задание.

9. "Угадай-ка"

Ребенок - ведущий, он выбирает какую-нибудь карточку из лото и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на карточке, задавая вопросы. По правилам игры ведущий может отвечать на любой вопрос только "да" или "нет". Например, если спрятана карточка с изображением какого-то животного (из зоо-лото): -Это зверь?-Нет. -Птица?-Да.-Большая?-Нет.-Городская?-Да.-Воробей?-Да.

Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок. Для начала картинка выбирается из небольшого количества карточек (например, десяти).

10. “Исследователь”

Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком — "исследователи". Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое - нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно: назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он наощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож "на", отличается "от" (каких - нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, ударить по нему и т. д.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно положить на стол ладонями вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем - двумя руками вместе.

5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочерёдно каждой рукой, затем сразу обеими.

6. Положить руки ладонями вверх. Ребёнок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, затем на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке.

7. Ладони лежат на столе. Ребёнок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

8. Ребёнок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

9. Положить на стол 10-15 карандашей или палочек. Ребёнок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному.

Игра "Гребешок"

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладоней левой руки, прогибают её так, что пальцы левой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцами левой - и в петушиный гребень превращаются пальцы правой руки.

Игра "Кошка выпускает коготки"

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

Игра "Бег"

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставлять пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола. То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

Игра "Быстрые вращения"

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее.

Игра "Солнышко, заборчик, камешки"

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко". Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик". Обе руки сжать в кулак - это "камешки". По вашей команде: "Солнышко, заборчик,  камешки" дети показывают пальчиками. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.

Семья в развитии мыслительных способностей ребенка дошкольного возраста играет исключительную роль, поскольку именно в дошкольном возрасте прослеживается самая тесная связь ребенка с родителями и происходят первые этапы психического развития.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительский клуб 28.10.13.

Выступление учителя-дефектолога Борода Т.В.

НАСТОЛЬНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ИГРЫ. ИГРОТЕКА.

Разнообразные настольные игры относятся в педагогике к дидактическим (развивающим) играм, основная цель которых – научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий.

Рассматривая настольные игры в культурно-историческом аспекте, ученые отмечают их давнее возникновение и подчеркивают основное влияние настольных игр на развитие интеллектуальных способностей и формирование личности ребенка в старшем дошкольном возрасте. На развитие личностных качеств в этих играх влияет самостоятельный выбор игры и инициативность в приглашении партнера (или возможна игра за партнера самого ребенка), осознанное подчинение правилам, что в свою очередь приводит к развитию произвольности и коррекции импульсивного поведения в ходе решения игровой задачи. Несомненным достоинством разнообразных настольных игр является возможность их использования в паре, малой (2-3 ребенка) или большой группе детей (5-8 человек), если в доме, например, отмечают детский праздник. В настольных играх развиваются навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми, умение терпеливо ждать своей очереди, сопереживать партнерам по игре.

Настольно-печатные игры для малышей.

Игры для детей от 1,5 до 2 лет представляют собой разнообразные картинки на плотном картоне и мягких кубах, полотнах, где один яркий узнаваемый предмет обычно служит для рассматривания и называния изображения предметов ближайшего окружения. Существуют тематические наборы карточек: «Мои игрушки», «Семья», «Кто в доме живет?». Взрослый, играя с ребенком, кладет первую картинку, называя изображение, побуждает продолжать, активизируя и речевую деятельность ребенка. Предлагаемые игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Называется лото «Покажи такой же», в нем количество элементов для поиска аналогичного предмета ограничивается 3-4, некоторые игры-лото носят название «Лото малышам» и могут оставаться привлекательными для ребенка до трех лет. После двух лет игры «Найди пару рукавичек», «Потерялся сапожок» могут содержать до 8 элементов, усложнением является увеличение количества элементов и разнообразие игровой тематики.

Игры на выделение части и целого

До двух лет разрезные картинки содержат только две части, которые составляют целостный образ предметов и могут быть разделены по горизонтали, вертикали, диагонали: матрешку, мячик, машину, дом, окошки. Разрезные картинки легко изготовить самим. В настоящее время выпускается огромное количество подобных игр с рамками пояснить про рамки, позволяющими самостоятельно упражняться и исправлять ошибки, неизбежно возникающие на начальном этапе освоения игры. По мере развития ребенка увеличивается количество частей, из которых следует собрать изображение: 6-9 частей для детей пятого года жизни; 12-24 части — к шести годам; усложняются различные способы деления на части. Для некоторых детей трудно собрать картинку, так как изображение раздроблено на отдельные составляющие и части расположены на определенных сторонах всех кубиков. Важно различить общий фон картинки и иметь образец целого предмета на картинке. Перед складыванием изображения из кубиков можно предложить собрать картинку по образцу, части которой расположены на двух сторонах утолщенной пластины. Кубики, имеющие части составляемой картинки на всех сторонах, предлагаются от 4 в двухлетнем возрасте до 24 — в шестилетнем. Можно предложить ребенку закрыть часть рисунка рукой, листом бумаги, выкладывая другую часть изображения, постепенно открывая картинку до полного составления образца.

Интересу к складыванию картинки способствует сюжетное содержание изображения – это сказочные персонажи детских книг, сценки из любимых мультфильмов, пейзажи, включающие животных и их детенышей, образцы архитектуры, живописи. Другими, более сложными, но очень полезными играми на соотнесение части и целого являются игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра». Каждая из предлагаемых игр содержит части различной формы, из которых можно создать разнообразные изображения, что очень полезно для развития образного мышления и воображения. Возрастной диапазон таких игр достаточно велик, и часто без помощи взрослого построить изображение бывает сложно, трудность представляет игра, где элементы окрашены одинаково с двух сторон и для правильного решения игровой задачи следует перевернуть некоторые части.

Игры на развитие логического мышления включают: игры на классификацию и на сериацию. Рассмотрим их подробнее.

Игры на классификацию

Дети достаточно рано начинают анализировать объекты и выделять их свойства, такие, как цвет, форму, величину, пространственное расположение. Этому способствуют игры, предлагаемые уже на третьем году жизни. Для усвоения основных цветов существуют игры « Шапка, варежки и шарф» (собрать куклу на прогулку), «Разноцветные окошки» (подбираются ставни к окнам в домиках соответствующего цвета). После четырех лет, когда знания основных цветов обогащаются оттенками, закрепляется их различение и называние, можно предложить лото «Разложи по цвету», «Радуга», «Краски». Имеются разнообразные вкладыши с удобным способом удержания и вкладывания деталей «Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие». Важно, что ребенок может сам проверить правильность усвоения и выполнения инструкции (при ошибке деталь не совпадает с прорезью). Не следует спешить, помогая малышу освоить способ вкладывания изображения, а дать возможность попытаться ребенку самому решить игровую задачу.

Родителям следует объяснить, в чем она заключается, оказывая эмоциональную поддержку, и словесно помогать в случае неуспеха, подсказывая, а при необходимости и показывая правильные действия.

Усложнение игры может заключаться в частичном совпадении с образцом – зрительная опора позволит выбрать подходящие карточки для игры «Что
может быть круглым?», «Что может быть красным?». В играх на классификацию можно добавить новое, не заложенное в правилах основание для подбора, например: что может быть круглым и съедобным? Легко ориентироваться на один признак, на два — сложнее, но попробуйте на три, например: что может быть маленьким, овальным, зеленым? Для детей пяти-шести лет полезно поиграть в «Волшебную машину», пропускающую в поездку, например, все мягкое и квадратное — подумать и отобрать из предложенного иллюстративного материала все подходящее: подушку, платок, кусочек хлеба, ковер. Если в семье разновозрастные дети, игра увлечет всех.

Часто в играх требуется умение выделять форму в предмете, собирая затем из знакомых форм образ, единую композицию. Такие игры могут содержать магниты, которые позволяют легко крепить детали к поверхности полотна, быстро собирать после окончания игры, создавать варианты сочетания форм, их взаимного пространственного расположения, цветового решения, играть на горизонтальных и вертикальных плоскостях.

Игра «Четвертый лишний» способствует развитию мышления, умению выделить основание, по которому из всех предметов на картине один не подходит, например, изображены люди и игрушка – кукла, объяснение ребенка может быть таким: «здесь все люди живые, а кукла – нет, она игрушечная».

Интерес для детей пяти – шести лет представляет игра «Логический поезд», в которой всем участникам поровну раздаются карточки с различными изображениями. По считалке первый кладет свою карточку, например – машину, следующий должен выбрать из имеющихся у себя подходящую и объяснить, в чем заключается соответствие (ребенок может положить любое другое средство транспорта или металлический предмет, мотивируя свой выбор материалом изготовления).

Игры на сериацию

Они позволяют научиться двухлетним детям выстраивать предметы в определенной последовательности, например можно выстроить семейки елок, расположить под ними грибы – большой, средний, маленький, снова большой, спросить ребенка: «Какой теперь?». Любимая народная матрешка, пирамидка – яркий пример сериации для самых маленьких. При выстраивании сериации используется чередование цвета, формы, величины элементов в определенном порядке. Детям в возрасте пяти-шести лет подойдут лото «Веселый клоун», использующее картинки с изображениями человеческих чувств и их мимических проявлений (веселье, грусть, удовольствие); различение животных по способу и скорости передвижения «Самый быстрый»; сравнение по весу различных тел «Самый тяжелый» — во всех подобных играх признак задан, играющие только раскладывают в определенном порядке свои карточки. Но не следует увлекаться лишь верным выбором карточек, не менее важно услышать объяснение ребенком своего выбора.

Освоению сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.

Игры, развивающие образное мышление.

Развитию образного мышления способствует проигрывание сказочных сюжетов, создание настольного зоопарка, фермы, постройка и обыгрывание детской площадки. Наборы для этих игр существуют в различных вариантах: картонном, деревянном, пластиковом, которые дети охотно дополняют деталями собственного изготовления, проявляя инициативность и самостоятельность в работе, которые так необходимы при подготовке к школьному обучению.

Игры домино предлагают определенную тематическую направленность: транспорт, животные, овощи и фрукты, сказочные герои или карточки с точками по количеству от «пусто» до шести. Задача игроков: фиксировать внимание сразу на двух концах ленты домино, удерживать задачу выбора подходящей карточки из своего набора, не показывая его остальным игрокам и не подглядывая к ним.

Настольные игры, направленные на формирование умения

ориентироваться в пространстве.

В период подготовки к школе такая задача становится актуальной, ведь от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх и низ, не путать правую и левую стороны, отступить определенное количество клеток с той или иной стороны, не заходить за линию при письме, правильно держать карандаш.

Ориентироваться в пространстве листа или клетках поможет игра-путешествие или графический диктант. Игровое поле представляет собой клетчатое основание, на котором будет находиться маленькая фигурка, например, Буратино, который хочет узнать, где спрятан золотой ключик, двигаясь по указанию ведущего: две клеточки (шага) вверх, одна направо, две клеточки (шага) вниз, одна направо. Путь можно отметить карандашом, для усложнения предложить детям придумать свои маршруты и рассказать о них. Введение сюжета повышает интерес к таким играм.

Маршрутные игры, лабиринты помогают овладеть умением выделять и зрительно прослеживать траекторию движения на игровом поле. С помощью кубика ребенок учится отсчитывать количество точек от любого числа, определенным движением выбрасывая кубик, прогнозировать возможное выпадение нужного количества точек на кубике для быстрого продвижения вперед. Возможность соревноваться и выиграть при равных стартовых условиях, двигаться к финишу пошагово, соблюдая очередность, и обязательные правила очень важны для развития произвольности. Умение расшифровывать знаки и символы в игре способствует развитию символического мышления. Игры «Бродилки», «Лабиринт» предполагают использование кубика, фишек, передвижение осуществляется по игровому полю. Они имеют четко фиксированные правила, в отличие от самостоятельных игр, возникающих по инициативе самих детей. В таких играх может принимать участие вся семья. Взрослым необходимо самим ознакомиться с правилами, определить цель и ход игры, чтобы в доступной форме, по возможности более кратко донести полученные сведения до ребенка. Часто взрослые уступают ребенку, давая возможность выиграть, не совсем честно соблюдая правила. Ребенок, которому взрослые всегда уступали и позволяли выигрывать, окажется неподготовленным к возможному проигрышу, может болезненно воспринять свое поражение и отказаться от дальнейшего участия в совместных играх. Поэтому следует вначале продемонстрировать спокойное принятие проигрыша как возможного исхода игры – важно не победить любой ценой, а получить удовольствие, радость от участия в совместной игре, затем позволить проиграть и ребенку, проследив его реакцию и поддержав в нем уверенность, что в следующий раз он сможет выиграть. Вначале роль ведущего берет на себя взрослый, но по мере усвоения правил эта роль переходит ребенку. Далее партнерами по игре могут выступать и другие дети.

Игры, способствующие усвоению знаков и символов и названий.

Множество современных детских настольных игр содержит многоразовые наклейки, облегчающие усвоение знаков и символов, употребляемых в повседневной жизни: дорожные знаки, опознавательные знаки специальных транспортных средств, лечебных, образовательных учреждений, магазинов, центров культуры и спорта, названий животных и растений и др. Привлекают детей игры со штампами, печатями , наклейками, оставляющими на листе готовое изображение, которое легко обыграть, раскрасить, создать композицию (следует помнить, что чем младше ребенок, тем крупнее должно быть изображение, а шестилетние дети любят мелкие картинки с множеством деталей).

Перед школой

Перед школой важно научиться следовать правилам, уметь копировать простое изображение (геометрическую фигуру, иероглиф, знак, букву любого алфавита), действовать согласованно в едином темпе с группой сверстников – овладеть этими необходимыми качествами помогут игры с правилами.

Домино и лото «Что где растет?», «Кто где живет?», «Едет, плавает, летает» помогают детям шестого года жизни различать и называть овощи и фрукты, диких и домашних животных, взрослых животных и их детенышей, классифицировать их по месту обитания (живет в воде, на суше), способу питания, выделять транспортные средства (воздушный, наземный, водный, подземный).

Настольно-печатные игры знакомят детей с буквами — «Азбука», где надо соотнести картинку и букву, с которой начинается изображенный объект. Игры, связанные с установлением причинно-следственных связей – «Что сначала, что потом?», учат построению связного рассказа. В ходе игр, помимо действий, ребенок должен научиться давать объяснение своего выбора, основываясь на практическом опыте, учиться рассуждениям (сначала берем картинку с нарисованным зернышком, потом с проросшим колоском), далее располагаются картинки с изображением последовательных операций уборки хлеба и последняя, где нарисована хлебопекарная продукция. Подготовиться к решению математических задач поможет игра «Мы считаем». В ней на карточках изображены ситуации, даны цифры и знаки для выкладывания решения задач. Например, на картинках изображены пять цветов и три бабочки. Можно спросить, всем ли бабочкам хватит цветов; на каждый ли цветок сядет бабочка? Или: 7 детей играют, на следующей картинке 2 ребенка убегают; вопросы могут звучать так: сколько всего детей гуляло, сколько детей ушло, сколько осталось на детской площадке?

Запомнить части суток, дни недели, месяцы и времена года помогут игры: «Круглый год», «Мой день», где представлены большие карты с изображением времен года, а на маленьких карточках рисунки с подробными изменениями в живой и неживой природе, соответствующие разным временам года.

Развивая гибкость ума, не следует забывать о гибкости руки, мелкой моторике. Такие игровые наборы, как «Юный модельер», «Юный архитектор», тренируют умения правильно держать карандаш, регулировать силу нажима, длину штриха, оценивать качество своей работы и не бояться ошибок, а исправлять их, создавая коллекцию одежды для бумажной куклы, собственный город с разнообразной архитектурой.

Игры «Морской бой», шашки и шахматы для детей дошкольного возраста достаточно сложны. Подготовкой к ним может служить игра «Квадраты», в ней используется шахматная доска и 64 цветные двусторонние (одно сторона синяя, другая – красная) карточки, по размеру не превышающие квадратик доски. Игроки делят карточки поровну, договариваясь о своем цвете, например, один выбирает синий, другой участник игры – красный.

Поочередно на доску игроки выкладывают карточки, внимательно наблюдая за действиями «противника». Как только его карточка окажется между двух карточек другого цвета, ее переворачивают, превращая в карточку своего цвета. «Ловить противника» можно по вертикали, горизонтали, диагонали.

Многообразные игры оформлены как викторины, где участники соревнуются в своих знаниях и проверяют правильность ответа.

Развить умения соблюдать правила игры, координировать движения, укреплять мелкую моторику помогают настольные игры «Хоккей», «Футбол», «Баскетбол», правила которых достаточно сложны, что делает их привлекательными для детей и в начальной школе.

Источник: журнал «Мама и малыш», №12, 2006 год



Предварительный просмотр:

Родительский клуб 11.03.13.

Выступление учителя-дефектолога Борода Т.В.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И «КВАЗИПРОСТРАНСТВЕННЫЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Освоение телесного пространства

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Формирование у ребенка пространственных представлений  одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.

Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной тряпочки, часов, браслета, резинки и т.п.; или можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством  ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева»  это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево»  простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз»  приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с психологом, который и поясняет (означивает) каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем  только взором.

Освоение внешнего пространства

Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Вы уже начали формирование этих представлений, выполняя с ребенком упражнения предыдущего раздела. Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутого произвольного действия.

Вспомните, пожалуйста, игру с мячом, которой еще 10 лет назад так увлекались все дети. Били мячом о стену: сначала  обеими ладонями; затем  ударом снизу руками, сложенными в замок; потом  «белочкой»: из-за спины мяч бросали о стену и ловили его; затем  из-под ноги... Вспомнили? Ведь в этой игре все этапы чередовались очень строго, а стучать о стену необходимо было условленное число раз. А «Прятки», «Казаки-разбойники»?.. Научите своего подопечного, и вы убедитесь, что забытое старое не так уж нелепо.

Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.

Пространственные схемы и диктанты

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.

В целом развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки «на местности», затем на листе бумаги и графического воспроизведения направлений. При необходимости проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги; обсудите и подпишите вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем попросите ребенка сделать то же самое по памяти, но на чистом листе бумаги.

На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку  «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.

 «Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим образом:

• сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем  левой рукой;

• ребенок рисует в направлении, противоположном тому, которое называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослушный ученик»;

• после того как освоено выполнение графических диктантов одной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки  в сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая рука  по инструкции, а левая  в противоположную сторону и наоборот;

• по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соответствии с инструкцией, а другую часть  в противоположном направлении, затем  снова в заданном направлении и т.д.

Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.

Конструирование и копирование

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

На первом этапе формирования процессов копирования целесообразно осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.

«Копирование фигур».

А. Копирование различных простых фигур.

Б. Копирование сложных фигур и изображений, как, например, на рис. Сначала фигура анализируется совместно психологом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.

В. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180°. Поворот на 90° может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180°  «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так/ чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например на бумаге в клетку.

Удивительным образом действует на детей обсуждение его собственного рисунка, отраженного в зеркале, которое приставляется к полученному изображению и/или образцу сверху, слева и т. д.

 «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: «Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.

Формирование «квазипространственных» представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.

Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных ошибок, по-разному проявляющихся в различных видах учебной деятельности, в поведении детей:

- в поведении: пространственные ошибки при выполнении правил расположения учебного инвентаря на партах и требований учителя, связанных с направлением движения ребенка (вперед, назад, в сторону);

- в чтении: суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное неразличение сходных по форме букв и т.д.;

- в письме: неумение соотнести букву и линии тетради, т.е. ориентироваться в пространстве листа тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону;

- в арифметике: ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2), неумение расположить симметричную запись примеров в тетради, глазомерные ошибки при измерении, несформированность сложных пространственных представлений, необходимых для усвоения понятия метра и особенно сантиметра. Дети в 1 классе затрудняются в понимании того, что метром можно измерять не только длину, но и высоту, и ширину, не только горизонтальные, но и вертикальные плоскости. Особо трудным является переход от метра к сантиметру в силу недостаточной подготовленности детей к сочетанию измерения с вычислением;

- в рисовании: глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок на пространстве листа, трудность в овладении пропорцией в рисунке;

- в гимнастических упражнениях: неправильное направление движения при перестроении под команду, трудности переключения с одного направления движения на другое и т.д.

Одной из главных причин этих однородных пространственных ошибок является то, что у детей еще не установилось полное и устойчивое правшество, т.е. преобладание правой руки над левой.

Другая главная причина состоит в том, что обилие вновь вводимых учителем словесных обозначений пространственных признаков не подкрепляется практикой измерения пространства детьми.

Методика "Геометрические фигуры"

Цель: развитие пространственного мышления. 


Инструкция: в центре бланка изображен вид спереди четырех наложенных друг на друга геометрических фигур. Также в задании представлены восемь возможных вариантов вида этих фигур сзади. Требуется найти правильный вариант.  развитие мышления у детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления родительских клубов

Сценарий выступления родительских клубов...

Выступление на родительском клубе с докладом на тему: «Учимся играть правильно – развитие речи с помощью игры»

В докладе есть: характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет, рекомендации по развитию речи дошкольников 4 — 5 лет, игры на развитие речи детей 4 — 5 лет....

Выступление на родительском клубе. тема "Полезные игрушки"

Материал будет полезен родителям при выборе игрушек:-значение игрушек-характеристики игрушек-виды   игрушек...

Детско - родительские отношения. Выступление на родительском клубе "На пороге школы"

Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему....

Выступление «Детско – родительский клуб" как одна из форм партнерского взаимодействия с родителями»

Выступление  «Детско – родительский клуб" как одна из форм партнерского взаимодействия с родителями»...

Выступление в родительском клубе "Содружество": "Подвижные игры зимой"

Любая игра – это потребность детского организма. С помощью игр ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, реализует свои внутренние потребности и всесторонне развивается. Подвижные игр...