Консультация для родителей: "Сказкатерапия детям"
консультация на тему

Бальцерова Елена Анатольевна

Нужный и полезный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Сказкатерапия в детском саду»

                                   

                                                                                             

«Что за прелесть эти  сказки!» - восклицал А.С. Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку…», и ребёнок тут же подбежит  к вам и приготовится вас слушать. В каждой сказке есть мораль, каждая освещает какую-то новую  ситуацию, с которой подрастающему человечку придётся столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте вопросы ребёнку и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берите какую-то сказку, и – кто больше  советов найдёт? Берите какой-то полезный совет, и кто  больше сказок назовёт, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как её дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице её девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у неё то совочек, то ведёрко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка вышла во двор к песочнице и снова стали толкать, она завизжала прямо в уши своим обидчикам изо всех сил. Больше на неё не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребёнок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро  и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребёнка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если сказка рядом, то ребёнок стремится стать лучше, учится понимать и любить всё живое, познаёт окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает  «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращённые к сердцу, ребёнок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстаёт в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. Ребёнок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе.

Сказки ни в коем случае нельзя рассматривать только приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребёнка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся  личности. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка»; пугливому и робкому  «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино»; капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством?

В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В "Золушке",например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема - боязнь быть покинутым. "Мальчик-с-пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука. Но самое главное, чему учат сказки ребенка - что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он, в конце концов, обязательно победит.

Однако каждый ребенок постоянно сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими прагматичного решения, приносящего облегчение "на месте". Именно здесь нам помогут сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы. Эти истории помогут детям найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые удары судьбы и быть благодарными взрослым за понимание. Такие специальные терапевтические истории имеют определенную направленность и рассказывают об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в них описываются чувства, возникающие у ребенка.

Чтение таких сказок рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы и вы готовы оказать посильную помощь. Также в результате работы с "помогающими" историями у детей формируется "механизм самопомощи". Они усваивают такой подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом и ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности".

Использование таких сказок позволяет воспитателям  ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе детям. А также дает возможность решать проблемы, связанные с общением, возникающие у большинства детей.

Сказкатерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка учит детей не только переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать к речевому контакту. К методу сказкатерапии тяготеют не только детские дошкольные учреждения и школы, но и  центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития.

У маленьких детей сильно развит процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем; с одной стороны ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов.

Специалисты утверждают, что в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, а правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества.

Основные приемы работы со сказкой:

1. Анализ сказок. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?».

2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги».

3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки.

4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.

5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.

 В старшем дошкольном возрасте можно порекомендовать следующие сказки:

 1. «Лиса и Котофей Иванович» — русская народная сказка;

2. «Елена Премудрая» — русская народная сказка;

3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — А.С. Пушкин;

4. «Сказка о попе и о работнике его Балде» — А.С. Пушкин;

5. «Умная внучка» — Л.Н. Толстой;

6. «Умная дочь крестьянская» — Братья Гримм.

Все эти сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом: все это «закодировано» в образах сказки. Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему. За добро отплачивают добром. Этому учат сказки. Вознаграждения и уважения достоин человек, который хочет трудиться, а ленивый и злой сам себя наказывает — об этом повествует «Сказка о Попе и о работнике его Балде». Не будет счастлив тот человек, который другим желает несчастья и смерти — этому учат сказки: «Дрозд Еремеевич», сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». О том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка — рассказывается в сказках: «Лиса и Котофей Иванович», «Елена Премудрая», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Умная дочь крестьянская».

 Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть – надо только его поискать. А еще, походы в «сказочный» мир разовьют воображение ребенка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчеств.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Консультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"О путешествиях с детьмиСолнце хорошо, но в меруОсторожно: тепловой и солнечный удар!Купание – прекрасное закаливающее с...

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Мастер класс для родителей "Сказкатерапия"

Мастер класс для родителей "Сказкатерапия"...

Консультация для родителей «Безопасность детей дома». Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома».

Хочу предоставить вашему вниманию консультацию для родителей на тему Безопасность. Опасность подстерегает нас и наших детей везде. Чтобы уберечь детей , вы должны знать простые правила  о безопас...