МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА
статья (младшая группа) по теме

В подобной ситуации оказываются дети, впервые пере­ступившие порог детского сада. Из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней посещения плачут, тяжело переживают раз­луку с мамой. Возможно, что через 3—4 дня после нача­ла посещения детского сада они могут заболеть. В данном случае подождите винить воспитателей и детский сад. Мно­гочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов убедительно доказали, что привы­кание ребенка к новым для него условиям дошкольного уч­реждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина, касаясь дан­ной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садов­ник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бе­режно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.
А теперь поговорим о малыше. Взрослые в семье пони­мают, что адаптационный период — один из самых слож­ных в жизни ребенка. Все охают и ахают, причитают и вол­нуются за него, но не более того. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрос­лых и в незнакомой обстановке. Попробуйте посмотреть на все происходящее глазами ребенка.
В первый день пребывания в абсолютно новом окруже­нии малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду — самое тяжелое.
Ребенку надо одновременно привыкать и к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окру­жении сверстников, и к новым правилам: «Что мне здесь делать, если я захочу на горшок? Что скажут тети-воспита­тельницы, когда узнают, что я не ем кашу?»
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отча­яние и обида на протяжении нескольких часов в день на­столько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне. Он пугается попыток воспитателя хоть как-то успокоить его. Малыш настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя мать, плохо ест. Во время сна вздрагивает. Плачет, часто просы­пается, у него может подняться температура, появиться сыпь или даже первые признаки расстройства желудка.
Страдает малыш, а вместе с ним страдают и все домаш­ние, нелегко видеть переживания крохотного человечка. Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситу­ацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых.
Не каждый ребенок проходит длительный период при­выкания. Есть трехгодовалые дети, которым начало детса­довской жизни дается легко. В то же время каждый воспи­татель может рассказать массу случаев из жизни, когда даже пятилетние дети после нескольких дней пребывания в саду плачут и цепляются за мамину юбку. Надо иметь в виду, что плач в начальный период не всегда является вы­ражением страха перед разлукой. Часто это скорее при­знак «порогового страха», некоторой неуверенности перед новой группой. В таком случае ребенок обычно быстро ус­покаивается, и родители, заглянув через пять минут в окно детского сада, видят, как их малыш мирно играет в уголке с игрушками.
В более старших группах полезно поручать «старожи­лам» своего рода шефство над вновь пришедшими. «Ста­рички» наслаждаются своей ответственностью, а «нович­ки» чувствуют себя принятыми группой. В этот непростой для ребенка период адаптации родители должны быть гото­вы в любой момент прийти ему на помощь Ребенок в период адаптации — живая модель стрессово­го состояния. Стресс — это реакция на борьбу с трудностя­ми, норма перехода от одних условий к другим. Стресс, по утверждению медицины, — главный фактор на пути атеро­склероза. Уже в десятилетнем возрасте фиксируются зна­чительные изменения сосудистой стенки — это все послед­ствия стрессовых состояний.
1-я особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии срыва динамического стереотипа (стерео­тип — система выработанных условных рефлексов). В пе­риод адаптации эта система меняется. А ведь на выработку условных рефлексов уходит много нервной энергии, любой стереотип у ребенка трудно вырабатывать. Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.
2-я особенность: стрессовое напряжение в период адап­тации связано с изменением гормональной системы орга­низма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защи­ты — изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. В этот период разные дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по-разному: кто бурно плачет, ста­новится агрессивным, а кто сжимается и сильно страдает. И по этому состоянию людей разделяют на «хищников» и «кроликов». Стресс, безусловно, вреден, но он и необхо­дим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные условия, и если бы организм не был приспособлен к перенесению стресса, люди бы сразу умирали. Наша задача в детском учреждении — облегчить стрессовую ситуацию, научиться правильно воздействовать на «хищников» и «кроликов», искать способы облегчения
адаптации.
3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, пребывая в детском учреждении, на пятые-седьмые сутки ребенок заболевает.
Адаптационный период условно можно разделить на не­сколько этапов.
I этап — подготовительный.
Его следует начинать за 1—2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа — сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему без­болезненно приобщиться к новым для него условиям.
В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделять рациону питания малыша, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным. Для хорошего самочувствия малыша имеют значение и та­кие моменты, как способ кормления, укладывание спать. В детском саду дети едят сами, сидя за столами. Воспитате­ли только докармливают их по необходимости. Педагоги не смогут уделить должного внимания новеньким, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого, и т. д. То же будет происходить и при укладывании спать. Воспи­татель следит за тем, чтобы дети спокойно засыпали. Одно­го погладит, другому улыбнется, третьего накроет одеялом. Отличные от общепринятых привычки при засыпании (укачивание в коляске, засыпание на руках и т. д.) отвле­кают воспитателя, при этом страдают и дети. Ломка устой­чивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакци­ям адаптирующихся детей. Поэтому всю коррекцию необ­ходимо провести в домашних условиях, и делать это следу­ет постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.
Необходимо обратить внимание на формирование навы­ков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздевать­ся, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя бес­помощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмо­ций.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в дет­ский сад, наступает следующий этап — в работу включает­ся педагог, который непосредственно будет работать с ре­бенком в детском саду.
II этап — основной.
Главная задача данного этапа — создание положитель­ного образа воспитателя. Родители должны понимать важ­ность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует подробно и откро­венно рассказать воспитателю об особенностях своего ре­бенка: что он любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт, да и ребенку будет легче, когда он вдруг вспомнит о маме, а воспитатель тут же смо­жет его отвлечь, предложив любимую игрушку или назвав
обста­новке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаивать­ся в незнакомых для него условиях. На первых порах ребе­нок вместе с мамой наблюдает за детьми и воспитателем в группе, ему необходимо осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Вначале он будет держаться настороженно, прижиматься к маме. Не следует его тормошить и торопить. Пусть привыкает. Эта встреча для него не последняя. Первые визиты в детский сад длят­ся не более часа. Мама помогает ребенку освоиться, поддер­живает его интерес к окружающему. На фоне положитель­ного эмоционального общения легко складывается и деловое сотрудничество взрослого и малыша. Поэтому ма­ма может на некоторое время выйти из группы, а если ре­бенок спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же ус­покаивается, услышав заверения в том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психологической защиты.
III этап — заключительный.
Ребенок начинает посещать детский сад по 2—3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуют­ся настроение, самочувствие малыша, аппетит, в послед­нюю очередь — сон.
МЕРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ
1. Воспитатели просят разрешения побывать у ребенка
дома (патронаж), знакомятся с родителями и другими чле­
нами семьи, с самим ребенком, узнают следующую инфор­
мацию:
- какие привычки сложились дома в процессе еды, засы­пания, пользования туалетом и т. п.;
- как называют ребенка дома;
- чем больше всего любит заниматься ребенок;
- какие особенности в поведении радуют, а какие настора­живают родителей.
2. Во время визита воспитателя к ребенку домой роди­телям даются педагогические рекомендации по адаптации ребенка к новым условиям жизни в детском учреждении. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным.
Для того чтобы ребенок еще до прихода в детский сад составил о нем представление и шел туда как в уже знако­мое место, воспитатели готовят фотоальбом о жизни до­школьного учреждения.
3. Когда наступает волнующий момент и ребенок при­ходит в детский сад, знакомый воспитатель радостно встре­чает его, берет на руки и говорит: «Наконец-то ты пришел!Мы так давно тебя ждем».
Принимать в группу нужно по два ребенка в неделю и заполнить группу в течение 2—3 месяцев.
Необходимо обеспечить стабильность состава воспи­тателей на период приема и на весь период пребывания де­тей в детском саду. В период адаптации и после него ка­тегорически запрещаются переводы детей из группы вгруппу.
Важным условием для успешной адаптации являет­ся питание: разнообразное меню, прекрасные вкусовые ка­чества блюд и, главное, их красивое оформление. Если уребенка хороший аппетит, он весел, редко болеет.
На период адаптации необходим щадящий режим:детям позволяют подольше поспать, пораньше лечь, воспитатели стараются быстрее одеть ребенка на прогулку и раз­деть после нее.
В группе следует стремиться создать условия, при­ближенные к домашним. Особенно важны тепло, уют, на­личие удобного шкафчика для одежды, отдельного поло­тенца, своей расчески, зеркала, а также мягкие ковры на полу, теплая вода в кране, уютные игровые уголки, тихое
звучание музыки.
Необходимо помнить, что ребенок должен получать удовлетворение от общения со взрослыми и сверстниками.
Качество адаптации каждого ребенка с оценкой сте­пени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медикопе­дагогических советах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

формы и приёмы работы по развитию одарённости у детей дошкольного возраста...

Презентация "Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в различных видах деятельности как сквозных механизмах развития ребенка".

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...

Мастер-класс для педагогов города «Проблемная педагогическая ситуация как механизм развития саморегуляции дошкольников»

Нарастание негативных тенденций в обществе (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дош...

Психолого-физиологические механизмы развития у дошкольника

В статье дается представление о развитии высших психических функций у ребенка в разные периоды жизни. Важность понимания родителями физиологического созревания и возникших в этот период психических но...

Статья "Онтогенез формирования акустического гнозиса или механизм развития экспрессивной речи"

Почему мы  наблюдаем ситуацию, что дети поздно начинают говорить? С чем связано большое количество детей, у которых нарушено звукопроизношение? Моя статья в кратце расскажет о механизме развития ...

«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»

Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...

«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»

Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...