ДОКЛАД Развитие познавательной активности посредством организации математических игр на прогулке у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа)

Антонян Элина Владимировна

ДОКЛАД

Развитие познавательной активности посредством организации математических игр на прогулке у детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_dvizhenii_na_progulke.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»

ДОКЛАД

Развитие познавательной активности посредством организации математических игр на прогулке у детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель:

 Антонян Э.В.

Долгопрудный

2023г

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, личностной и интеллектуальной. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать.

Психолого-педагогические исследования ученых доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5- 6 летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.

Проблема логико–развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной. Актуальность данной темы, исходя из личного опыта, обусловлена недостаточностью развития логического мышления у детей и отсутствия системности в применении логико-математических игр.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Исходя из задач познавательного развития, которые отмечены в ФГОС, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

Одной из основной формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию, являются дидактические игры, в частности логико-математические игры, которые побуждают детей к деятельности, способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, комбинаторных и конструкторских способностей.

В развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр прогулка занимает достойное место. При проведении этих игр на прогулке вносятся необычность ситуации, новизна, несоответствие прежним стандартам. Ведь традиционным считается проведение этих игр в группе. Все это вызывает познавательный интерес у детей, что способствует интеллектуальному развитию.

  • является одним из важнейших режимных моментов и имеет большое значение для развития детей. Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, программные образовательные задачи решаются и при проведении режимных моментов.

Все, что нас окружает в природе, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.

Образовательные задачи на прогулке решаются посредством логико-математических игр в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, самостоятельной игровой деятельности.

В настоящее время разработано большое количество логико-математических игр. Из всего многообразия занимательного игрового материала был отобран для работы с детьми наиболее интересный, многофункциональный, а также разработаны логико-математические игры, адаптированные к условиям проведения их на прогулках.

Так в конце наблюдения за осенними листьями можно организовать игру «Разложи листочки по возрастанию», в которой дети сравнивают листья по величине и располагают их в определенной последовательности. Или же во время наблюдений за облаками можно провести игру «Найди фигуру», цель которой формирование умений находить в окружающей действительности геометрические фигуры, правильно их называть.

Наблюдая за божьей коровкой, предложить сосчитать лепестки на цветке и точки на спинке божьей коровки и посади божью коровку на соответствующий цветок, или найди, что общего у этого цветка и жучка (количество точек на спинке и лепестков на цветке одинаково).

В трудовую деятельность также можно включать логико-математические игры. В игре «Покорми птичек» дети проявляют заботу о птицах посредством игры, в которой необходимо проявить свои умения пользоваться условными мерками при измерении сыпучих веществ. Зимой, организуя строительство построек можно предложить из куличиков разных по высоте нужно сделать забор вокруг снеговика, чередуя их в заданной вами последовательности. В ходе анализа постройки дети объясняют расположение предметов относительно друг друга. Во время уборки участка от веток можно предложить детям разложить ветки по корзинкам, сравнивая их по длине: короткие и длинные.

Основную часть прогулки дети проводят в движении. Движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.

Поэтому индивидуальную работу по развитию основных движений на прогулке, можно наполнять математическим содержанием. Например, прыгать на правой ноге вдоль названного количества предметов, или столько раз , сколько пальцев на руке. Или включать упражнения на ориентировку в пространстве «Найти спрятанный предмет по карте».

В упражнение «Перешагни ручеек» детям предлагается сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть, почему.

Во время прогулки проводятся подвижные игры с математическим содержанием. Например, игра «Больше-меньше», где дети сравнивают объекты окружающего мира по величине и при этом выполняют определенные движения. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети поднимают руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

В игре «Покажи по – разному» дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.

Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полу приседе). «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками).

В самостоятельной деятельности в различные игровые ситуации также включаются игры логико-математического направления. Например, «Найди место по билету»- где дети сравнивают последовательности фигур – выделяют необходимую последовательность фигур. Дети покупают у кондуктора билеты. Занимают свои места в «автобусе» (место отмечено карточкой с определенной последовательностью геометрических фигур). Дети сравнивают и анализируют изображённые последовательности фигур, находят сходства. Далее игра продолжается по замыслу детей.

В игре «Открой замок у машины» дети учатся выявлять в предметах форму, размер и толщину абстрагировать их и называть. Возникла проблема – машина не заводится: ключи перепутались Задание: найти ключ среди блоков Дьенеша по свойствам: ключ прямоугольной формы, маленький, желтого цвета, тонкий. Дети подбирают ключ, объясняя свой выбор.

Используя на прогулках логико-математические игры, можно сделать вывод, что данные игры являются эффективным средством развития познавательной активности. Логико-математические игры помогают воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, стимулирует активность в преодолении трудностей.

При системном использовании логико-математических игр (в организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности во всех режимных моментах, в том числе и на прогулках), можно смело утверждать, что:

- дети знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации.

- все дети без исключения испытывают устойчивый интерес к логико-математическим играм, возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;

- дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима (ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого); заметно развились мыслительные процессы

- дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания;

- логико-математические игры повышают эффективность педагогического процесса, оказывая огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.

Опыт показывает, что логико – математические игры помогают сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.

Литература:

  1. Белошистая А.В Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошкольного учреждения.- Издательство: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» ,2013г.
  2. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие
    /Е. А. Носова , Р. Л. Непомнящая: « ДЕТСТВО-ПРЕСС» – СПб: «Акцент» , 2007
  3. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Автор-составитель. З.А.Михайлова, Э Н Иоффе,- «Детство-пресс»,2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ логического мышления посредством организации игр на прогулке у детей старшего дошкольного возраста

В возрасте 5-6 лет начинают закладываться основы логического мышления, которые необходимо развивать. Проблема логико- математической игры, как средства познавательной активности ,  является актуа...

Развития общей моторики посредством игр и упражнений с мячом для детей старшего дошкольного возраста

Развитие общей моторики детей является основой формирования всех двигательных навыков. В последнее время принято уделять пристальное внимание развитию мелкой моторики ребенка. Однако не стоит забывать...

Развитие общей моторики посредством игр и упражнений с мячом для детей старшего дошкольного возраста

Развитие общей моторики детей является основой формирования всех двигательных навыков. В последнее время принято уделять пристальное внимание развитию мелкой моторики ребенка. Однако не стоит забывать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих игр В.В. Воскобовича для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в Фиолетовый лес"

Данный конспект НОД является итоговым годовым занятием по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста, которые в своем обучении применяют технологию развивающих игр В.В. Воскобовича....

Развитие познавательной активности через Логико-математические игры на прогулке (для дошкольного возраста)

В развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр прогулка занимает достойное место. При проведении этих игр на прогулке вносятся необычно...

ФОРМИРОВАНИЕ СТАРТОВОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ, ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОЛИГОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В статье изложен педагогический опыт работы по  созданию в образовательном учреждении условий по формированию стартового развития элементарных конструкторских  умений, логико-математического...