Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Шутова Марина Борисовна

Содержание проекта:

Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:

1. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам

2. Психологическая комфортность;

3. Наглядность и разнообразие игрового материала;

4. Доступность

5. Научность.

 

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Подготовка к успешному обучению в школе.
  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

  1. Формирование   системы   элементарных   математических представлений.
  2. Формирование предпосылок математического мышления.
  3. Формирование сенсорных процессов и способностей.
  4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

                         ПРОЕКТ

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного   возраста при помощи дидактических игр.

                                                                              Воспитатель ШУТОВА М.Б.

                                                          Г.о.г.Выкса

Название проекта «Мы играем в математику»

Тип проекта :  познавательный , краткосрочный.

Срок реализации: 1 апреля – 20 мая

Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет),воспитатель

Содержание проекта:

Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:

1. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам

2. Психологическая комфортность;

3. Наглядность и разнообразие игрового материала;

 4. Доступность 5. Научность.

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Подготовка к успешному обучению в школе.
  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование   системы   элементарных   математических представлений.

  1. Формирование предпосылок математического мышления.
  2. Формирование сенсорных процессов и способностей.

  1. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
    связанной речи.

Этапы проекта:

1 этап – организационный - (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление картотеки игр и игровых заданий с учётом возрастных особенностей детей);

2 этап – практический - (создание развивающей предметно –пространственной среды; организация и проведение игровой и экспериментальной деятельности, направленной на математическое воспитание дошкольников;

3 этап – результативный - (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).

Первый этап: Необходимо отметить, что вся работа выстраивалась с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Внимательно изучив задачи математического развития детей, используя широкие возможности Интернет - технологий, были сделаны игры, которые были направлены на решение следующих задач: - развитие восприятия; - развитие внимания; - развитие памяти и мышления; - развитие творческих способностей

Второй этап:

При проведении всей своей работы по математическому развитию  детей и формированию у них познавательной активности, были использованы следующие формы, методы и приемы:

• проблемную мотивация,

• игровые ситуации,

•  чтение художественной литературы,

•беседы,

• развивающие компьютерные и графические игры,

Играя, дети приобретают только свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или игровое упражнение, которые предлагались  воспитанникам в утреннее  время, при проведении непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, на прогулке или во второй половине дня, сама по себе имела развивающие и психологические цели.   Целью проекта не являлись освоение и отработка каких бы то ни было математических понятий и умений. Дети не замечали, что идет обучение. Всю систему образовательной деятельности они воспринимали как игровой творческий процесс.

Третий этап: Месяц реализации проекта: «Мы играем в математику» пролетел очень быстро, но дети по прежнему  с большим желанием выбирают любимые развивающие игры и уже, объединяясь в группы по интересам играют, размышляют и отстаивают свою точку зрения. У воспитанников повысилась познавательная и творческая активность не только по математическому, но по речевому развитию - это результат реализации проекта с опорой на интеграцию и творческую активность.

Актуальность проекта

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Задача педагога - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

Проанализировав задачи математического развития детей 6-го г.ж., были отобраны дидактические средства, которые позволят дополнить и расширить материал, предлагаемый авторами технологии И.А. Помораевой и В.А. Позиной.

     Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в математическом развитии дошкольников. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность. Самым эффективным средством развития ребёнка-дошкольника является игровая деятельность. Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности: в ней психика ребёнка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается. Поэтому дидактические игры результативнее всего использовать не в учебной, а в игровой деятельности. 

     Дидактические игры– это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя с ними, он открывает мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи.

 Благоприятная развивающая среда стимулирует развитие ребёнка, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного творца.

        Для самостоятельной деятельности детей в группе организовали уголок-игротеку .У детей есть возможность в свободное время заниматься не только развлекательными играми, но и играми, требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия. В основе формирования уголка лежит принцип доступности, что позволяет ребёнку самостоятельно выбирать игровой материал, исходя из потребности и интереса. Здесь представлен материал для закрепления полученных математических знаний: материал по формированию временных и пространственных представлений, по  ознакомлению с цифрами, геометрическими фигурами. Индивидуальной творческой деятельности предусмотрены карточки с заданиями для детей с разным уровнем сформированности ЗУН.        

      Дидактический материал в нашей группе доступен для детей и постоянно пополняется. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор","Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики,  счетные палочки, развивающие игры: "Страна математика", "Математическое домино" . Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру",  красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.

Так же на прогулке, в самостоятельной деятельности детей можно создавать различные математические ситуации, направленные на решение простейших задач: "Собери листочки",  "Сколько листиков ты собрал", "Сколько сделал пасок, "Сколько груш, а сколько яблок". В уголке есть небольшой материал (несколько карточек - заданий на развитие логического мышления, картинки с геометрическими фигурами и так же задания к ним.

Вывод: таким образом,  была предпринята попытка создать систему развивающих игр, которые наряду с основными занятиями, предусмотренными программой, помогают детям освоить и закрепить математические знания.

  Работа с родителями :

Важным условием реализации образовательной программы является открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями воспитанников.

Понимаем, для того чтобы родитель стал партнёром, надо установить доверительные  отношения. Поэтому всевозможными способами пытались демонстрировать родителям свою работу:

-фотовыставки

-Знакомство родителей с содержанием работы по программе.

-Разработка консультаций для родителей по данной теме.

-Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).

-Рекомендации для родителей по использованию литературы.

Благодаря родителям обогатилась игровая среда и, сейчас можно говорить, что они являются активными помощниками  и участниками образовательного процесса.

Заключение.

Практика показала, что правильным образом организованная среда и регулярные упражнения детей в использовании развивающих игр и других дидактических средств помогают эффективнее формировать математический опыт и развивать познавательную активность.

Список литературы:

  • Автор Новикова В.П. в книге «Математика в детском саду» представила игры, которые способствуют формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитывают настойчивость, волю, целеустремлённость.
  • Педагог-новатор, автор книги «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитин Б.П. рассказывает об опыте применения и использования специальных игр, позволяющих успешно развивать творческие способности ребёнка. Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «Умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению.
  • Пособие «Математика до школы» написано коллективом авторов, изложено в двух частях. Часть первая «Математика до школы», автор Смоленцева А.А. содержит оригинальную систему игровых упражнений с нестандартными средствами математического развития. Вторая часть «Игры-головоломки», составленная З.А.Михайловой включает описания разных по сложности игр-головоломок, способствующих развитию пространственного воображения и мышления детей.
  • Фесюкова Л.Б., автор пособия «300 развивающих игр для детей 4-7 лет» предлагает боле 300 игр по окружающему миру, экологии, математики, развитию речи.
  • В книге «Развивающие игры в ДОУ», автора Бондаренко Т.М. предлагается система планирования развивающих игр, конспекты занятий по технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры, сценарии презентаций, диагностику по игровой деятельности».

        Пособие « Организация деятельности детей на прогулке» -авторы- составители  Т.Г.КОБЗЕВА,И.А ХОЛОДОВА,Г.С.АЛЕКСАНДРОВА  предлагает различные дидактические игры на прогулках,

ПРИЛОЖЕНИЕ

Счётные палочки.

Трудно переоценить многообразие конструктивных возможностей счётных палочек. Мы используем их и как счётный материал,  и как материал для формирования начальных геометрических представлений, развиваем пространственное воображение.

В обучении выделяем два этапа.

 1 этап – образный. Дети играют с палочками, строя различные фигуры по своему усмотрению: выкладывают сюжеты и узоры.

2 этап – операционный или геометрический. Дети строят и преобразуют фигуры по условиям: по схеме или заданному количеству.

Для закрепления понятия «угол» используем игру «Зажги огонёк». Выложив из палочек квадрат, предлагаем игровую ситуацию. Говорим так: «В домике темно (окон нет) зажги в верхнем правом углу огонёк (т.е. положи маленький жёлтый блок).

Также из палочек  выкладываем не только геометрические фигуры, но и цифры, а из них – номер телефона служб спасения. Мотивируем подобные игры созданием ситуаций, где какому-то герою надо оказать помощь.

Дидактическая игра «Сложи фигуру» Цель : Найти и путем наложения собрать  образец из геометрических фигур(например машина,  замок, фигуры людей и животных)

Дидактическая игра «Разбежавшиеся геометрические фигуры»

Цель: Закреплять названия геометрических фигур, собрать фигуры согласно схеме . Вариант игры – геометрические фигуры раздаются детям ,дети бегают по группе (перемешиваются) водящему нужно построить цепочку по схеме.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: Наступить на цифры по порядку и обратно, Закрепление прямого и обратного счета.

Дидактическая игра «математическое лото»

Цель: Закреплять умение соотносить число  с количеством предметов,

Дидактическая игра «математические пазлы » Цель:  Соотносить предметы и цифры, Закреплять цвета. Найти цифру соотв,

количеству предметов, проверить количество цветов на цифре и  рисунке

Игры Б. Никитина.

Пособие представляет собой 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1,2,3 и даже 4-х цветные узоры, которые напоминают контуры предметов. Мы предлагаем детям самим дать название получившемуся узору.

Обучение также проходило в несколько этапов. Сначала мы просто предлагали сложить кубики в коробку, таким образом знакомились с кубиками. Потом предлагали такие задания: «Кто сможет сложить кубики так, чтобы донышко было синим» или «Красный поезд». Все игры сопровождаются наглядным изображением-подсказкой.

Считаем, что эти игры хорошо развивают способность наших детей к анализу и синтезу и комбинированию. Эти важные мыслительные операции используются в любой другой мыслительной деятельности и в конструировании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных дидактических средств

В статье описано каким образом используются нетрадиционные дидактические средства для ФЭМП....

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством применения нетрадиционного дидактического наглядного материала

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит...

Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных ...

Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"

Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"...