Методическая разработка дидактических игр и игровых упражнений для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на этапе счётной деятельности
методическая разработка по математике (старшая группа)

Доспалова Алла

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра – обучающая игра, обязательным элементом которой является познавательное содержание и дидактическая задача.

Игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Дидактические игры математической направленности для детей дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять представления о количестве и счете, величине, геометрических фигурах и форме предметов, пространственных и временных ориентировках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад № 68 комбинированного вида

Калининского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 68 Калининского района СПб)

                                                 

                                                   

Методическая разработка дидактических игр и игровых упражнений

для формирования количественных представлений

у детей старшего дошкольного возраста на этапе счётной деятельности

               

             Составила:

                                                                                                         Доспалова Алла Максетовна

                                                                                                         Воспитатель

             ГБДОУ детский сад № 68

             Калининского района СПб

Санкт-Петербург

2023

Методическая разработка дидактических игр и игровых упражнений

для формирования количественных представлений

у детей дошкольного возраста на этапе счётной деятельности

Дидактическая игра «Весёлая гусеница»

Дидактическая задача: закрепить представления о предыдущем
и последующем числе (соседи числа) в пределах 10.

 

Наглядный материал: заламинированная карточка с гусеницей, на теле которой неполный числовой ряд (от 1 до 10) по количеству играющих детей.

Наборы заламинированных кружочков соответствующего размера с цифрами (от 1 до 10) по количеству играющих детей.

Игровая задача: определить какие цифры потерялись.

 

Игровые действия: каждому игроку выдается карточка с гусеницей, на теле которой нарисованы цифры, некоторые цифры пропущены.

Ведущий: гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Помогите гусеницам найти их.

Ведущий достает из мешочка кружочки с цифрами соответствующего

размера и игроки, называя цифры, кладут их на места пропусков.

 

Правила игры: игроки выбирают и выкладывают пропущенные цифры
на гусенице.  

 

Итог игры: выигрывает тот, кто первым правильно расставит все цифры
на гусенице.

Дидактическая игра «Яблочки для ежат»

Дидактическая задача: закрепить представления о количественном счете,
в пределах 10.

 

Наглядный материал: наборы: заламинированные карточки с ежатами
(10 шт) по количеству играющих детей; заламинированные и вырезанные
по контуру яблочки (10 шт) по количеству играющих детей.

 

Игровая задача: угости ежика яблочком.

 

Игровые действия: ведущий заранее раздает каждому игроку по 10 ежат
и 8 яблочек.

Ведущий: ребята, сегодня у нас в гостях ежата. Давайте угостим их яблочками. Каждому ежику раскладываем правой рукой слева направо

по одному яблочку. Всем ежатам хватило яблочек? Сколько ежат?

А сколько яблочек? Что надо сделать, чтобы количество яблочек и ежат

было поровну?

 

Правила игры: взять дополнительно 2 яблочка, чтобы хватило 10 ежатам.  

 

Итог игры: побеждает тот, кто первый разложит нужное количество яблок.

Дидактическая игра «Яблочки для ежат»

Дидактическая задача: закрепить представления о предыдущем
и последующем числе (соседи числа) в пределах 10.

 

Наглядный материал: заламинированная карточка с гусеницей, на теле которой неполный числовой ряд (от 1 до 10) по количеству играющих детей.

Наборы заламинированных кружочков соответствующего размера

с цифрами (от 1 до 10) по количеству играющих детей.

Игровая задача: определить какие цифры потерялись.

 

Игровые действия: каждому игроку выдается карточка с гусеницей, на теле которой нарисованы цифры, некоторые цифры пропущены.

Ведущий: гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли

цифры. Помогите гусеницам найти их.

Ведущий достает из мешочка кружочки с цифрами соответствующего

размера и игроки, называя цифры, кладут их на места пропусков.

 

Правила игры: игроки выбирают и выкладывают пропущенные цифры
на гусенице.  

 

Итог игры: выигрывает тот, кто первым правильно расставит все цифры
на гусенице.

Игровое упражнение «Весёлая тропинка»

Дидактическая задача: закрепить представления о предыдущем
и последующем числе (соседи числа) в пределах 10.

 

Наглядный материал: заламинированная карточка с изображением тропинки.

Наборы заламинированных кружочков с цифрами (от 1 до 10) по количеству детей.

Игровая задача: игрокам нужно определить какие числа пропущены
и поставить их на свои места.

 

Игровые действия: перед каждым ребенком лежит карточка с тропинкой,
на которой расположены цифры, но некоторые цифры пропущены.

На их место нужно положить кружочки с подходящими цифрами.

Игроки самостоятельно выбирают кружочки и заполняют пропуски

на тропинке.

Игровое упражнение «Сосчитай и назови»

Дидактические задачи: закрепить представления о количественном счёте
в приделах 10; закрепить представления о независимости результата количественного счета от направления счёта, расположения элементов множества и их качественных признаков.

 

Наглядный материал: карточка – таблица с нарисованными животными
по количеству детей.

Игровая задача: сосчитай сколько на картинке собачек, кошек, кроликов, медведей, лисичек и нарисуй в окошечках нужные цифры.

 

Игровые действия: перед детьми лист бумаги, на котором изображены животные. Дети самостоятельно их считают и рисуют в окошечках

соответствующие цифры.

Игровое упражнение «Каких кружков больше»

Дидактические задачи: закрепить представления о порядковом счете
в пределах 10; закрепить представления об отсчете в пределах 10.

 

Наглядный материал: двухполосная карточка по количеству детей.

Наборы заламинированных кружочков: красных − 6 шт, синих − 5 шт.

по количеству детей.

Игровая задача: подсчитать каких кружков больше, а каких меньше.

 

Игровые действия: детям нужно на верхнюю полоску карточки положить
6 красных кружков вплотную, а на нижнюю 5 синих кружков на некотором расстоянии друг от друга. Затем обращаются к детям: «Каких кружков у вас больше: красных или синих? Почему вы думаете, что красных кружков больше? Что надо сделать, чтобы стало поровну?» и т.д. (до 10).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и игровые упражнения на формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для педагогов и родителей   для организации подвижных игр по формированию волевых качеств у старших дошкольников....

Роль дидактических упражнений в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Основная особенность дидактических упражнений определена их названием: это упражнения обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образо...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже поза...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....