Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)

Суркова Ирина Александровна

Картотека интеллектуально-речевыхигр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ

для детей старшего дошкольного возраста  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

г. Калининград

 

1.Игры на формирование умения выявлять функции предмета.

Ознакомление с окружающим.

 

Игра: «Поиграй - ка » (для детей с 3 – лет). видео

Материал: Игрушка мячик, картинки: зайчик, птичка,   шарик,   резиновые игрушки.

Цель:  Продолжать знакомить со свойствами и качеством предметов (цвет, форма, величина);   их назначением, из чего сделаныВводить в словарь детей глаголы, характеризующие движение. Закреплять умение находить ассоциативные связи. Развить воображение.

Правила игры: Ведущий называет объект (Объект можно показать или загадать с помощью игры « Да – Нет» или загадки). Дети должны найти этот предмет, назвать его свойства и качества, определить, что  делать объект, на что похож. 

Воспитатель Что это?

Дети: Мячик.

Воспитатель: Какой мячик? (потрогай).

Дети: Мягкий, круглый, гладенький, резиновый, разноцветный.

Воспитатель: Что бывает еще круглым?

Дети. Солнышко, апельсин, шарик…

Воспитатель. Из чего он сделан?

Дети. Резиновый. 

Воспитатель. Что еще бывает резиновым?

Воспитатель: Что может делать мяч?

Дети: Прыгать, катиться, подпрыгивать, лежать.

Воспитатель: Покажите, как мячики  прыгают, катятся, подпрыгивают, лежат.

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня веселый мячик, с ручками, ножками, и говорит: «Я круглый, резиновый, гладкий, умею прыгать, катиться, подпрыгивать, со мной любят играть дети» 

 

Природное окружение

 

Игра  «Теремок » (проводится с 4-х лет)

Цель.  Формировать умение  функцию предмета «что умеет делать?». Развивать умение находить сходство в действиях объектов живой природы: растет, дышит, размножается,  

 

Правила игры: Воспитатель раздает детям картинки и дает задание: найти сходство действий своего предмета с действиями  заданного предмета.  Ключевыми словами являются слова: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, что ты умеешь делать, как я » «Тук –тук. Кто в теремочке живет?».

Ход игры.

Воспитатель.  «Я – дерево. Пущу в теремок того, кто скажет, что он умеет делать, как я»

Дети. Я цветок,   цвету как ты. Я куст, я отдыхаю зимой как ты. Я гриб,  расту из земли, как ты.  Я трава, дышу листочками как ты.   Я подсолнух, размножаюсь семечком, как ты»

 

Игра «Я  ищу друзей»

 

Цель. Закрепить знание детьми свойств живых объектов природного мира: дышат, растут, самостоятельно двигаются, размножаются.

Правила игры: Воспитатель, раскладывает на столе картинки с объектами живой и неживой природы ( птицы, камни, рябы, песка, цветка, земли, самолет, перышко).  Предлагает  детям  взять понравившуюся карточку и превратиться  в тот объект, который они выбрали.

Воспитатель: Я ищу друзей тех, кто умеет дышать.

К ведущему  подходят (подбегают или показывают карточку) дети и показывают мимикой образ того, чью карточку они взял: образ птицы, рыбы, то есть объектов живого мира.

Воспитатель: Мои друзья – это то, что умеет цвести  и размножаться.

К ведущему побегают дети, взявшие образ птицы, рыбы, цветка.

Воспитатель: Мои друзья – это то, что умеет  самостоятельно  передвигаться.

К ведущему побегают дети птицы, рыбы, река.

Воспитатель: Мои друзья это то, что может расцветать и качаться от ветра.

К ведущему побегают дети, взявшие образ цветка.

В старшем дошкольном возрасте можно брать «сложные « объекты по функции. В 5-6 лет возрасте роль ведущего может выполнять ребенок

Усложнение:

Воспитатель. Мои друзья – это то, что умеет летать.

К ведущему побегают дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, перышка. 

 

Развитие речи.

Игра «Дразнилка» (старший дошкольный возраст)

Цель. Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов: -лка, -чка, - ище и др.Поощрять желание детей  придумывать функцию нового объекта (что он делает или что делается с его помощью).

Правила игры: Воспитатель называет объект. Дети  образовывают дразнилку с помощью суффиксов: -лка, -чка, - ище и др и называют функцию нового предмета. 

Ход игры.

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка -кошка, которая все время мяукает;

- мяучище-большая кошка, которая громко мяукает;  

бегалка- быстро бегает;

кусалище – больно кусается;

сонечка- любит спать

Воспитатель: Пылесос.

Дети: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, громыхалище.

Воспитатель: Кинотеатр.

Дети: Смотрилище, показывалка.

Воспитатель: Знаки дорожные.

Дети: Указывалка, предупреждалки, запрещалочки…

Воспитатель: Мяч.

Дети: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка…

Воспитатель: Снег:

Дети: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.

 

Игры на выявление над - системных связей.

Живая и неживая природа

Игра «Где живет?»

Материал: картинка медведя, лес, берлога, облака, дупло, дом, гнездо, цветок.

Цель: Формировать умение определять среду обитания живых объектов и место нахождения реальных предметов.

В младшем возрасте  - это неживые предметы из ближайшего окружения и объекты живой природы.

В старшем дошкольном возрасте – это любые предметы и явления реального и фантастического миров.  Дети  называют  среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры.

Воспитатель. Воспитатель. В лесу все перепуталось. Звери перепутали свои дома: медведь живет в дупле, заяц в гнезде, белка в норе, лиса в берлоге.  Надо  зверей вернуть в свои дома. Дети расселяют зверей по своим домам: медведя в берлогу, белку в дупло, птиц  в гнездо, зайца и лису  в норки.

 

Вариант игры

 

Воспитатель. Где живет медведь?

Дети: В зоопарке, в лесу, в мультфильмах, в фантиках конфетных.

Воспитатель: Где живет собака? 

Дети: В конуре, в доме, в квартире, есть бродячие собаки.

Воспитатель: Где живет подорожник?

Дети. У дороги живет, на лужайке, в поле, в аптеке.

 

Игра «Где находится?»

Цель. Продолжать формировать умение выявлять над – системные связи. Упражнять детей разными способами образовывать слова.

 Правила игры.

   Воспитатель называет   слова (сахар, хлеб, соль, масло, чай, кофе, конфеты, салат, селедка), а дети должны образовать новые слова, определить их место нахождения (сахарница, хлебница, солонка, масленка, чайник, кофейник, конфетница, салатница, селедочница)  

Развитие речи 

Игра «Послушай и скажи»

Цель. Развивать умение выявлять над – системные связи.  Закреплять умение находить место нахождения, звуков, букв, слов,  предложений ?   

Воспитатель: В каких словах живет буква «А»?

Дети: Мама, лиса, азбука….

Воспитатель: Где живет звук?

Дети: В слове, в музыкальных инструментах, когда человек  поет или кричит, в микрофоне. В телевизоре, радио,..

Воспитатель: Где живет слово?

Дети: В предложении,  в сказке, в человеке.

 

Игры на определение под – системных связей объекта

Окружающий мир

Игра «. Объединял - ка» (части – целое»» (с 3- лет)   

Цель. Упражнять в усвоении понятия: целое (система) – части (подсистема),  узнавать  предмет по внешнему виду, называть его действия (прыгает, плавает..) . 

Правила игры. 

Воспитатель  предлагает детям помочь объединить в целое части  объектов: собачку, цветок, дерево, рыба…Назвать предмет и его действия.  

Воспитатель. Нужно соединить предметы из частей, назвать, что это за предмет и его действия.

Играем 

 

Игра « Путаница»  

Цель. Закреплять понятие системного видения окружающего  мира: понятия – целое -части (система – подсистема). Формировать умение группировать и классифицировать предметы:   посуда (система) – тарелка, чашка, кастрюля (подсистема).

Правила игры.

Воспитатель разложил разрезные карточки с изображением посуды, транспорта, одежды и просит их сгруппировать по назначению. 

Воспитатель просит детей  просит детей помочь Незнайке собраться в поход и не знает, что нужно взять из посуды. Дети группируют предметы.

Усложнение: Разбилась чашка (система), отлетело донышко, стенки, ручка (подсистема).  Нужно собрать чашку из частей.    

 

Игры для объединения над- и под-  системы объекта.

Игра «Волшебный светофор» (с 4-х летнего возраста) 

 

Цель. Закреплять умение  различать транспорт по назначению и внешнему виду. Формировать у детей системный взгляд на окружающий мир:  каждый предмет является частью чего – то  и сам предмет состоит из частей.   Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.

Правила игры.

У «Волшебного светофора» красный цвет означает, из чего состоит предмет (подсистему объекта), желтый - систему, для чего нужен предмет, зеленый –  место нахождения реальных предметов ( надсистему).

Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть, лежать перед ребенком, а может после показа убираться. 

Ход игры.

Воспитатель вывешивает предметную  картинку машины (в старшем возрасте  - схему машины).

Воспитатель: Если я подниму  кружок красного цвета – вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму зеленый цвет, вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, вы мне скажите, для чего нужен этот предмет. Нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет. (метод эмпатии для старшего дошкольного возраста)

Используя  данную систему, можно рассмотреть    круговорот воды    в природе.  На этом примере можно рассмотреть  закон  диалектики:   переход количества в качество и др.: лужа умирает — образуется туча — туча выпадает дождем и становится новой лужей.

Игра «Дождь»

Цель. Расширять знания об окружающем мире. Познакомить детей с  круговоротом воды в природе. Продолжать учить видеть систему, подсистему, надсистему, 

Правила игры.

Если я подниму  красный цвет, то нужно сказать, из чего состоит предмет    (подсистема объекта), желтый цвет – для чего он нужен  (систему), зеленый – надсистему. Таким образом рассмотрим  дождь.     

Ход игры.

Воспитатель вывешивает  картинку с изображением дождя  

Воспитатель: Если я подниму  кружок красного цвета – вы мне скажите,  из чего состоит дождь. Если я подниму зеленый цвет, вы мне скажите,частью чего является дождь.  А если я подниму круг желтого цвета, вы мне скажите, для чего нужен дождь.

Воспитатель поднимает желтый кружокДля чего он нужен дождь? 

Дети. Дождь – это много, много капелек воды.

Воспитатель поднимает зеленый кружок.

Дети. Дождь живет на улице, а облаках, образуется в атмосфере.

Воспитатель поднимает  красный  кружок.

Дети. Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут деревья, цветы, разные растения. После дождя свежий и чистый воздух. 

Воспитатель. После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька попала на листочек. Изобразите ее.

 

Развитие речи.  Грамматический строй речи. Подготовка к обучению грамоте. ( со среднего возраста)

Игра «Поиграем в слова»

Цель. Закреплять умение согласовывать существительные  с прилагательными.   Упражнять детей в умении различать и правильно понимать термины «Слово», «Звук», «Предложение». Продолжать учить:

- производить звуковой анализ слов: различать гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

-составлять предложение .

Продолжать учить детей видеть систему, подсистему, надсистему. Развивать фантазию при вхождении в образ. 

Правила игры: 

Воспитатель называет слова (дом, мак, лук). Необходимо назвать что обозначает это слово, каким может быть, частью  чего это слово является, составить предложение с этим словом, назвать, из чего оно состоит (слоги, звуки: гласные, твердые, мягкие согласные)

 

Игры на определение линии развития объекта.Закрепление понятий: сейчас, в будущем, в прошлом (раньше).  

Ознакомление с окружающим миром.

Начинаем  знакомство с линией развития объекта с понятия «сначала» -  «потом»

Игра. «Я расту. Чем был – чем стал» (с 4-х летнего возраста)

Цель.  Формировать   представление об основных  этапах жизненного цикла  живых организмов, умение определять линию развития объекта: сейчас, в прошлом, в будущем. 

Правила игры. Воспитатель готовит несколько вариантов    изображения  объекта живой природы в разные  временные периоды.  

Игра « Машина времени»  играем

Цель. Формировать системное мышление. Познакомить детей  с этапами  развития бытовых предметов: что есть сейчас, что было раньше, что будет потом.  Развивать творчество, фантазию. Закреплять умение образовывать однокоренные слова  (по образцу). 

Правила игры. Карточки (игрушки) раздаются детям и выкладываются на столе в соответствии а линией развития объекта.  Необходимо назвать предметы прошлого и подобрать образовать однокоренные слова по образцу: печь- печурка; утюг – утюжок, скалка- скалочка. Придумать бытовые предметы будущего: как будут называться,  какую функцию выполнять (назначение). Развивать воображение, фантазию. 

Игра «По дорожкам хожу, о себе все расскажу»

Цель: Формировать  у детей системное представление об окружающем мире:

  Умение определять функции предмета.
 Определять основные составляющие этого объекта, способствующие выполнению функции: надсистема, подсистема.
 Рассматривать функции объекта в прошлом, будущем.

Правили игры:  Предложить ребенку выбрать объект для игры и рассказать о нем по волшебному экрану, выложенному на полу

 

Математическое развитие           L
«Поможем  мышке найти домик»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине.

● Формировать понимание относительности размера.
● Активизировать мышление.  

Вывод: Одно и тоже может быть большим и маленьким. 

 

Игра «Катя заболела»

● Цель: Приобщение  детей к здоровому образу жизни.
● Способствовать развитию познавательной активности детей, учить выделять некоторые особенности состояния здоровья на основе способов сравнения, элементарного анализа.

Способствовать  развитию воображения.

● Выводы: Хотя в болезни есть и 

 хорошее и плохое, лучше все - таки не болеть. 

 

Природное окружение.
        Игра «Зима - лето »  

● Цель: Систематизировать знания о характерных особенностях времен года (зима – лето).
● Продолжать учить определять и называть состояние погоды.  
● Активизировать использование в речи антонимов – слов с противоположным значением. 
● Вывод: У каждого времени года есть что – то хорошее и что – то плохое, в зависимости от конкретной ситуации. 

Игра 
«Посещение детского сада»

● Если я буду ходить в детский сад, это хорошо, так как я смогу поиграть с друзьями, но плохо, потому что я скучаю без мамы.
● Если я не буду ходить в детский сад, это хорошо, потому что я все время буду с мамой, но плохо, т.к. я буду скучать по товарищам.

Решения:

……….. 

 

Природный мир. 
Игра «Волшебный лес»

Цель. Систематизировать знания детей о месте нахождении объектов живой природы.                                                                                                                                                                                                                             Способствовать расширению и углублению знаний   о  том, на каких растениях  какие растут плоды.

    Развивать фантазию, воображение.  

Правила игры. Воспитатель  предлагает совершить путешествие в волшебный лес, где все перемешалось: на елке растут  хлебобулочные продукты… и детям необходимо  определить, бывает ли так и что должно расти на этих деревьях.

 

Природный мир. 
Игра«Сказочный лес»

Цель. 

● Систематизировать знания детей о  том, что деревья могут расти в разных местах: в лесу, в саду, в парке…
● Закрепить знание о деревьях ближайшего окружения.  
● Развивать фантазию, воображение. 
● Расширять словарный запас детей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_triz.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ

для детей старшего дошкольного возраста  

2015 год

г. Калининград

1.Игры на формирование умения выявлять функции предмета.

Ознакомление с окружающим. 

 

Игра: «Поиграй - ка » (для детей с 3 – лет). видео

Материал: Игрушка мячик, картинки: зайчик, птичка,   шарик,   резиновые игрушки.

Цель:  Продолжать знакомить со свойствами и качеством предметов (цвет, форма, величина);   их  назначением, из чего сделаны.  Вводить в словарь детей глаголы, характеризующие движение. Закреплять умение находить ассоциативные связи. Развить воображение.

Правила игры: Ведущий называет объект (Объект можно показать или загадать с помощью игры « Да – Нет» или загадки). Дети должны найти этот предмет,  назвать его свойства и качества, определить, что  делать объект, на что похож.  

Воспитатель Что это?

Дети: Мячик.

Воспитатель: Какой мячик? (потрогай).

Дети: Мягкий, круглый, гладенький, резиновый, разноцветный.

Воспитатель: Что бывает еще круглым?

Дети. Солнышко, апельсин, шарик…

Воспитатель. Из чего он сделан?

Дети. Резиновый.

Воспитатель. Что еще бывает резиновым?

Воспитатель: Что может делать мяч?

Дети: Прыгать, катиться, подпрыгивать, лежать.

Воспитатель: Покажите, как мячики  прыгают, катятся, подпрыгивают, лежат.

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня веселый мячик, с ручками, ножками, и говорит: «Я круглый, резиновый, гладкий, умею прыгать, катиться, подпрыгивать, со мной любят играть дети»

Природное окружение.

Игра  «Теремок » (проводится с 4-х лет).

Цель.  Формировать умение  функцию предмета «что умеет делать?». Развивать умение находить сходство в действиях объектов живой природы: растет, дышит, размножается,  

Правила игры: Воспитатель раздает детям картинки и дает задание: найти сходство действий своего предмета с действиями  заданного предмета.   Ключевыми словами являются слова: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, что ты умеешь делать, как я » «Тук –тук. Кто в теремочке живет?».

Ход игры.

Воспитатель.  «Я – дерево. Пущу   в теремок того, кто скажет, что он умеет делать, как я»

Дети. Я цветок,   цвету как ты.   Я куст, я отдыхаю зимой как ты. Я гриб,  расту из земли, как ты.  Я трава, дышу листочками как ты.   Я подсолнух, размножаюсь семечком, как ты»

 

Игра «Я  ищу друзей»

Цель. Закрепить знание детьми свойств живых объектов природного мира: дышат, растут, самостоятельно двигаются, размножаются.

Правила игры: Воспитатель, раскладывает на столе картинки с объектами живой и неживой природы ( птицы, камни, рябы, песка, цветка, земли, самолет, перышко).  Предлагает  детям  взять понравившуюся карточку и превратиться  в тот объект, который они выбрали.

Воспитатель: Я ищу друзей тех, кто умеет дышать.

К ведущему  подходят (подбегают или показывают карточку) дети и показывают мимикой образ того, чью карточку они взял:  образ птицы, рыбы, то есть объектов живого мира.

Воспитатель: Мои друзья – это то, что умеет цвести  и размножаться.

К ведущему побегают дети, взявшие образ птицы, рыбы, цветка.

Воспитатель: Мои друзья – это то, что умеет  самостоятельно  передвигаться.

К ведущему побегают дети птицы, рыбы, река.

Воспитатель: Мои друзья это то, что может расцветать и качаться от ветра.

К ведущему побегают дети, взявшие образ цветка.

В старшем дошкольном возрасте можно брать «сложные « объекты по функции. В 5-6 лет возрасте роль ведущего может выполнять ребенок

Усложнение:

Воспитатель. Мои друзья – это то, что умеет летать.

К ведущему побегают дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, перышка.

Развитие речи.

Игра «Дразнилка» (старший дошкольный возраст)

Цель. Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов: -лка, -чка, - ище и др. Поощрять желание детей  придумывать функцию нового объекта (что он делает или что делается с его помощью).

Правила игры: Воспитатель называет объект. Дети  образовывают дразнилку с помощью суффиксов: -лка, -чка, - ище и др и называют функцию нового предмета.

Ход игры.

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка -кошка, которая все время мяукает;

- мяучище-большая кошка, которая громко мяукает;  

- бегалка- быстро бегает;

- кусалище – больно кусается;

-  сонечка- любит спать…

Воспитатель: Пылесос.

Дети: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, громыхалище.

Воспитатель: Кинотеатр.

Дети: Смотрилище, показывалка.

Воспитатель: Знаки дорожные.

Дети: Указывалка, предупреждалки, запрещалочки…

Воспитатель: Мяч.

Дети: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка…

Воспитатель: Снег:

Дети: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.

 Игры на выявление над - системных связей.

Живая и неживая природа

Игра «Где живет?»

Материал: картинка медведя, лес, берлога, облака, дупло, дом, гнездо, цветок.

Цель: Формировать умение определять среду обитания живых объектов и место нахождения реальных предметов.

В младшем возрасте  - это неживые предметы из ближайшего окружения и объекты живой природы.

В старшем дошкольном возрасте – это любые предметы и явления реального и фантастического миров.  Дети  называют  среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры.

Воспитатель. Воспитатель. В лесу все перепуталось. Звери перепутали свои дома: медведь живет в дупле, заяц в гнезде, белка в норе, лиса в берлоге.  Надо  зверей вернуть в свои дома. Дети расселяют зверей по своим домам: медведя в берлогу, белку в дупло, птиц  в гнездо, зайца и лису  в норки.

 

Вариант игры

Воспитатель. Где живет медведь?

Дети: В зоопарке, в лесу, в мультфильмах, в фантиках конфетных.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, в доме, в квартире, есть бродячие собаки.

Воспитатель: Где живет подорожник?

Дети. У дороги  живет, на лужайке, в поле, в аптеке.

Игра «Где находится?»

Цель. Продолжать формировать умение выявлять над – системные связи. Упражнять детей разными способами образовывать слова.

  Правила игры.

    Воспитатель называет   слова (сахар, хлеб, соль, масло, чай, кофе, конфеты, салат, селедка), а дети должны образовать новые слова, определить их место нахождения  (сахарница, хлебница, солонка, масленка, чайник, кофейник, конфетница, салатница, селедочница)  

Развитие речи

Игра «Послушай и скажи»

Цель. Развивать умение выявлять над – системные связи.  Закреплять умение находить место нахождения, звуков, букв, слов,  предложений ?  

Воспитатель: В каких словах живет буква «А»?

Дети: Мама, лиса, азбука….

Воспитатель: Где живет звук?

Дети: В слове, в музыкальных инструментах, когда человек  поет или кричит, в микрофоне. В телевизоре, радио,..

Воспитатель: Где живет слово?

Дети: В предложении,  в сказке, в человеке.

Игры на определение под – системных связей объекта

Окружающий мир

 Игра «. Объединял - ка»  (части – целое»» (с 3- лет)  

Цель. Упражнять в усвоении понятия: целое (система) – части (подсистема),  узнавать  предмет по внешнему виду, называть его действия (прыгает, плавает..) .

Правила игры.

Воспитатель  предлагает детям помочь объединить в целое части  объектов: собачку, цветок, дерево, рыба…Назвать предмет и его действия.  

Воспитатель. Нужно соединить предметы  из частей, назвать, что это за предмет и его действия.

Играем

 

Игра « Путаница»  

Цель. Закреплять понятие системного видения окружающего  мира: понятия – целое -части (система – подсистема). Формировать умение группировать и классифицировать предметы:   посуда (система) – тарелка, чашка, кастрюля (подсистема).

Правила игры.

Воспитатель разложил разрезные карточки с изображением посуды, транспорта, одежды и просит их сгруппировать по назначению.

 Воспитатель просит детей  просит детей помочь Незнайке собраться в поход и не знает, что нужно взять из посуды. Дети группируют предметы.

Усложнение: Разбилась чашка (система), отлетело донышко, стенки, ручка (подсистема).  Нужно собрать чашку из частей.    

 

Игры для объединения над- и под-  системы объекта.

 Игра «Волшебный светофор» (с 4-х летнего возраста)

Цель.  Закреплять умение  различать транспорт по назначению и внешнему виду. Формировать у детей системный взгляд на окружающий мир:  каждый предмет является частью чего – то  и сам предмет состоит из частей.   Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.

Правила игры.

У «Волшебного светофора» красный цвет означает, из чего состоит предмет (подсистему объекта), желтый - систему, для чего нужен предмет, зеленый –  место нахождения реальных предметов ( надсистему).

 Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть, лежать перед ребенком, а может после показа убираться.

Ход игры.

Воспитатель вывешивает предметную  картинку машины (в старшем возрасте  - схему машины).

Воспитатель: Если я подниму  кружок красного цвета – вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму зеленый цвет, вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, вы мне скажите, для чего нужен этот предмет. Нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет. (метод эмпатии для старшего дошкольного возраста)

        Используя  данную систему, можно рассмотреть    круговорот воды    в природе.  На этом примере можно рассмотреть  закон  диалектики:   переход количества в качество и др.: лужа умирает — образуется туча — туча выпадает дождем и становится новой лужей.

Игра «Дождь»

Цель. Расширять знания об окружающем мире. Познакомить детей с  круговоротом воды в природе. Продолжать учить видеть систему, подсистему, надсистему,  

Правила игры.

 Если я подниму  красный цвет, то нужно сказать, из чего состоит предмет    (подсистема  объекта), желтый цвет – для чего он нужен  (систему), зеленый – надсистему. Таким образом рассмотрим  дождь.    

Ход игры.

Воспитатель вывешивает  картинку с изображением дождя  

Воспитатель: Если я подниму  кружок красного цвета – вы мне скажите,  из чего состоит дождь. Если я подниму зеленый цвет, вы мне скажите, частью чего является дождь.  А если я подниму круг желтого цвета, вы мне скажите, для чего нужен дождь.

Воспитатель поднимает  желтый  кружок.  Для чего он нужен дождь?

Дети. Дождь – это много, много капелек воды.

Воспитатель поднимает зеленый кружок.

Дети. Дождь живет на улице, а облаках, образуется в атмосфере.

Воспитатель поднимает  красный  кружок.

Дети. Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут деревья, цветы, разные растения. После дождя свежий и чистый воздух.

Воспитатель. После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька попала на листочек. Изобразите ее.

Развитие речи.  Грамматический строй речи. Подготовка к обучению грамоте.  ( со среднего возраста)

Игра «Поиграем в слова»

Цель. Закреплять умение согласовывать существительные  с прилагательными.   Упражнять детей в умении различать и правильно понимать термины «Слово», «Звук», «Предложение». Продолжать учить:

- производить звуковой анализ слов: различать гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

-составлять предложение .

  Продолжать учить детей видеть систему, подсистему, надсистему. Развивать фантазию при вхождении в образ.

Правила игры:

Воспитатель называет слова (дом, мак, лук). Необходимо назвать что обозначает это слово, каким может быть, частью  чего это слово является, составить предложение с этим словом, назвать, из чего оно состоит (слоги, звуки: гласные, твердые, мягкие согласные)

Игры на определение линии развития объекта. Закрепление понятий: сейчас, в будущем, в прошлом (раньше).  

Ознакомление с окружающим миром.

Начинаем  знакомство с линией развития объекта с понятия «сначала» -  «потом»

Игра. «Я расту. Чем был – чем стал» (с 4-х летнего возраста)

Цель.  Формировать   представление об основных  этапах жизненного цикла  живых организмов, умение определять линию развития объекта: сейчас, в прошлом, в будущем.

 Правила игры. Воспитатель готовит несколько вариантов    изображения  объекта живой природы в разные  временные периоды.

Игра « Машина  времени»  играем

Цель. Формировать системное мышление. Познакомить детей  с этапами  развития бытовых предметов: что есть сейчас, что было раньше, что будет потом.  Развивать творчество, фантазию. Закреплять умение образовывать однокоренные слова  (по образцу).

Правила игры. Карточки (игрушки) раздаются детям и выкладываются на столе в соответствии а линией развития объекта.  Необходимо назвать предметы прошлого и подобрать образовать однокоренные слова по образцу: печь- печурка; утюг – утюжок, скалка- скалочка. Придумать бытовые предметы будущего: как будут называться,  какую функцию выполнять (назначение). Развивать воображение, фантазию.

Игра «По дорожкам хожу, о себе все расскажу»

Цель: Формировать  у детей системное представление об окружающем мире:

  •   Умение определять функции предмета.
  •  Определять основные составляющие этого объекта, способствующие выполнению функции: надсистема, подсистема.
  • Рассматривать функции объекта в прошлом, будущем.

Правили игры:  Предложить ребенку выбрать объект для игры и рассказать о нем по волшебному экрану, выложенному на полу

Математическое развитие            
«Поможем  мышке найти домик»

Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине.

  • Формировать понимание относительности размера.
  • Активизировать мышление.  

Вывод: Одно и тоже может быть большим и маленьким.

Игра «Катя заболела»

  • Цель: Приобщение  детей к здоровому образу жизни.
  • Способствовать развитию познавательной активности детей, учить выделять некоторые особенности состояния здоровья на основе способов сравнения, элементарного анализа.

Способствовать  развитию воображения.

  • Выводы: Хотя в болезни есть и

  хорошее и плохое, лучше все - таки не болеть.

Природное окружение.
         Игра «Зима - лето »  

  • Цель: Систематизировать знания о характерных особенностях времен года (зима – лето).
  • Продолжать учить определять и называть состояние погоды.  
  • Активизировать использование в речи антонимов – слов с противоположным значением.
  • Вывод: У каждого времени года есть что – то хорошее и что – то плохое, в зависимости от конкретной ситуации.

Игра
«Посещение детского сада»

  • Если я буду ходить в детский сад, это хорошо, так как я смогу поиграть с друзьями, но плохо, потому что я скучаю без мамы.
  • Если я не буду ходить в детский сад, это хорошо, потому что я все время буду с мамой, но плохо, т.к. я буду скучать по товарищам.

Решения:

………..

Природный мир. 
Игра «Волшебный лес»

Цель. Систематизировать знания детей о месте нахождении объектов живой природы.                                                                                                                                                                                                                             Способствовать расширению и углублению знаний   о  том, на каких растениях  какие растут плоды.

     Развивать фантазию, воображение.  

Правила игры. Воспитатель  предлагает совершить путешествие в волшебный лес, где все перемешалось: на елке растут  хлебобулочные продукты… и детям необходимо  определить, бывает ли так и что должно расти на этих деревьях.

Природный мир.
Игра«Сказочный лес»

Цель.

  • Систематизировать знания детей о  том, что деревья могут расти в разных местах: в лесу, в саду, в парке…
  •  Закрепить знание о деревьях ближайшего окружения.  
  •  Развивать фантазию, воображение.
  •  Расширять словарный запас детей.

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.

«Методическое пособие развития для педагогов дошкольных учреждений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста.

Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения старших дошкольников....

Картотека интеллектуально-речевых игр с элементами технологии ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр разработа  и направлена на формирование и развитие интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста. Игры способствуют развитию творческого ...

Консультация для воспитателей "Игра "Да - нет" как элемент технологии ТРИЗ в системе работы с детьми дошкольного возраста"

Консультация предназначена для восптателей ДОУ. В ней рассматривается одна из игр технологии ТРИЗ - игра "Да - нет". Игра может применяться в разных деятельностях, имеет несколько уровней сл...

Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой как фактор познавательного развития дошкольников

Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Статья помогает познакомиться с применением технологии "Триз" на занятиях и в свободной деятельности у детей старшей группы....