Статья «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр В.В. Воскобовича»
статья по математике

Ксения Олеговна Борзова

Актуальность

Что такое «методика В.Воскобовича»?

Это комплекс увлекательных и развивающих игр, которые побуждают ребенка к творческому мышлению.

Следует отметить, что основу развивающих игр В. Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение.

Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику.

С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.

Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр В.В. Воскобовича»

Статья

«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр В.В. Воскобовича»

Автор  Борзова К.О.

Воспитатель

Детского сада № 58 комбинированного вида

Санкт-Петербурга

Что такое «методика В.Воскобовича»?

Это комплекс увлекательных и развивающих игр, которые побуждают ребенка к творческому мышлению.

Следует отметить, что основу развивающих игр В. Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение.

Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику.

С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.

Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики

В. Воскобовича – интересные сказки.

Каждую развивающую игру В.Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы.

В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для родителей без специального образования данные методические разработки являются настоящей ценной находкой.

Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.

Вторым принципом методики В. Воскобовича является игра с пользой.

Развивающие игры автора достаточно многофункциональны.

В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы.

Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать ребенка.

Третий принцип авторской методики В. Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала.

Игры и сказки В.Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал.

Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.

Специфика развивающих игр В. Воскобовича.

Развивающие игры В.Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Широкий возрастной диапазон игр достигается за счет того, что каждая игра является комплексной и содержит множество задач, которые доступны как двухлетним малышам, так и дошкольникам.

Все существующие игры Вячеслава Вадимовича можно классифицировать на игры:

  • направленные на творческое конструирование;
  • развивающие логику и воображение;
  • обучающие чтению;
  • развивающие математические способности.

Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры Воскобовича также учитывают интересы ребенка.

Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач.

Следует отметить, что игровые развивающие пособия В. Воскобовича отличаются универсальностью и многофункциональностью.

Всего лишь одна игра включает в себя множество обучающих задач, развивает творческие способности и психологические процессы ребенка.

Все развивающие игры В. Воскобовича можно условно разделить на четыре группы, которые направлены на развитие у ребенка навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.

Также данные пособия отлично формируют логическое и эмоционально-образное мышление ребенка.

Таблица: игры для детей 4–7 лет

Название

Варианты игры

Пример задания

«Коврограф Ларчик»

  • Составление узоров, геометрических фигур, картинок,
  • графический диктант,
  • игры с Радужными гномами (в прятки, отличия).

Ребёнок распределяет между персонажами яблочки, затем считает, у кого сколько, пробует определить количественную разницу.

«Теремки Воскобовича»

  • Игры на слияние гласных и согласных звуков:
  • паровозик,
  • перевёртыши,
  • игры на складывание слогов,
  • игры на складывание слов.

Ребёнок отгладывает загадку (ко-ро-ва), а следующие вопросы будут менять по одному слогу в словах (ко-ро-на, во-ро-на, во-ро-та).

«Игровизор»

  • Игры на развитие кисти:
  • обведи,
  • заштрихуй,
  • Игры на запоминание графического образа букв, цифр,
  • лабиринты.

Педагог называет слова, ребёнок определяет буквенный состав и проходит лабиринт при помощи маркера так, чтобы сложилось названное слово.

«Двух/четырёхцветные квадраты Воскобовича»

  • Складывание фигур по словесной модели,
  • моделирование объёмных фигур,
  • сочинение сказки по фигурам.

«Геоконт Малыш»

  • Создание геометрических фигур по образцу,
  • сложение симметричных фигур,
  • построение фигуры по словесной модели.

Помоги ворону Метру сделать гнёзда для зимующих птиц.

«Чудо-крестики 2»

  • Складывание элементов в целую фигуру,
  • составление модели по образцу:
  • линейные фигуры (башня, дорожки),
  • сложные (дракон, солдат).

Дети обводят детали чудо-крестиков, каждый складывает из них картинку (куда поведёт воображение) и сочиняет собственную историю.

«Кораблик Брызг-Брызг»

  • Игры с цифровым рядом,
  • сортировка,
  • простой счёт,
  • игры на внимательность.

Капитан Гусь даёт ребятам-матросам команды, сколько флажков повесить на мачты, сколько снять. Матросы отчитываются о количестве флажков и их цвете на мачтах, называя порядковые номера.

«Прозрачный квадрат»

  • Сортировка пластин,
  • конструирование,
  • составление рассказа-описания или сюжетного рассказа.

Ребёнок играет со льдинками озера Айс (синими деталями): находит лишнюю в ряду, придумывает продолжение цепочки, находит общее у фигур.

«Логоформочки 5»

  • Конструирование (вершки и корешки),
  • раскраски (обводить, раскрашивать, рисовать).

Педагог показывает ребёнку фигуру, просит посмотреть, из каких деталей она состоит. Задачей ставится собрать только вершки или корешки фигуры.

В старших группах детского сада игры В. Воскобовича включают в занятия НОД: по математике, развитию речи, изучению окружающего мира.

Когда ребятами освоены принципы игры с фигурами (конструирование различными способами), пособия В. Воскобовича рекомендуется хранить в игровом уголке, чтобы дети использовали их в самостоятельной деятельности.

Игровые пособия В.Воскобовича отвечают требованиям современной системы образования.

С их помощью создаётся комфортная среда, в которой дети развивают мыслительные и творческие способности.

Игры с геометрическими фигурами и кубиками не становятся рутинным занятием, ведь действия сопровождаются сказочными сюжетами.

И проблемы перед детьми ставятся не только учебные, в играх В.Воскобовича дети расширяют понятия о добре, дружбе, счастье.

Знакомство детей с квадратом можно начать в стихотворной форме:

В волшебной стране фигурок разных

Живет квадратик, смешной и веселый

То как девица он красный,

То как травка – совсем зеленый.

Тот квадратик необычный,

Мне не скучно с ним играть,

С ним могу я очень просто

Знаменитым волшебником стать.

Превращу его в кораблик

Иль в конфету, или в дом,

В мышку, в ежика и в рыбку,

Нам с ним весело вдвоем.

Знакомя детей с квадратом можно предложить такие задания:

«Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.);

«Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком);

«Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь?

Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;

«Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам)

Затем познакомить детей со способами конструирования. Здесь важно им объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.

«Кораблик Брызг-Брызг» - это игра, развивающая математические способности.

Мачты корабля построены по цветам радуги.

Играющий ребенок должен правильно прикрепить флажки.

Усложнить игру можно за счет выстраивания мачт по цветам радуги в диагональном или горизонтальном направлении. Как показывает опыт, такой кораблик надолго занимает внимание детей.

Если рассматривать более подробно игры, развивающие математические способности, то можно выделить такие игры, как «Математические корзинки», «Волшебная восьмёрка», «Логоформочки» и др.

«Математические Корзинки» помогают ребенку запомнить числа, освоить счёт, научиться складывать и вычитать в пределах пяти, затем десяти.

Заданием является сложить все грибочки в корзинки и заполнить ими весь формат игрового поля. Таким образом, дети наглядно видят и запоминают состав чисел.

«Волшебная восьмёрка» - это игра, которая позволит ребёнку научиться составлять двузначные числа, а также запомнить цвета радуги, развить мелкую моторику рук и логическое мышление. У всех деталей, из которых состоит цифра, одна сторона однотонного цвета, а другая окрашена в один из цветов радуги.

С помощью игры «Логоформочки» дети знакомятся с геометрическими фигурами и узнают понятие симметрии. Игровое поле состоит из 25 квадратов, разделённых пополам пунктиром. В этой игре используется 5 эталонных фигур - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Они окрашены в красный цвет для более лёгкого запоминания их ребёнком. Суть игры в том, что ребёнок подбирает необходимый вкладыш к рамке и составляет фигуры по образцу. Дальше он может самостоятельно сложить другие фигуры или «дорисовать» силуэт, добавив к фигуре новые элементы.

Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:

Подготовка.

Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

Речь. В основном дети работают руками и мало говорят.

Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».

Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

Для ребенка интересны игры Воскобовича.

В процессе игры ребенок открывает для себя новое и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса.

Многие из игр Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, в них нужно выполнить различные задания или ответить на вопросы.

В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания, но и навыки общения.

Игры В.В. Воскобовича уже успешно внедрены в программы дополнительного образования и активно используются педагогами. Они официально рекомендованы для использования в ДОО.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

Пример Математических сказок в обучении детей дошкольного возраста элементам математики:

Количество

Ступеньки. Цель: Закрепить счет до 10

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Идет Петя и считает: «Один, два, ТРИ, четыре, пять, шесть, семь, ВОСЕМЬ, девять, ДЕСЯТЬ». Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у подъезда. — А я считать умею! — похвастался Петя.— В детском саду научился. Слушай! Стали они по ступенькам подниматься, а Петя громко считает: — Один, ДВА, три, четыре, ПЯТЬ… — Ну, что же ты остановился? — спрашивает Валя. — Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Лучше начнем сначала. Стали снова наверх подниматься. — ОДИН,— говорит Петя,— два, три, ЧЕТЫРЕ, пять… Давай еще раз попробуем! — Не хочу! — говорит Валя. — Надоело! И пошла домой. А дома говорит маме: — Там Петя на лестнице ступеньки считает — один, два, три, четыре, пять, а дальше не помнит. — А дальше ШЕСТЬ,— сказала мама. Валя побежала обратно к Пете, а тот все ступеньки считает: — Один, два, три, четыре, пять… — Шесть! — подсказала Валя. — Шесть! — обрадовался Петя.— СЕМЬ, восемь, ДЕВЯТЬ, десять! Тут и лестница кончилась.

Девочка и Цифра 6. Цель: Познакомить детей с цифрой 6

Одна девочка никак не могла запомнить, как пишется цифра 6. Иногда она писала овал внизу, а хвостик вверху, а иногда, наоборот. –Почему ты опять вместо цифры 6 цифру 9написала? –сердилась мама. –У цифры 9 большая умная голова. Цифра 6 решила стать такой же умной и перевернулась,–засмеялась девочка. –Значит, твоя цифра 6 – цирковая акробатка, –удивилась мама. Ночью девочке приснился цирк. Вместо зверей там выступали цифры. Они кувыркались, показывали фокусы и жонглировали. Вдруг директор цирка объявил: «Выступают акробаты: девочка и цифра 6!» Девочка вышла на арену, и цифра 6 ловко поставила ее на голову. –Теперь ты должна посчитать всех зрителей в зале,– сказала цифра 6. –Как я могу считать, стоя на голове? – сердито спросила девочка. –А как я могу считать до шести, если ты превращаешь меня в цифру 9? – заплакала цифра 6. – Извини, я больше не буду тебя переворачивать. Я привяжу тебе на хвостик шесть красивых бантика.

Цифра 7 и Семь цветов радуги. Цель: Познакомить детей с цифрой 7 .

После дождика появилась в небе красавица радуга. Увидели два мальчика радугу и заспорили: – Самый красивый у радуги красный цвет, потому что у меня есть новый красный велосипед. Хорошо бы вся радуга была красная, – сказал один мальчик. – Нет, пусть вся радуга будет зеленая. У меня есть любимая зеленая машинка, – сказал второй мальчик. Долго они спорили, и каждый свой цвет считал самым лучшим. Расстроилась радуга, услышав этот спор. Она всегда думала, что людям нравятся все ее семь цветов. От расстройства радуга растаяла навсегда, и люди разучились радоваться. – Что делать? Это я радугу обидел, – грустно сказал один мальчик. – Не горюй. Давай попросим цифру 7 вернуть все семь цветов радуги, – предложил второй мальчик. Цифра 7, выслушав мальчиков, пошла к художнику и рассказала ему о том, что радуга пропала. – Я нарисую радугу, если мальчики помирятся. Художник рисовал картину целых семь дней недели. Когда картина была готова, на небе снова появилась радуга.

Кто помог Цифре 8? Цель: Познакомить детей с цифрой 8

– Ой-ей-ей! – плакала цифра 8, – я упала, ушибла бок и опаздываю на урок. Сегодня дети должны учить цифру 8. Если я не приду, они меня не выучат. – Давай мы поплывем на урок вместо тебя. Из двух овальных облаков дети могут сделать цифру 8,–сказали два облака. – Нет, вы слишком большие и не поместитесь в классе, – грустно возразила цифра 8. – Может, я полечу на паутинке в школу вместо тебя? Я похож на маленькую Восьмерку, и у меня восемь ножек, – пропищал паучок. – Нет, ты слишком маленький, и ветер может отнести твою паутинку совсем в другую сторону,–печально ответила цифра 8. По дороге ехал мальчик на велосипеде. Он взял цифру 8 и отвез в школу.

Сказка о Нуле. Цель: Познакомить детей с цифрой 0

Жил-был на свете Нуль. Вначале он был маленьким-премаленьким, как маковое зернышко. Нуль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим-пребольшим. Худые, угловатые цифры 1, 4, 7 завидовали Нулю. Ведь он был круглым, внушительным. - Быть ему главным, - пророчили все вокруг. А Нуль важничал и раздувался, как индюк. Поставили Нуль как-то впереди Двойки, да еще запятой отделили от нее, чтобы подчеркнуть его исключительность. И что же? Величина числа вдруг уменьшилась в десять раз! Поставили Нуль впереди других чисел – то же самое. Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать, что у Нуля только внешность, а содержание никакого. Услышал это Нуль и загрустил… Но грусть беде не помощница, надо что-то делать. Нуль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат все тот же. С завистью поглядывал теперь Нуль на другие числа: хоть и неброские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым даже удавалось вырасти в квадрат или в куб, и тогда они становились важными числами. Попробовал и Нуль подняться в квадрат, а потом и в куб, но ничего не получилось – он оставался самим собой. Бродил Нуль по белу свету, несчастный и обездоленный. Увидел он однажды, как цифры выстраиваются в ряд, и потянулся к ним: надоело одиночество. Нуль подошел незаметно и стал скромно позади всех. И о, чудо!!! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он в десять раз увеличил их силу”.

Величина

Яблоко .Цель: Учить детей делить целое на части

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно – единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит – не допрыгнешь! - Кар – кар! Смотрит Заяц – на елке сидит Ворона и смеется. - Эй, Ворона! – крикнул Заяц. – Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала – упало оно вниз. - Спасибо тебе, Ворона! – сказал Заяц, и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямона Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко за колючки зацепилось. - Стой, стой! – кричит Заяц. - Куда мое яблоко потащил? Остановился Ежик и говорит: «Это мое яблоко. Оно упало, а я - его поймал» Заяц подскочил к Ежу: - Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел! К ним Ворона подлетела. - Напрасно спорите, - говорит, - это мое яблоко, я его себе сорвала. Никто друг друга не слышит, каждый кричит: - Мое яблоко! Крик, шум на весь лес. Уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону лапой лягнул. Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет: Что такое? Что за шум? Все к нему: - Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил: - Кто яблоко нашел? - Я! – сказал Заяц. - А кто яблоко сорвал? - Как раз я! – каркнула Ворона. - Хорошо. А кто его поймал? - Я поймал! – пискнул Еж. - Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить… - Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц, и Ворона. Правильно, так Медведь и сказал: - Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. И все хором воскликнули: - Как же мы раньше не догадались! Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре равные части. Один кусочек дал Зайцу: - Это тебе, Заяц, ты первый яблоко увидел. Второй кусочек Вороне отдал: - Это тебе, Ворона, Ты яблоко сорвала. Третий кусочек себе в рот положил: - Это мне, потому что я поймал яблоко. Четвертый кусочек перед Медведем положил: - А это тебе, Михаил Иванович! - Мне-то за что? – удивился Медведь. - А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил! Каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Форма

Как родилась линия.

В стране Геометрия жила-была маленькая точка. Это была очень красивая красная точка. Однажды она подумала: — Как мне хочется иметь много друзей! Отправляюсь-ка путешествовать и поищу себе подружек. Только вышла красная точка за калитку, как на встречу ей тоже точка идёт, только зелёная. Подходит зелёная точка к красной и спрашивает, её куда та идёт. — Иду искать друзей. Вставай со мной рядом и идём вместе путешествовать. Через некоторое время встречают они синюю точку. Идут по дороге друзья — точки, и с каждым днём их становится всё больше и больше. И наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу и получилась линия. Когда точки идут прямо, получается линия прямая. Когда неровно, криво, — получается кривая линия.

Перспективное планирование занятий с развивающими играми

В.В. Воскобовича.

«4х цветный квадрат»
«геоконт»
«прозрачный квадрат»
«конструктор цифр»
(старшая группа)

СЕНТЯБРЬ: 1. .Игры с «2- х цветным квадратом».

а) Вспомнить по схемам складывание предметов;

б) Составление сказок, придумывание новых фигур;

в) Самостоятельные игры с волшебным квадратом.

ОКТЯБРЬ: 1. Знакомство с «4-х цветным квадратом».

а) Конструирование фигур как с «2-х цветным квадратом» (сложить и различие);

б) Знакомство с гномом Двином, выполнение заданий (складывание красного квадрата, синего треугольника).

2.Знакомство с игрой «Геоконт».

а) Паук Юк знакомит детей с волшебными чудесными полянками, паутинками;

б) Сплети паутину треугольной формы.

НОЯБРЬ: 1. Продолжение работы с «4-х цветным квадратом»

Конструирование фигур 1-6 по схеме;

а) Закрашивание бесцветных фигур по схеме 1-2.

2.Продолжение работы с «Геоконтом».

а) Выкладывание разного вида треугольников

ДЕКАБРЬ: 1. «4-х цветный квадрат».

а) Конструирование фигур по схеме 1-6 с другим цветом (сделать дополнительные схемы);

б) Закрашивание бесцветных фигур в соответствии с предложенными схемами.

2. «Геоконт» - чудесная Поляна.

а) Выкладывание квадратов, использование 2-х резинок, квадраты большие и маленькие.

2.Знакомство с «Конструктором цифр».

а) Знакомство со сказочными персонажами – попугаями Эником и Беником;

б) Знакомство со схемой выкладывания цифр;

в) Выкладывание цифр 1, 2.

3.Знакомство с «Прозрачным квадратом».

а) У малыша Гео есть волшебные нетающие льдинки. Он хочет выбрать все льдинки с квадратами (сколько их?);

б) Пластинки с треугольниками, сколько их? Раскладывание на группы: большие и маленькие.

ЯНВАРЬ: 1. «4-х цветный квадрат».

а) Придумывание новых одноцветных фигур;

б) Зарисовывание схем.

2. «Геоконт».

а) Выкладывание прямоугольников;

3. «Конструктор цифр».

а) Цифры 1,2,3.

4.«Прозрачный квадрат».

а) Составь ряд по образцу из «Нетающих льдинок», найди лишнюю;

б) Выбрать из общего количества пластинки, наложить друг на друга так, чтобы получились две одинаковые геометрические фигуры;

в) Складывание квадрата из разных геометрических фигур способом наложения.

ФЕВРАЛЬ: 1. «4-х цветный квадрат».

а) Знакомство с шутом Дваном;

б) Складывание фигур по схемам 8-12.

2. «Геоконт».

а) Выкладывание четырехугольников различной конфигурации (прямоугольник, квадрат, трапеция);

б) Использование этих фигур в самостоятельных играх, конструкторах.

3. «Конструктор цифр».

а) Конструирование цифр 1, 2, 3, 4;

б) Сколько нужно палочек, чтобы выложить определенную цифру?

4. «Прозрачный квадрат».

а) Сложить девять квадратов из всех пластинок;

б) Найди в альбоме фигурки, собранные из одних и тех же пластин;

в) Собери лошадку ОШ, жирафа АФ, носорога РОГ (сколько пластинок понадобилось, какие геометрические фигуры использовали).

МАРТ: 1. «4-х цветный квадрат».

а) Злой волшебник многоугольники и сделал их бесцветными – помогаем шуту Трину вернуть цвет;

б) Шут Дион сложил квадрат и вернул ему красный цвет. Просит детей сделать другие квадраты: одноцветные, двуцветные, трехцветные.

2. «Геоконт» - выкладывание 5-6-угольников.

а) Составление предметов из разных геометрических фигур (домик, ракета);

б) Составление цифр из резинок 1,2,3,4.

3. «Конструктор цифр».

а) Цифра потерялась (предлагаем ряд цифр, найти и выложить какой не хватает);

б) Работа со схемой (закрашивание выложенной цифры).

4. «Прозрачный квадрат».

а) Выкладывание по схемам со сказочным сюжетом (голова Ва-Ва, свечка Вы и т.д.);

б) Придумать свои варианты конструирования хорошо знакомых фигур.

АПРЕЛЬ: 1. 4-х цветный квадрат.

а) Шут Дван придумал другую забаву: сложить фигуры в которых нет, например, красного (зеленого, синего и др.) цвета;

б) Дети, вспоминая сказку должны сложить «лодочку», башмачок, ежика, мишку.

2. «Геоконт».

а) Конструирование 8-9-угольников;

б) Конструирование по образцу предметных форм (мебель, одежда, посуда);

в) Построить квадраты всех размеров, от самого маленького до самого большого.

3. «Конструктор цифр».

а) Разучивание считалки «Эники - беники ели вареники очень веселые веники». Соотношение со схемой конструктора цифр.

4. «Прозрачный квадрат».

а) Коллективная игра «Вертикальное домино»;

б) Выкладывание фигур из 3 пластинок: самолет, птица; из 4 пластинок: жираф, лошадка, гусь, собака; из 6 пластинок: собака, олень.

МАЙ: Итоговое занятие.

Викторина «Сказочные лабиринты игры», стр. 29.

Диагностика уровня знания детей.

Математическое развитие детей («Сказочные лабиринты игры», стр.16).

Консультация для родителей

«Играем дома  в игры В.Воскобовича»

Уважаемые родители!

        Всем доподлинно известно, что наиболее оптимальной и привлекательной формой взаимодействия в дошкольном возрасте является игра. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, совершенствуется воображение, символическая функция сознания. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры.

          Вячеслав Вадимович Воскобович - автор уникальных развивающих игр и пособий для детей.  В прошлом инженер-физик, живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий, таких как «Геоконт», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Чудо-крестики» и т.д.  

Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя все новые и новые возможности. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых перечислятся различные сказки с интеллектуальными задачами, вопросами и иллюстрированными рисунками.

Игры В.Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам.

Таким образом, начиная играть с ребенком (не более 10 минут)

 а/ придерживайтесь следующих правил:

б/ делайте перерывы между игрой;

         в/ запаситесь терпением, играя со своими детьми;

г/ не критикуйте ребенка в случае неудачи, всегда радуйтесь их победам;

д/ чаще хвалите.

Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.

 В таких играх дети через практику постигают теорию. Так же автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр, например, «Волшебная восьмерка» и букв - «Конструктор букв»; обучению чтению, например - универсальное пособие «Складушки».

Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет (хотя можно и до 99 лет).

Особенности развивающих игр Воскобовича:

         *Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.            

*Играя только с одной игрой, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой; счетом и т.д.).  

*Методика предлагает систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.

Непосредственно игры и игровые пособия:

«Геоконт»

С помощью этой игры мы вводим детей в мир геометрии, развивая у них мелкую моторику рук, изучают цвета, величину и форму. Также ребенок учится моделировать. Это прекрасный вариант времяпровождения ребенка с родителями.

 «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)

Замечательный, легко трансформируемый квадрат, из которого можно создавать разнообразные объемные и плоские фигуры. Они обеспечены схемами или можно придумывать собственные образы. «Квадрат Воскобовича» можно всегда носить с собой и при возникновении возможности поиграть с малышом. «Квадрат Воскобовича» является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное мышление, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание и другие психические процессы.

«Чудо – Соты»

Многофункциональное пособие для развития у детей математических и творческих способностей. Данная игра представлена в виде сборных многоугольников, которые отличаются друг от друга по цвету и разнообразием составных частей.

На начальном уровне ребенку предлагают собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задание усложняются. Малыш должен, использую схемы, собрать различные образы фигур и предметов. «Чудо – Соты» развивают умения сравнивать и анализировать, формируют понятия целое и части. В ходе игры у ребенка развиваются воображение, фантазия, моторики рук, он учится использовать схемы для решения поставленных задач.

«Чудо-цветик».

Игра из трех типов заданий. Собирание - детали нужно разместить в нишах головоломки – из деталей складываются фигурки по схемам, задания на усвоение дроби, понятия часть – целое. Встретив в фиолетовом лесу девочку Дольку, малыш Гео помогает ей разгадать загадку о волшебных цветах. С помощью игры и сказочного сюжета ребенок решает логически задачи, осуществляет творческие замыслы, осваивает принцип образования числа, учит анализировать, сравнивать.

«Шнур-малыш»

        «Шнур-малыш» и «Шнур-затейник» – замечательные игры для тренировки мелкой моторики руки. Ребенку необходимо научиться управляться со шнурком так, чтобы он его слушался. Кроме того, детям постарше с его помощью будет легко научиться ориентироваться в пространстве, выполняя так называемые графические диктанты. Просто покажите ребенку приемы работы со шнурком: шнур может огибать «кнопку», закручиваться вокруг «кнопки», нырять и выныривать, и у вас появятся разноцветные изображения на поле.

        А после того, как малыш научится работать со шнурком по схемам и указанию, он сможет придумывать и свои узоры. В данной игре развиваются математическое развитие, интеллект, проводится подготовка к обучению чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...

Проект «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций

Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.В статье представлена педагогическая работа по реализации в образ...

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их к счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десято...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...