Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие в страну математики"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Бубнова Людмила Михайловна

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»

Подготовила: Бубнова Л.М. (воспитатель I квалификационной категории)

Описание работы: Занятие по формированию элементарных математических  представлений в подготовительной к школе группе.

1.Название работы: Занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну Математики».

2. Предмет (предметная область): Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений).

3.Участники: воспитанники (6-7 лет).

4.Аннотация: Данное занятие по формированию элементарных математических представлений разработано для детей подготовительной к школе группы с применением мультимедийного оборудования, с целью закрепления математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.

Цель занятия: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.

Задачи:

Образовательные: Закреплять умения детей раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10 на наглядной основе); составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ, при решении задач пользоваться знаками действий плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=); закрепить знание геометрических фигур, определять пространственное расположение предметов. упражнять в счете в пределах 10; закрепить состав числа в пределах 8 из двух меньших чисел; закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;

Развивающие: Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию, графические навыки, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать координацию движений, речь; способствовать развитию у детей самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Воспитательные: Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать навыки самоконтроля и самооценки; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать интерес к математике.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»«Социально – коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие»«Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная.

Методы и приемы: игровой (использование сюрпризных моментов), наглядный (использование мультимедийной презентации), словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей), поощрение, анализ занятия и практический.

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийный экран, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, билеты – карточки с цифрами, лепестки для «Цветка настроения», простые карандаши, ластики, листы бумаги в крупную клетку.

Ход занятия:

Организационно – мотивационный этап:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, а необычное оно потому, что к нам  сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся и улыбнемся, им будет приятно.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Доброе утро!

Ребята, сегодня утром я по электронной почте получила письмо от королевы Математики. Давайте посмотрим на экран и прочитаем его : «Здравствуйте, дорогие дети, я слышала, что осенью вы собираетесь в школу, очень хочу с вами познакомиться, и проверить ваши знания, но попасть ко мне непросто: вам нужно показать свои математические знания, и умения. Если вы с заданиями справитесь, то вас ждет приятный сюрприз. Желаю удачи!»

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в гости к королеве Математики, и выполнить все ее задания?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Чтобы быстрее до нее добраться нам понадобится транспорт, давайте его «построим». Проходите за столы. Перед вами карточки с пронумерованными точками. Для того, чтобы узнать на каком транспорте мы поедем, вам нужно правильно соединить цифры с точками по порядку (д/у «Соедини точки по порядку»). Возьмите простые карандаши и приступайте к работе. Что получилось? Поезд! Правильно, мы поедем на поезде. Для поездки вам нужно взять билет!

Основной этап:

Воспитатель: Подойдите и возьмите на столе билеты (карточки с цифрами от 1-10) с номером места и встаньте друг за другом по порядку чисел (д/у «Расставь цифры по порядку»). Проходите в вагон и занимайте места. (Дети встают друг за другом, в зависимости от цифры на карточке - билете). Галина, у тебя какой номер билета? А у тебя Арина? Макар, посчитай по порядку правильно ли стоит Саша, Леша. На котором месте стоит Соня?

Чтобы нам пройти в вагон, нужно посчитать до 10.

Начнёт считать Миша, продолжит Ренат и т.д.

Проходим в вагон и занимаем места в соответствии с билетом (садятся за столы). Все заняли свои места можно отправляться в путь.

Мы с вами посчитали вместе до 10, правильно? Давайте попробуем теперь посчитать до 20 (можно хором). Молодцы!

Чтобы поезд тронулся нужно дать обратный отсчет от 10 до 0.

Вот мы с вами и отправились в путь, посмотрите, ребята мы проезжаем мимо прекрасного весеннего леса. Полюбуйтесь его красотой! (Слайд с изображением весеннего леса ).

1 станция «Разминка»

Воспитатель: У меня есть веселые математические загадки. Вы разгадайте, а я послушаю, правильно ли вы отвечаете.

Сколько ушей у двух ежей? (4)

Сколько хвостов у четырех котов? (4)

Сколько лап у двух медвежат? (8)

Сколько ушей у двух кошек? (4)

Сколько пальцев на одной руке? (5)

Сколько орехов в пустом стакане? (0)

Сколько дней в неделе? (7)

Какой день наступит после среды? (четверг)

Какой день перед вторником? (понедельник)

Бывает круг с тремя углами? (нет)

Сколько всего времен года? (4)

Сколько хвостов у двух котов? (2)

Сколько углов у квадрата? (4)

Сколько глаз у совы? (2)

Сколько углов у круга(0)

2 станция «Соседи»

(Карточки- домики состав чисел). Ребята, какие числа могут жить в домах под номерами 5,6,7? Ребята, расселите правильно жителей этих домиков. Давайте впишем числа в пустые клеточки в ваших карточках. Дети работают по карточкам, вписывают нужные числа в пустые клеточки. Молодцы! Кто справился с заданием, поднимите руку, а у кого возникли сложности? (дети показывают результат своего решения).

Коллективная проверка у доски. Хорошо ребята вы поработали. Вы справились с заданием.

3 станция «Спортивная» 

Физкультминутка

- Мы считали и устали

Дружно все мы тихо встали

Ручками похлопали -1,2,3,

Ножками потопали -1,2,3

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем,

И опять считать начнем.

На экране появляется картинка с изображением моря (слайд)

Гимнастика для глаз (аудиозапись «Шум прибоя»)

Мы устали все чуть - чуть.

Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

В тишине представить море,

Свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна,

А в округе тишина.

Ребята, послушайте, как шумит ветер и плещутся волны.

4 станция «Веселые задачки»  

Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ).

Посмотрите на экран и придумайте задачу. В вазе лежало 3 яблока, положили еще 3. Сколько яблок стало? Где в этой задаче условие? Как звучит вопрос? Найдите решение, которое подходит к этой задаче. Прочитай решение. Давайте составим еще задачу, обратную этой, на вычитание. В вазе было 6 яблок, 3 съели. Сколько яблок осталось? Спросить у детей, где условие, вопрос, и какое решение подойдет к этой задаче.

- Где в этой задаче условие?

- Как звучит вопрос?

Составьте решение с помощью цифр и знаков (один у доски)

- прочитай решение.

Молодцы, справились и с этим заданием!

Ребята, мы отправляемся к следующей станции. Посмотрите, какие красивые пейзажи видны нам из окна поезда! (Слайд с изображением природы).

5 станция «Быстрого счета» 

(карточки примеров)

Дети, предлагаю вам проверить, как быстро вы умеете считать. Для этого нам понадобятся математические веера. Я читаю пример – вы мне отвечаете с помощью вееров. Так же можно использовать для счёта числовые линейки.

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. 

(садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)

Нам пора отправляться дальше. Наш поезд едет мимо прекрасного озера, полюбуйтесь его красотой, живописным пейзажем.

Продуктивная деятельность

Игровое задание «Графический диктант «Ключ».

Ребята, чтобы попасть во дворец Королевы Математики, нам нужен ключик. Мы с вами попробуем сейчас его изобразить с помощью графического диктанта.

Ребята, будьте внимательны: отсчитываем от красной точки, столько клеток, сколько я скажу, ставим точку. Дальше действуем по инструкции.  И так, пока не дойдём до ключика. Игра начинается:

1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 6 клеток вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки вправо, 7 клеток вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх, 12 клеток влево, 1 клетка вверх.

Слайд  (Ключик)

Воспитатель: Отлично! Молодцы ребята! Вот какой у нас получился ключик от замка. У кого получился ключ?

Заключительный этап:

Слайд  – Запись благодарности от королевы математики.

Воспитатель: А вот и сюрприз, который королева  приготовила для вас! Всем она дарит пятерки. (Воспитатель достаёт чемодан с медальонами  «пятерками» и вручает детям). Старайтесь учиться в школе на одни пятерки и тогда вы узнаете ещё очень много нового и интересного.

- Ну, что ж, к королеве математики мы сходили в гости, призы свои забрали, теперь нам надо вернуться в детский сад, обратно к себе в группу.

Но прежде, чем вернуться проведем небольшая 

«Умственная разминка»

- Сколько месяцев в году?

- В году 12 месяцев.

- Назовите зимние месяцы?

-Декабрь, январь, февраль.

- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

-Короче линейки.

-Если стол выше стула, то стул?

- Ниже стола.

-Если дорога шире тропинки, то тропинка?

- Уже дороги.

- Сколько ушей у трех мышей?

- У трех мышей 6 ушей.

- Сколько концов у двух палок?

- У двух палок 4 конца.

- Если сестра старше брата, то брат?

- Младше сестры.

Молодцы!

Ребята, а как же нам теперь вернуться в детский сад, в нашу группу? Может с помощью волшебства?  Давайте произнесем заветные слова:

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в детском саду очутись!

Вот мы и в детском саду.

Ура! Получилось!

Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

Рефлексия: Вот мы и вернулись, сядьте правильно, спина ровная и давайте вспомним:

Где мы были сегодня?

Что делали?

Что понравилось?

Что вам показалось трудным?

Какую дорожку ты выбрал, чтобы вернуться?

На каком транспорте ездили?

Всем большое спасибо, вы большие молодцы!

Ребята, а с каким настроением сегодня прошло наше занятие? Давайте ваше настроение мы отобразим на нашем цветке настроений. Выберите понравившейся вам цвет лепестка, и прикрепите его к цветку. (Дети выбирают понравившейся им цветной лепесток и прикрепляют его к цветку).

Посмотрите ребята, какой красивый получился наш цветок! (воспитатель показывает готовый цветок, называет по имени ребёнка и спрашивает).

Воспитатель: Почему ты выбрал этот цвет? (Ответы детей).

Воспитатель: Отлично. Мы узнали, какое у нас сегодня настроение после занятия математикой.

СПАСИБО!

Литература:

И. Помораева, В. Позина «Формирование элементарных математических представлений» подготовительная группа, 2014 г.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г., издательство «Учитель.

В. Колесникова «Математика для детей 6-7 лет»«Я считаю до 20»

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз-ступенька, два-ступенька»

С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина «Тетрадь с заданиями для развития детей»

В. В. Зайцев. Математика для дошкольников. Учебное пособие для родителей и воспитателей детских садов. /Авт. В. В. Зайцев –Волгоград: Учитель, 2003. – 54с. L

У. Г. Бурлак, И. Н. Прокопенко «Занимательная математика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну математики»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну математики»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну Математики».

Данный конспект разработан для детей подготовительной к школе группы.Задачи:Образовательные:- Закрепить знания детей о, последовательности дней в неделе, временах года и названиях месяцев в году.- Упр...

Конспект открытого занятия по ФЭМП на тему: "Путешествие в страну математики"

Конспект открытого занятия на тему: "Путешествие в страну математики". С целью формировать элементарные математические представления с помощью национально - регионального компонента....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Занимательной математике»

Конспект открытого занятия по ФЭМП вподготовительной группе«Путешествие в страну Занимательной математике»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».

Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...