Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и доработанный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

(на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Тема: « В ожидании лета»

Цель: закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Задачи:

1.        Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

2.        Закреплять представления о цвете и форме предметов.

3.        Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Демонстрационный материал: картинка с изображением луга с цветами (синими и красными); картинка с  изображением насекомых на поляне, жучки, бабочки разного размера (по 5 шт.), лазер, коробка, игрушка би-ба-бо Пчела, зеркало.

Раздаточный материал: двухполосные карточки, цветы одинаковой формы и размера (по 5 шт. одного цвета, по 5 шт. другого цвета), жучки, бабочки разного размера (по 5 шт.).

Ход занятия:

Организационная часть:

В.: Ребята, представляете, сегодня, когда я шла к Вам в детский сад,  я увидела маленькие зелененькие листочки на деревьях! Я очень удивилась, ведь зимой же не бывает зеленых листочков?

Д.: Сейчас не зима, а весна!

В.: Почему вы знаете что весна?

Д.: На улице становится теплее, просыпаются звери, прилетают птицы, появляются первые листочки на деревьях…

В.: Правильно! А какое время года будет после весны?

 Д.: Лето!

В.: А что происходит с природой летом?

Д.: Ярко светит и греет солнце, расцветают цветы, летает много насекомых…

В.: А  вы любите Лето?

Д.: Да!

В.: Ждете!

Д.: Да!

В.: Давайте  представим, что лето уже наступило! Представим,  что наступило лето! Смотрите, а наш телевизор нам хочет в этом помочь! (Появляется картинка на телевизоре – луг с красными и синими цветами)

Ребята, что вы видите на этом изображении?

 Д.: Луг, цветы.

В.: Правильно! А какого цвета цветочки на этом лугу?

Д.: Красные и синие.

В.: Ребята, а  я знаю, что в нашей группе тоже есть красивые цветочки!

Пойдемте, пройдем, к столам и посмотрим, что там лежит под конвертами!

Практическая часть:

Дети находят цветы и садятся на свои рабочие места.

В.: Скажите, пожалуйста, чем похожи эти цветы?

Д.: Одинаковые по размеру, одинаковые по форме.

В.: Хорошо, а чем же они отличаются?

Д.: По цвету, одни – красного цвета, другие – синего цвета.

В.: А, сейчас, давайте их посадим на наших карточках-полянках! Расположите их так, чтобы в верхнем ряду были цветы красного цвета, а в нижнем ряду – синего цвета.

В.: Ребята, а что нужно сделать, чтобы узнать, сколько  красных цветов на верхней полоске карточек?

Д.: Посчитать.

В.: А, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько  синих цветов на нижней полоске карточки?

Д.: Посчитать.

В.: А, что можно сказать о количестве красных и синих цветов?

Д.: Их поровну.

В.: Молодцы!  Давайте уберем, свои цветы на тарелочку на краю стола.

(Меняется картинка на телевизоре луг с насекомыми)

Ребята, посмотрите, что вы видите на этой картинке?

Д.: Насекомых, цветы…

В.: Правильно! Здесь теперь не только цветы, но и много разных насекомых!

Ребята, а жучок то какой - то грустный. У него не получается построить своих деток – жучков на утреннюю гимнастику, нужно построить их в порядке убывания. Поможем ему?

В.: Для того чтобы правильно разложить жуков в порядке убывания нам нужно сначала найти самого большого жука, затем  чуть меньше, еще меньше, и самого маленького.  Расставьте, пожалуйста, жучков в порядке убывания на своих карточках в верхнем ряду. (Один ребенок работает у доски, затем сравниваем, находим ошибки.)

В.: Ребята, какие же вы молодцы! Даже бабочка вас похвалила и попросила помочь и ей тоже!  Ей нужно накормить завтраком своих деток,  сначала самую  маленькую бабочку, чтобы она не плакала, затем больше, потом еще  больше, и самую большую. Она попросила расставить своих деток бабочек в порядке возрастания, начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой.  

Раскройте, пожалуйста, свои конвертики и посмотрите, там должны быть бабочки, выложите их на ваших карточках снизу под жучками в порядке возрастания, начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой.  (Один ребенок работает у доски, затем сравниваем, находим ошибки.)

В.:  Молодцы! Уберите,  пожалуйста, бабочек и жучком на тарелочку на краю стола.

Ребята, а давайте мы с вами превратимся в красивых бабочек!

Физкультминутка (под музыку)

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз - росой она умылась, 

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась!

Игровое упражнение «Найди ошибку».

В.: Ребята, посмотрите на доску - наши красивые бабочки не хотят улетать от вас,  вы им очень, очень понравились и они решили  немножко поиграть с вами в «Прятки»!

Запомните расположение бабочек на доске и закройте глаза, в это время бабочки перелетят с одного места на другое, а мы с вами вернем их на свои места! ( Игра повторяется 2 – 3 раза.)

Молодцы! Здорово поиграли!

В.: Дети, отгадайте загадку про еще одно очень интересное  насекомое!

Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку … (Светлячок)

Ребята смотрите, вот же он Светлячок к нам прилетел! (лазерная точка на доске) Он по - моему с нами играет, хочет, чтобы мы отгадали, куда он летит!

(Воспитатель направляет лучик света в разных направлениях: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз. Дети определяют направление движения)

Заключительная часть:

Светлячок прилетает к коробке.

Воспитатель от имени игрушки (пчела би-ба-бо) здоровается с детьми:

 Мой друг светлячок сказал, что у вас было лето? Ребята, а вы видели сегодня полянку на телевизоре? Какие цветочки там росли? Одинаковые? Чем похожи? Чем различаются?  А кого вы еще видели на картинке в телевизоре? А как вы им помогли? Что с ними делали? Как построили бабочек? А жуков?  Как вы играли с бабочками? А кто вам помог меня найти? В какую сторону он летел?

Ребята, я принес вам зеркальце, для того чтобы вы поиграли в игру «Солнечные зайчики»! Давайте сейчас уберем свои  рабочие места и отправимся на прогулку, поиграем с «Солнечными зайчиками»!

 

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающего пособия «Логико малыш» в подготовительной к школе группе "На помощь Буратино"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "На помощь Буратино" . На этом занятии используется методическое пособие Логика-малыш....

Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.

Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина.    Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада....

И. А. Помораева, В.А. Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада.

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С....

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год (Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2017 г. – 80 с.)

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год(Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М....

И. А. Помораева, В.А. Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада.

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С....