Программа дополнительного образования по развитию логико – математических способностей у детей дошкольного возраста (6-7лет) «Занимательная математика» Срок реализации 1 год
рабочая программа по математике (старшая группа)

Мустафаева Анаш Мустафаевна

Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 37 «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»

Утверждаю:                                                              Заведующий МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»

______________И.В. Щербинина

   

Программа дополнительного образования

по развитию логико – математических способностей

 у детей дошкольного возраста (6-7лет)

«Занимательная математика»

Срок реализации 1 год

Воспитатели: первой квалификационной категории

Степанова С.Е.

Мустафаева А.М.          

г. Нижневартовск, 2020г.

Содержание

1

Пояснительная записка:

актуальность программы

уровень сложности и направленность программы

цели и задачи программы

характеристика категории обучающихся

объем и сроки освоения программы

форма обучения

планируемые результаты освоения программы

2

Содержание программы:

учебный план

календарный план

3

Организационно-педагогические условия реализации программы:

календарный учебный график

кадровые условия

программно-методическое обеспечение

материально-техническое обеспечение

4

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

5

Список литературы

Паспорт Программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Проведение занятий по развитию логико-математических способностей детей

Наименование Программы

 Дополнительная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности  «Занимательная математика»

Основание для разработки

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №706 – ФЗ от 29.12.2012года;
  • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 «Об утверждении «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.

Автор-составитель

Степанова Светлана Ефремовна, Мустафаева Анаш Мустафаевна

Целевая группа

Обучающиеся от 6 лет до прекращения образовательных отношений

Цель  Программы

Развитие логико – математических способностей у детей

Задачи  Программы

  • Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия в играх.
  • Самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и другие) с целью освоения зависимостей между предметами, числами.
  • Строить простые высказывания о сущности выполненного действия, находить нужный способ выполнения заданий, ведущий к результату наиболее экономным путем.
  • Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.
  • Активно включаться в коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости.

Сроки реализации Программы

1 учебный год с 01.09.2020 по 31.05.2021

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате освоения программы «Занимательная математика» обучающиеся научатся:

  • Креативно мыслить, планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии     с заданными правилами.
  • Строить симметричные и несимметричные фигуры.
  • Устанавливать и находить закономерности.
  • Применять сенсорные способности в деятельности.
  • Конструировать и складывать предметные формы по схемам, по собственному замыслу или описанию взрослого.

В результате освоения программы «Занимательная математика» обучающиеся получат возможность:

  • Реализовать свой творческий потенциал по данному направлению, направленный на совершенствование знаний, умений и навыков из различных материалов (создания форм);
  • Демонстрации результатов своих достижений;
  • Расширять знания по данному направлению.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Занимательная математика» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 706 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения России от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам»;

постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 «Об утверждении «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.

Актуальность

Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитию восприятия, внимания, памяти, воображения.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периодам – школьного детства.

 Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно – игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. К таким уникальным по своим возможностям дидактическим материалам относятся логические блоки Дьенеша и палочки Кюизинера. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности.

Уровень сложности и направленность программы

Уровень сложности программы – общекультурный (стартовый). Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления. Формы обучения общедоступные и универсальные, сложность материала – минимальная. Направленность программы – социально-педагогическая.

Целью программы является развитие логико – математических способностей у детей.

Задачи программы: 

  • Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия в играх.
  • Самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и другие) с целью освоения зависимостей между предметами, числами.
  • Строить простые высказывания о сущности выполненного действия, находить нужный способ выполнения заданий, ведущий к результату наиболее экономным путем.
  • Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.
  • Активно включаться в коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости.

Для решения поставленных задач на занятиях кружка применяются инновационные технологии. Использование дифференцированного подхода позволяет, создавать обучающимся творческие проекты, позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает обучающимся возможность проявлять самостоятельность. Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Содержание программы состоит из следующих разделов: «Введение», «Создание образа предметов», «Конструирование предметных форм», «Ориентирование в пространстве и на плоскости», «Количественные отношения».  Каждый из которых, содержит разделы и реализует отдельную задачу, основываясь, прежде всего, на интересах детей и учитывают потребности обучающихся.

Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практических умений, навыков. Теоретические занятия направлены на  формирование знаний обучающихся по предмету.  Практические занятия способствуют развитию у детей интеллектуально - творческих способностей. На занятиях обучающиеся осваивают основные способы и приемы сгибания, конструирования предметных форм, умения ориентироваться на плоскости и в пространстве; знакомство со свойствами предметов.

            Для восприятия и развития навыков интеллектуально-познавательной  работы обучающихся программой предусмотрены основные методы: игровые (манипуляции с игровыми персонажами, фигурками, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);  практические (манипуляция, превращение, складывание,  выбор, складывание, показ, совместные действия, сравнение); словесные (диалог с игровыми персонажами, объяснение, описание, рассказ, сказка, уточнение).

Характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. У детей возникают схематизированные представления в процессе наглядного моделирования; представления о смене времён года, дня и ночи, представления о развитии и др. продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. В высказываниях детей отражаются как развивающий словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.

В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации (свадьбу, болезнь, трудоустройство и т.д.). Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей.

Усложняется конструирование. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Объем и сроки освоения программы

Срок реализации программы – 1 учебный год, для обучающихся 6 лет до прекращения образовательных отношений.  На полное освоение программы требуется 72 часа.  Занятия проходят 2 раза в неделю.    

Форма обучения

Форма обучения – очная. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет по 13 человек (2 подгруппы). Группы формируются из разновозрастных детей (от 6 лет), имеющих различный уровень базовых знаний и умений.  В кружок принимаются все желающие освоить данный вид деятельности. Программа так же предусматривает включение обучающихся в образовательный процесс в течение учебного года.

Планируемые результаты освоения программы

        

В результате освоения программы «Занимательная математика» обучающиеся научатся:

  • Креативно мыслить, планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии     с заданными правилами.
  • Строить симметричные и несимметричные фигуры.
  • Устанавливать и находить закономерности.
  • Применять сенсорные способности в деятельности.
  • Конструировать и складывать предметные формы по схемам, по собственному замыслу или описанию взрослого.

В результате освоения программы «Занимательная математика» обучающиеся получат возможность:

  • Реализовать свой творческий потенциал по данному направлению, направленный на совершенствование знаний, умений и навыков из различных материалов (создания форм);
  • Демонстрации результатов своих достижений;
  • Расширять знания по данному направлению.

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности  особенностей и перспектив развития ребенка.

В конце года проводятся совместные игровые мероприятия детей и родителей. Такие мероприятия помогают родителям понять важность игрового обучения детей дошкольного возраста, побуждают принять участие в воспитании детей в дошкольном учреждении, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

  1. Содержание программы

Учебный план

Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

(педагогическая диагностика) – 2 часа

2

1

1

Раздел I: Введение – 7 часов

1.1

Знакомство со свойствами предметов

444        4

1

2,5

1.2

Создание образа предметов

3

1

2,5

итого

7

2

5

Раздел II: Конструирование по схемам – 28 часов

2.1

Конструирование по схемам

22

10

12

2.2

Конструирование путем вышивания

4

1,5

2,5

2.4

Трансформирование  фигуры по 1-6 по схеме и заданным условиям

2

0,5

1,5

итого

28

12

16

Раздел III: Ориентирование на плоскости и в пространстве – 16 часов

3.1

Пространственные представления

7

3

4

3.2

Ориентирование на плоскости, графический диктант.

3

1

2

3.3

Ориентирование  в пространстве

3

1

2

3.4

Ориентирование  в пространстве, анализ  по звуковому составу

3

1

2

итого

16

6

10

Раздел IV: Количественные отношения – 12 часов

4.1

Установление независимости количества от формы и расположения предметов

2

0,5

1,5

4.2

Соотношение цифры с количеством предметов

7

2,5

4,5

4.3

Определение части и целого,

 используя прием наложения и приложения

3

1

2

итого

12

4

8

Раздел V: Классификация фигур – 5 часов

5.1

Установление связи и зависимости между группами

5

1

4

итого

5

1

4

6.

Итоговое занятие

(педагогическая диагностика) – 2 часа

2

1

1

Итого по программе - 72 часа

Теория - 22 часа

Практика - 50 часов

Содержание учебного плана

Раздел, темы разделов

Количество занятий

Темы занятий

Теория

Практика

Вводное занятие  

Вводное занятие

1

Вводное занятие

Знакомство с программой «Занимательная математика» и режимом работы кружка

Правила поведения и меры безопасности на занятиях.

1

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика

Раздел «Введение» - 7 часов

Знакомство со свойствами предметов

1

«Волшебный мешочек»

Цель: Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры.

Основные свойства: на ощупь достать геометрических фигур. Представления о геометрических фигур.

Игра «Чудесный мешочек»

Закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь

1

«Волшебный мешочек»

Цель: Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры.

   Основные свойства: на ощупь достать геометрических фигур. Представления о геометрических фигур.

Игра «Чудесный мешочек»

Закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь

1

«Почини коврик»

Цель: Изготовление совместно с детьми новой игры, знакомство с правилами.

 Основные свойства

найти такую же фигуру

Игра «Найди такой же»  

Закреплять название геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужные фигуры.

1

«Почини коврик»

Цель: Изготовление совместно с детьми новой игры, знакомство с правилами.

 Основные свойства найти такую же фигуру

Игра «Чудесные фигуры»  

Закреплять название геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужные фигуры.

Создание образа предметов

1

«Разложи по домикам»

 Цель: Знакомство с карточками-символами, обозначающими форму. Изготовление их каждым ребёнком для индивидуальных наборов.

Основные свойства предметов: размер, форма, сторона, угол, вершина.

Представления о треугольнике, квадрате, трапеции, прямоугольнике.

Игра «Сложи узор»

Учить детей выполнять действия по показу и образцу

1

«Разложи по домикам»

 Цель: Знакомство с карточками-символами, обозначающими форму. Изготовление их каждым ребёнком для индивидуальных наборов.

Игра  «Цветное панно»

Развивать умение делать элементарный расчёт и принимать верное решение

1

«Фигуры спрятались»

Цель: Учить классифицировать по цвету.

Игра  «Помоги Золушке»

Способствует развитию мелкой моторике и сенсорного опыта

Раздел II: Конструирование по схемам – 28 часов

Конструирование по схемам

1

«Фигуры спрятались»

Цель: Учить классифицировать по цвету.

Симметричные фигуры. Свойство симметричности. Правила составления симметричных фигур.

Алгоритм действий конструирования.

Игра  «Сложи узор»

Составление фигур по схеме

1

«Найди и покажи»

Цель: Учить действовать по карточке-символу.

Игра «Цветное панно»

Упражнения на составление симметричных фигур

1

«Найди и покажи»

Цель: Учить действовать по карточке-символу.

Симметричные фигуры. Свойство симметричности. Правила составления симметричных фигур.

Алгоритм действий конструирования.

Игра  «Что изменилось»

Приобретение новых знаний путём самостоятельного поиска исследовательской игровой деятельности. Развивает память и внимание.

1

«Закрой окошки» 

Цель: Изготовление игры, знакомство с правилами.

Игра  «Что лишнее»

Развивать логическое мышление дошкольников.

1

«Закрой окошки» 

Цель: Изготовление игры, знакомство с правилами.

Игра «Контролер»

Упражнение «Обведи фигуру  и заштрихуй».

1

«Обведи и вырежи»

Цель: Закрепить знание формы. Изготовление геометрических фигур для индивидуальных наборов.

Игра  «Расскажи про свой узор»

Развитие внимательности, умения ориентироваться.

Упражнение «Вырежи»

1

«Обведи и вырежи»

Цель: Закрепить знание формы. Изготовление геометрических фигур для индивидуальных наборов.

Игра  «Расскажи про свой узор»

Развитие внимательности, умения ориентироваться.

Упражнение «Вырежи»

1

«Давайте поиграем»

Цель: Изготовление карточек для игры, знакомство с правилами.

Игра «Найди свой домик»

Упражнение «Обведи»

1

«Давайте поиграем»

Цель: Изготовление карточек для игры, знакомство с правилами.

Игра «Найди свой домик»

Упражнение «Вырежи»

1

«Ура, игра!»

Цель: Изготовление карточек для игры «Найди свой домик», знакомство с правилами.

Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь ее», «Разложи палочки по цветам».

1

«Ура, игра!»

Цель: Изготовление карточек для игры «Найди свой домик», знакомство с правилами.

Игра «Найди свой домик»

Упражнения и задания с «Забавными цифрами»

1

«Юные художники»

Цель: Познакомить с карточками-символами по цвету. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Игра «Волшебная восьмерка».

Упражнения и задания с «Забавными цифрами», с палочками восьмерки.

1

«Юные художники»

Цель: Познакомить с карточками-символами по цвету. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Игра «Лабиринт».

Развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиться, логическое мышление, ловкость.

1

«Разноцветные картинки»  Цель: Изготовить с детьми новую игру, познакомить с правилами.

Игра «Сложи фигуры из нескольких деталей»

1

 «Разноцветные картинки»

Цель: Изготовить с детьми новую игру, познакомить с правилами.

Игра «Собери в корзину».

Закрепить умение детей группировать предметы.

1

«Найди свой домик»

Цель: Упражнять в классификации по цвету, используя карточки-символы. Игра с логическими блоками.

Игра «Четырёхцветный  квадрат»
Совместная деятельность взрослого и ребенка. Усложненное задание детям с высоким уровнем развития

1

«Найди свой домик»

Цель: Упражнять в классификации по цвету, используя карточки-символы. Игра с логическими блоками.

Игра  «Путешествие по комнате».  

Развитие внимательности, умения ориентироваться.

1

«Гаражи»

Цель: Упражнять в применении понятий большой и маленький.

Игра «Чудесный Квадрат».

Составление симметричных фигур по схемам.

1

«Гаражи»

Цель: Упражнять в применении понятий большой и маленький.

Игра «Чудо – крестики 2-3»

Упражнение «Смотри внимательно», «Собери правильно», «Сложи башню», «Построй дорожку»

1

«Регулировщик»

Цель: Познакомить с карточками-символами большой и маленький. Изготовление карточек для индивидуальных наборов.

Игра «Математические корзинки»

Игры с цифрами и числами

«Сложи и сравни»,

1

«Регулировщик»

Цель: Познакомить с карточками-символами большой и маленький. Изготовление карточек для индивидуальных наборов.

Игра «Чудо – крестики 2-3»

Работа в парах.

Упражнения и задания на составление фигур по схемам «Транспорт», «Человек»

1

«Найди пару»

Цель: Упражнять в действиях по карточкам-символам большой и маленький.

Игра «Математические корзинки»

Игры с цифрами и числами «Как цифрята поделили грибы», «Кто набрал грибов больше всех?», «Добавь грибок».

Конструирование путем вышивания

1

«Найди пару»

Цель: Упражнять в действиях по карточкам-символам большой и маленький.

Основные приемы «вышивания» и преобразования.

Основные приёмы работы со шнуром.

Игра «Сравни шнурки»

Способствует освоению навыка шнурования

1

«Построим дорожки»

Цель: Закрепление знания карточек символов большой и маленький и умения действовать согласно им.

Игра «Шнур «Затейник»

Упражнения «Дострой дорожки», «Продолжи узор»

1

«Построим дорожки»

Цель: Закрепление знания карточек символов большой и маленький и умения действовать согласно им.

Игра «Шнур «Затейник»

Упражнения «Зеркальное отражение», «Проложи стежки - дорожки»

1

«Засели домики»

Цель: Упражнять в классификации по одному свойству. Изготовление домиков для игр.  Построим дорожки.

Игра «Что изменилось».

Развивает память и внимание.

Трансформирование  фигуры по 1-6 по схеме и заданным условиям

1

«Засели домики»

Цель: Упражнять в классификации по одному свойству. Изготовление домиков для игр.  Построим дорожки.

Алгоритм складывания по 1-6 по схеме, по заданным условиям.

Основные приемы сгибания. Перекручивания.

Игра «Четырёхцветный  квадрат»

Совместная деятельность взрослого и ребенка. Усложненное задание детям с высоким уровнем развития

1

«Загадки без слов»

Цель: Закрепить знание карточек-символов. Подвижная игра «Найди свой домик».

Игра  «Кто больше принесёт»

Закрепить умение соотносить геометрическую фигуру с предметом по сигналу.

Раздел III: Ориентирование на плоскости и в пространстве – 16 часов

Пространственные

представления

1

«Загадки без слов»

Цель: Закрепить знание карточек-символов. Подвижная игра «Найди свой домик».

Пространственные представления. Математические представления о цвете, высоте и величине, условной мерке.

Основные понятия «луч», «отрезок», «прямая», «кривая»

Игра  «Найди кусочек сыра»

Учить детей по сигналу находить себе «норку».

Упражнения на сортировку «Флажки», «Разбери флажки по цвету».

1

«Угадай-ка»

Цель: Учить находить блок по символу, по одному закодированному свойству.

Игра «Кораблик», «Брызг-Брызг»

Загадывание загадок.

Игра «Да – Нет», «На какой мачте флажок», «Радуга»

1

«Угадай-ка»

Цель: Учить находить блок по символу, по одному закодированному свойству.

Игра  «Какая пуговица?»

Способствует развитию мелкой моторике и сенсорного опыта, внимания.

1

«Да и нет»

Цель: Познакомить с карточками-символами на отрицание по цвету. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Игра  «Найди орешки».

Игра способствует развитию сенсорно – чувствительного опыта детей, формирует умение взаимодействовать друг с другом.

1

«Да и нет»

Цель: Познакомить с карточками-символами на отрицание по цвету. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Игра  «Что изменилось»

Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

1

«Спроси у друга»

Цель: Учить загадывать друг другу фигуры по карточке-символу с отрицанием цвета, ответ – фигура.

Игра   «Что изменилось?»

Учить по карточке-символу с отрицанием цвета, ответ – фигура.

1

«Спроси у друга»

Цель: Учить загадывать друг другу фигуры по карточке-символу с отрицанием цвета, ответ – фигура.

Игра   «Что изменилось?»

Приобретение новых знаний путём самостоятельного поиска исследовательской игровой деятельности. Развивает память и внимание.

Ориентирование на плоскости, графический диктант

1

«Дружные фигуры»

Цель: Продолжать учить загадывать фигуру с помощью карточки-символа на отрицание цвета, ответ – две фигуры.

Основные приемы графического диктанта

Игра «Фигуры»

Упражнения в клеточку «Зайчик», «Медвежонок»

1

«Дружные фигуры»

Цель: Продолжать учить загадывать фигуру с помощью карточки-символа на отрицание цвета, ответ – две фигуры.

Игра «Собери фигуры»

Закреплять представления детей об основных цветах, уметь группировать предметы по цвету; развивать сенсорное восприятие; формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами; воспитывать интерес к математическим действиям.

1

«Не круг»

Цель: Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не круг, ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Игра «Круг»

Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Ориентирование  в пространстве

1

«Не круг»

Цель: Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не круг, ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Основные приемы работы с лабиринтами

Игра «Круг»

Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

1

«Покажи не квадрат»

Цель: Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не квадрат, ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Игра  «Что лишнее»

Развивать логическое мышление дошкольников.

Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

1

«Покажи не квадрат»

Цель: Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не квадрат, ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Игра    «Что лишнее»

Развивать логическое мышление дошкольников.

Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Ориентирование  в пространстве, анализ  по звуковому составу

1

«Найди не треугольник»

Цель: Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не треугольник, ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Алгоритм звукового анализа.

Игра «Кто быстрей найдёт»

1

«Найди не треугольник»

Цель: Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не треугольник, ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Игра «Кто быстрей найдёт»

1

«Не прямоугольник»

Цель: Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не прямоугольник, ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Игра «Лабиринт фигур»

«Воротики», «Собери бусы», «Теремок букв»

Раздел IV: Количественные отношения – 12 часов

Установление независимости количества от формы и расположения предметов

1

«Не прямоугольник»

Цель: Познакомить с карточкой –символом на отрицание, не прямоугольник, ответ – фигура. Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Основные приемы выложить такие фигуры из любого материала

Игра

Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

1

«Для каких фигур домик?»

Цель: Упражнять в действиях по карточкам-символам на отрицание по форме. Изготовление многоэтажных домиков для игры.

Игра  «Назови одним словом»

Развивать логическое мышление детей, упражнять в знании об окружающем мире.

Изготовление многоэтажных домиков для игры.

Соотношение цифры с количеством предметов

1

«Для каких фигур домик?»

Цель: Упражнять в действиях по карточкам-символам на отрицание по форме. Изготовление многоэтажных домиков для игры.

Алгоритм прохождения лабиринта, выполняя словесные рекомендации.

Основные правила игры «Чудо цветика»

Основные приемы соотношения целого с частью и составления фигуры по схеме.

 Игра  «Назови одним словом»

Развивать логическое мышление детей, упражнять в знании об окружающем мире.

Изготовление многоэтажных домиков для игры.

1

«Толстый и тонкий»

Цель: Упражнять в классификации фигур по данному свойству.

Игра  «Расскажи про свой узор»

Развитие внимательности

1

«Толстый и тонкий»

Цель: Упражнять в классификации фигур по данному свойству.

Игра «Лабиринты цифр» -

«Королевский обед», «Загадочные узоры», «Портреты гостей» упражнения на соотнесение фигур

1

«Давайте познакомимся»

Цель: Познакомить с карточками-символами толстый и тонкий.

Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Игра «Чудо цветик»

Знакомство с рассказом «Поляна Волшебных цветов»

Встреча с одноглазкой, двухглазкой и трехглазкой.

1

«Давайте познакомимся»

Цель: Познакомить с карточками-символами толстый и тонкий.

Изготовление карточек-символов для индивидуальных наборов.

Игра «Волшебные птицы», «Жители Волшебной поляны».

1

«Найди и покажи»

Цель: Упражнять в действиях по карточкам-символам толстый и тонкий.

Игра  «Когда это бывает?»

Определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

1

«Найди и покажи»

Цель: Упражнять в действиях по карточкам-символам толстый и тонкий.

Игра  «Наш день»

Уточнение представлений о частях суток.

Определение части и целого,

 используя прием наложения и приложения

1

«Угадай фигуру»

Цель: Познакомить с карточками-символами на отрицание не толстый, не тонкий. Изготовление карточек–символов для индивидуальных наборов.

Основные приемы наложения и приложения.

Игра  «Предметы из кубиков»

Закреплять знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

1

«Угадай фигуру»

Цель: Познакомить с карточками-символами на отрицание не толстый, не тонкий. Изготовление карточек–символов для индивидуальных наборов.

Игра «Предметы из фигур».

Закреплять знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

1

 «Волшебные дорожки»

Цель: Учить строить дорожки из фигур по указанию карточек-символов.

Игра «Раз следочек…»

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Составление фигур по схеме «Башмачок»

Раздел V: Классификация фигур – 5 часов

Установление связи и зависимости между группами

1

«Волшебные дорожки»

Цель: Учить строить дорожки из фигур по указанию карточек-символов.

Правила группировки предметов и форм.

Игра «Прозрачный  квадрат»

Совместная деятельность взрослого и ребенка «Вертикальное домино», «Что общего», «Собери фигуры по схеме».

1

«Проведи фигуру в домик»

Цель: Учить находить путь для своей фигуры ориентируясь на карточки-символы. Изготовление игрового поля.

Игра «Путаница» 

Формировать умения детей считать предметы на рисунке, расположенные по-разному.

1

Проведи фигуру в домик»

Цель: Учить находить путь для своей фигуры ориентируясь на карточки-символы. Изготовление игрового поля.

Игра  «Найди такой же»  

Закреплять название геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужные фигуры.

1

«Математический праздник»

Цель: Закрепить знания детей по пройденному материалу.

Игра  «Какой цифры не стало?»

Формировать умения детей считать предметы на рисунке, расположенные по-разному.

1

«Математический праздник»

Цель: Закрепить знания детей по пройденному материалу.

Игра «Коробочка считалочка»

Учить вести счет предметов пределах 5, формировать навыки сравнения предметов

Итоговое занятие

Итоговое занятие

1

Итоговое занятие совместное с родителями

Игра  «Составление предметов по картинкам»

Упражнять в счете, закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать воображение, учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец, развивать наблюдательность.

1

Педагогическая диагностика

Всего:

72 занятия

                                       3.Организационно-педагогические условия реализации Программы

Календарный учебный график

п/п

Сроки проведения занятия

Тема раздела (занятия)

Форма проведения занятия

Количество часов

Форма контроля

Место проведения

всего

теория

практика

месяц

неделя

1

Сентябрь

1

Вводное

Лекционные, практические занятия

1

0,5

0,5

 «В группе»

Сентябрь

1

Стартовая  педагогическая диагностика

1

0,5

0,5

«В группе»

2

Сентябрь

2,3,4

Введение

Лекционные,  практические занятия.

9

3

6

«Занимательная математика»

«В группе»

Октябрь

5,6

3

Октябрь

6,7,8,9

Конструирование по схемам

Лекционные,  практические занятия.

31

10

21

«В группе»

Ноябрь

10, 11,12,

13

Декабрь

14,15,

16,17,

18

Январь

18,19,

20

4

Февраль

21,22,

23,24

Ориентирование на плоскости и в пространстве

Лекционные,  практические занятия.

9

2

7

«В группе»

Март

25

5

Март

25,26,

27,28,

29

Количественные отношения

Лекционные,  практические занятия.

14

4

10

«В группе»

Апрель

29,30,

31,32

6

Апрель

32,33,

Классификация фигур

Лекционные,  практические занятия.

5

1

4

«В группе»

май

34,35

7

май

36

Итоговое занятие

Обобщающее итоговое занятие

1

0,5

0,5

«В группе»

май

36

Итоговая педагогическая диагностика

1

0,5

0,5

«В группе»

ИТОГО:

72

Кадровые условия

Педагогический работник – 2 человека (высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы; дополнительное образование: курсы повышения квалификации в соответствии с профилем программы).

Обеспеченность методическими материалами и средствами

Наименование дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования

Дополнительная общеразвивающая программа  дошкольного образования  «Занимательная математика»

Программно-методическое обеспечение программы, средства обучения

Парциальная программа с указанием выходных данных

Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И.Логинова. Т.И.Бабаева и др. Детство-Пресс. 2010 г.

Методическое обеспечение (учебно-методические пособия, практические пособия и т.д.)

с указанием выходных данных

Логика и математика для дошкольников. Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. «Детство-Пресс». 2006 г.

Дошкольник 6-7 лет в детском саду. Детство-Пресс. 2007 г.

Математика – это интересно. З.А.Михайлова. 2006 г.

Учебно-наглядные пособия

с указанием выходных данных

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. «Детство-Пресс». 2001 г.

Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

Игровой обучающий комплекс «Коврограф Ларчик». ООО «РИВ» («Развивающие игры Воскобовича»), 2010 г.

Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры

с указанием выходных данных

1. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Мозаика–Синтез. 2009 г.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей. Венгер Л.А.

3. Как работать с палочками Кюизенера. Л.Д.Комарова. М.: 2008 г.

4. Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии.

5. Комплект “Ступеньки к школе”. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа. 2000 г.

Материально - техническое обеспечение

Вид помещения

Оснащение помещения

Материалы для непосредственной работы с детьми

Группа

Детские  столы  -6 шт.

Детские стульчики -26 шт.

Сказочные персонажи

Магнитофон

Игровые альбомы

Цветные карандаши, маркеры, альбомы, ножницы

Инструкции, игровые задания, альбомы фигурок для игр с палочками Кюизенера. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова

  1. Учебно – методическое пособие; научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
  2. Материалы из опыта работы:
  • Схемы;
  • Информационные карты.
  1.  Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
  • Цветные счетные палочки Кюизинера;
  • Логические блоки Дьенеша;
  • Игровые альбомы: «Праздник в стране блоков», «Вместе весело играть», «Поиск затонувшего клада», «Давайте вместе поиграем»;
  • Карточки для кодирования и декодирования;
  1. Интерактивна доска.

4.Система педагогической диагностики (мониторинга) достижений детьми планируемых  результатов освоения Программы

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности.

Педагогическая диагностика достижений ребенка  в рамках освоения Программы направлена на изучение:

- Знает цифры от 1-10 и умеет считать (количественный и порядковый счет до 10 и обратный счет);

- Обследует фигуры, выделяя их по основным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

- Умеют сравнивать три свойства фигур (форма, размер, цвет);

- Активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;

- Определяет направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз). Знает правую и левую руку. Понимают временных отношений (сначала, потом, до, после, раньше, позже).

Принципы педагогической диагностики

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает (для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга).

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Методы проведения педагогической диагностики

Формализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация.

Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении диагностики участвуют педагоги.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:

низкий уровень – ребёнок не может выполнить все параметры оценки;

средний уровень – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

высокий уровень – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.

Протокол  педагогической диагностики заполняются дважды в год (в сентябре и мае).

Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования

«Занимательная математика»

Дата:________

Педагог:_________

Ф.И. ребенка

Знает цифры от 1-10 и умеет считать (количественный и порядковый счет до 10)

Обследует фигуры, выделяя их по основным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Умеют сравнивать три свойства фигур (форма, размер, цвет)

Активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу

Определяет направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз). Знает правую и левую руку

Итог

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

1 балл – (низкий уровень) большинство компонентов недостаточно развиты

2 балла – (средний уровень) отдельные компоненты не развиты

3 балла – (высокий уровень) соответствует возрасту

5. Список литературы

  1. Логика и математика для дошкольников. Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. “Детство-Пресс”. 2006 г
  2. Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И.Логинова. Т.И.Бабаева и др. Детство-Пресс. 2010 г.
  3. Как работать с палочками Кюизенера. Л.Д.Комарова. М.: 2008 г.
  4. Дошкольник 6-7лет в детском саду. Детство-Пресс. 2007 г.
  5. Математика – это интересно. З.А.Михайлова. 2006 г.
  6. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Мозаика–Синтез. 2009 г.
  7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей. Венгер Л.А.
  8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. “Детство-Пресс”. 2001 г.
  9. Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
  10. Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии.
  11. Комплект “Ступеньки к школе”. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа. 2000 г.

«Учимся находить одинаковые фигуры», «Азбука счета», «Цвет», «Учимся находить противоположности», «Развиваем логическое мышление и память».

МАДОУ г. Нижневартовска  ДС

 № 25 «Семицветик»

Дополнительная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «Сказки Фиолетового леса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинк к программе дополнительного образования о развитию логико – математических способностей у детей «Сказки филетового леса»

Критерии и уровни освоения программы дополнительного  образования о развитию логико – математических способностей  у детей «Сказки филетового леса»...

Программа дополнительного образования по развитию логико -математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих сила...

Программа дополнительного образования по развитию логико- математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"

Развитие логико - математических способностей у детей 4-7 лет посредством развивающих игр В.В.Воскобовича....

Программа дополнительного образования по развитию логико- математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"

Цель методики " Сказки Фиолетового Леса" - развитие познавательно - творческих способностей детей 5-7 лет в условиях организации этого процесса в игровой форме....

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»...

Программа по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика».

Программа по дополнительной услуге по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика»....

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста...