Мастер-класс Тема: « Использование даров Фребеля в работе с детьми по развитию математических способностей».
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Боканова Наталья Ивановна

Этот мастер-класс показывает как работать с игровым набором "Дары Фребеля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ispolzovanie_darovfrebelya.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: « Использование даров Фребеля в работе с детьми по развитию математических способностей».

Цели: познакомить педагогов с методами и приемами развития математических способностей детей посредством использования Даров Фребеля.

Задачи:

- Научить работать с отдельными комплектами «Дары Фребеля»;

- сформировать представление о возможностях применения пособия «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

- вызвать у участников мастер-класса интерес к этой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

Оборудование: методический комплект «Дары Фребеля»

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом, который приобрела, используя в работе с детьми методический комплект «Дары Фребеля».

- Почему дар, спросите Вы?

-  Да потому,  что Фребель подарил детям не просто кубики, шары и  прочий материал для развлечения. Каждый модуль нес особую идею развития в соответствии с организованной деятельностью ребенка. Его дары остаются уникальным инструментом и игрушками детей,  и по сей день.

  Наряду с традиционными методами и приемами обучения и развития детей активно использую методику Фребеля, в основе которой лежит проектная деятельность.

 Моя проблемная тема « Повышение уровня математических способностей дошкольников посредством применения игрового набора Фребеля.

Я как педагог в этом процессе не являюсь основным источником информации, а лишь направляю и облегчаю процесс познания, где субъектом познания становится, конечно, ребенок.

Сегодня я Вас хочу познакомить с одним из элементов «Дары Фребеля». Это объемные фигуры.  Шар, куб, цилиндр – скажите, что объединяют эти слова? Вы догадались? Тела, фигуры.

- А какие предположения вызывают эти символы? (ответы).Попытайтесь х обследовать.

Хорошо, формы воспринимаем не только памятью, но и сенсорным восприятием, чувствами, миропониманием. Можно сказать, что шар – это символ движения, бесконечности, как вы думаете, чем сможно сравнить его? (С землей, луной, орбитой). Правильно.

Куб – противоположность шара – символ чего?   Да, покоя, стабильности. На что похож куб?

Цилиндр – совмещает свойства и шара и куба. Он устойчив. На что похож цилиндр? (на цистерны, корпус ракеты, бочка).

- А теперь давайте рассмотрим эти фигуры с разных сторон и положений. Возьмите фигуры, заметьте, все фребельские дары разработаны согласно одного правила, т.е. один и тот же предмет с разных положений может видится по-разному. Докажите, исходя из тех позиций о которых мы поговорили. Так что же это будет? Эта будет тень или проекция. Подставьте свои фигуры. Проверьте, с какими геометрическими фигурами сходны.

Идея даров сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.

А так ли это?  Может ли вы ошиблись? Проверяем .Моя задача на занятиях научить детей сомневаться. Задавать вопросы, искать пути их решения.

Переходя от одного дара к другому, сопровождаю их сравнением, выделением общих свойств и качеств.

Возьмите карточки.  Рассмотрите их. Какую сложность вызывают эти логические цепочки ваши суждения? (последовательность) Можно ли научит ребенка понимать зависимость или алгоритмы?

Сейчас вам нужно слева направо выложить алгоритм из геометрических фигур согласно карточке-схеме.

Теперь, когда мы научились работать с карточками. Я вас научу читать кодированную информацию. Посмотрите, в каждой карточке есть запрещенный знак, который нельзя использовать. Это может быть геометрическая фигура, а может быть цвет.

- Назовите, свой запрещенный знак.

Выложите каждый алгоритм своей цепочки , не используя этот знак. Очень хорошо.

Идея даров сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцции методики изучения формы.

Система Фребеля достаточно зарегламентирована сухая. И слишком щепетильная. В тоже время она содержит ценные дидактические элементы, применение которых в сочетании с другими методиками способствуют развитию мыслительных процессов, любознательности, креативности.

Давайте попытаемся выстроить лесенку последователей методик разных авторов. Которые были разработаны на основе идей Фребеля: Монтесссори, Никитин, Воскобович, Дьеныш.

Найдем достоинства и недостатки Фребельской системы

Недостатки:

  1. Жесткое регламентирование деятельности ребенка;
  2. при огромном объеме обучающего материала недостаточно высокие результаты;
  3. недостаточное развитие самостоятельности

 Достоинства:

  1. Абстрактность, уникальность, высокая эффективность, возможность использовать  при подготовке  к школе как одно из ведущих средств.
  2. Методический комплект «Дары Ф. Фребеля» как и другие развивающие технологии повышения уровня математических способностей  детей, являются орудием профессионального труда и инструментом познавательной деятельности ребенка.
  1. 3.игры – занятия  с дарами позволили детям овладеть способами действий для повышения уровня математических способностей. Помогли в накоплении чувственного опыта, развития желания овладеть числами, счетом, измерением, простейшими вычислениями.

Надеюсь, что методика Фребеля будет полезна детям, родителям, а такжеВам, педагогам, особенно тем, кто занимается с дарами Фребеля. Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".

В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....

Мастер-класс на тему:"Использование техники "Квилинг" в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Основной темой моего самообразования является тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". В целях продолжения работы по теме решила использовать технику "квилинг...

Мастер-класс на тему «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР».

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются реч...

Мастер – класс на тему: «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Мастер-класс на тему «Использование QR-технологии в работе с детьми и родителями»

Актуальность: использование QR кодов в образовательном процессе обеспечивает наглядность, интерактивность, а главное мобильность, что способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей об...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование кейс – технологий в работе с детьми по развитию экологической грамотности»

В наших руках есть возможность создать в детском саду атмосферу доброжелательности, творчества и позитива. Через новые методы работы, применив свои умения и знания, научить детей неординарно мысл...

Мастер-класс на тему «Использование QR-технологии в работе с детьми и родителями»

   QR-код — это особый вид штрих-кода, в котором с помощью пикселей зашифрован некоторый объем информации. Форма QR приспособлена для записи большого объёма информации, с ц...