Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
материал по математике

Андреева Ольга Юрьевна

В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_didakticheskie.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные дидактические пособия                                                                   как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

Актуальность

Дети дошкольного возраста, как правило, проявляют гораздо больший интерес к обычным бытовым мелочам, например, к крышкам. А что чаще всего мы делаем с крышками, когда выпиваем напиток из бутылки? Выбрасываем вместе с тарой. И совершенно зря! Ведь это благодатный материал для развития наших детей. Достаточно проявить немного фантазии, и ребенку можно предложить множество увлекательных занятий.

Такие игры хороши тем, что дети удовлетворяют свой интерес к предметам и за время игры можно узнать для себя что-то новое, освоить новый способ взаимодействия с предметом. Чтобы увлечь такими играми ребенка, зачастую требуются совсем незначительные дополнительные усилия (а порой не требуются вовсе). К тому же еще одним плюсом применения бытовых мелочей в играх является отсутствие денежных затрат. А польза от таких занятий огромна.

Игры с крышками от пластиковых бутылок способствуют развитию: мелкой моторики; координации; пространственного мышления, сенсорных ощущений, творческого воображения, внимания, памяти, фантазии.

Для создания данного дидактического пособия мне понадобились крышки разных цветов, которые собирали всей группой, прозрачные коробки для хранения крышек, большой пластиковый бокс для хранения карточек с заданиями. Карточки с заданиями я распечатала на принтере и заламинировала для большей прочности и долговечности. Картотека заданий достаточно большая и здесь можно найти карточки для занятий с детьми от младшего до старшего возраста.

Это пособие можно использовать как для работы с группой детей, так и для индивидуальной работы, также дети, по желанию, могут самостоятельно заниматься по данному пособию.

Задачи

Использованию данного пособия на занятиях по ФЭМП, позволяет решать многие задачи, например, такие:

- закрепление понятия «равенство – неравенство», умение правильно использовать знаки «больше», «меньше» и «равно»;

- закрепление умения ориентироваться в пространстве (на листе бумаги), повторение понятий «слева», «справа», «между», «наверху», «внизу» «в центре»;

- закрепление количественного и порядкового счета в пределах 10; - закрепление представлений о составе чисел;

- закрепление смысла действий: «сложение» и «вычитание», взаимосвязь целого и частей;

- совершенствование умения сравнивать предметы по длине.

Демонстрация пособия с объяснением каждого задания и уточнением задачи, которую оно решает.

Можно не ограничивать свою деятельность с детьми только карточками, предложенными в данном пособии. Вот такие варианты предлагаю для занятий с детьми с использованием только крышек разного цвета и размера.

Варианты игровых заданий, не вошедших в пособие

  • «Найди домик для крышек», «Мамины помощники»: разложить крышки в контейнеры соответствующего цвета.
  • Выкладывание дорожек разной длины, ширины
  • Выкладывание разных по цвету дорожек.
  • «Разноцветная башня»

- собирание башенок различной высоты одного цвета и разных по цвету.

- из 6 крышек составь 2 (3) башни разной высоты;

- составь З башни красного, желтого и зеленого цвета так, чтобы желтая башня была выше красной, но ниже зеленой;

- красная башня выше желтой, а желтая выше зеленой — составь башни;

- составь башню из 4 крышек — красной, желтой, синей и зеленой, где красная крышка будет находиться не в самом верху, не в самом низу и не рядом с желтой; желтая — наверху, а синяя — между красной и желтой и т.п.

  • Выкладывание из крышек простых геометрических фигур (круг, квадрат и пр.), в старшем возрасте — букв, цифр.
  • Показать детям рисунок или схему на некоторое время, по истечении которого дети по памяти выкладывают изображение;
  • Игры «Сделай такой же», «Повтори узор». Выкладывание узора по образцу.

Вывод

Как показала практика, данное пособие очень полюбилось детям, я и дети с удовольствием используем игру не только на занятии по ФЭМП, но и в свободное время. Также хочу добавить, что крышки – это такой материал, который дает простор фантазии в их применении. У нас в группе мы используем крышки на занятиях по конструированию, изобразительной деятельности, лепке. Крышки находятся в свободном доступе, и дети часто находят им применение в своих сюжетно – ролевых играх.

Надеюсь, что мой опыт был полезен и интересен вам. Советую также присмотреться к данному нетрадиционному материалу и внедрить его в свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые ситуации как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет.

Игровые ситуации всегда нужны и важны при организации образовательной деятельности с воспитанниками среднего возраста.  Отрабатывать счет предметов, развивать мыслительные процессы детей, познова...

«Дидактическое пособие «Фигурки» как средство формирования элементарных математических представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста»

Работая учителем – дефектологом в детском саду и понимая, что воспитанники с ОВЗ нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной прогр...

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников   Палочки Кюизенера — это набор счетных палочек, которые еще называют «чис...

Дидактическое пособие для воспитателей ДОО «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийДля ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для ни...