Доклад из опыта работы «Интеграция образовательных ресурсов в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
статья по математике

Носова Юлия Викторовна

Данный материал может оказаться полезным педагогам ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей № 21 «Искорка»

Доклад из опыта работы

«Интеграция образовательных ресурсов в процессе формирования элементарных математических представлений

 у детей дошкольного возраста»

Докладчик Носова Ю.В. воспитатель I квалификационной категории

Накопление знаний в дошкольном возрасте имеет очень быстрые темпы, одновременно с этим формируется речь и совершенствуются познавательные процессы. Для успешного формирования навыков овладения учебной деятельностью детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет интеллектуальное развитие. Как показывает практика,  дошкольники, имеющие развитый интеллект, более уверенны в собственных силах, быстрее осваивают и запоминают новый материал, и имеют большее желание учиться. Важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника - это развитие элементарных математических представлений.

На сегодняшний день в распоряжении педагога ДОУ имеются различные образовательные ресурсы, которые условно можно разделить на две категории:

  • информационные – это образовательные программы, методическое обеспечение (методики проведения занятий, организации самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности детей с воспитателем), конспекты занятий и дидактических игр, причем эти ресурсы могут быть представлены как в традиционном виде на бумажных носителях, так и в новом цифровом формате;
  • материальные – это предметно-развивающая среда группы, наглядные пособия, демонстрационные материалы, раздаточные материалы, настольно-печатные  и всевозможные развивающие игры, такие как конструктор, строительные наборы, мозаика и т.д., тетради и бланки игровых заданий на печатной основе, так же к этой категории можно отнести оборудование для демонстрации презентаций и музыкальную аппаратуру.

Имея в своем распоряжении такой обширный набор ресурсов,  задачей современного воспитателя становится организация образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений таким образом, чтобы интерес детей естественным путем вытекал из привлекательной, ненавязчивой подачи материала.  

При подготовке к занятию педагогу следует учитывать дидактические принципы научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям. Хочу обратить внимание на принцип связи с жизнью: зачастую представленные в традиционных методических пособиях конспекты занятий предлагают пригласить в гости, например Петрушку или посчитать, сколько галош понадобится, чтобы обуть всех героев. В данном случае я считаю уместным заменить устаревшего героя современным, позвать не Петрушку, а например, Фиксика, а галоши заменить кроссовками. Наглядный и раздаточный материалы следует подбирать в соответствии с темой недели, допустим в ходе тематической недели «Фрукты» будет оправданно выбрать изображения фруктовых деревьев и их плодов. Все материалы должны быть эстетичны, но не перегружены деталями, так как излишняя броскость, может отвлекать ребенка от основной темы.

Для организации индивидуальной работы я использую тетради на печатной основе Д. Денисовой и Е.В. Колесниковой, так на сегодняшний день среди представленного на рынке многообразия рабочих тетрадей, лично мне они кажутся наиболее подходящим вариантом.

Особое место в процессе формирования элементарных математических представлений мною отводится дидактической игре. Этому есть ряд причин, но главное то, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет решать ряд обучающих задач в самом что ни на есть естественном для ребенка формате.  В  ходе дидактической игры перед дошкольником встает задача полученные на занятиях теоретические  знания применить на практике, и тем самым они становятся личным опытом ребенка, его собственным достоянием.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством, поэтому к организации предметно-развивающей среды группы я подхожу ответственно,  с учетом возрастных особенностей детей и стоящими передо мной  на данный момент образовательными задачами.  Приложенные мною усилия по организации в группе математического уголка себя полностью оправдали, обеспечив целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности. Ключевым  моментом здесь является поддержание сформированного интереса путем наполнения уголка различными играми и пособиями, как традиционными, так и актуальными новыми инструментами, такими, как, например,  лэпбуки.

Работа с родителями мною строится по принципу сотрудничества на основе диалога, в текущем порядке проводятся индивидуальные консультации, на стендах размещается актуальная информация в соответствии с изучаемой темой, рекомендуются образовательные интернет-ресурсы.

Основываясь на своем опыте работы, я могу утверждать, что формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – это процесс, требующий последовательного системного подхода. Только при  грамотном  и гармоничном  управлении педагогом всем комплексом образовательных ресурсов, находящимся в его распоряжении  возможно

успешное приобретение  детьми необходимых знаний и умений.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенк...

Роль дидактических игр в процессе развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в п...

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста...

Презентация: "Формирование элементарных математических способностей детей дошкольного возраста в дидактической игре".

Определение   дидактической  игры, её структура и значения для детей дошкольного возраста....

Доклад из опыта работы Гаранжа Г.Б. по теме «Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр»

В докладе представлен опыт работы педагога по использованию дидактических игр в формировании математических предствалений у дошкольников....

«Интеграция образовательных областей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Интеграция образовательных областей в процессе формирования элементарных математических представлений   у детей старшего дошкольного возраста»...