НОД по ФЭМП в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кузьмина Ирина Михайловна

НОД по ФЭМП в старшей группе. "Путешествие по сказке "Репка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский  сад                     села Звонаревка Марксовского района Саратовской области

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП

на тему: «Путешествие по сказке «Репка»» для детей старшей группы.

Составила: Кузьмина И.М. воспитатель 1 категории, группа №3 «Ромашка».

с.Звонаревка

2018

Цель: активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей, обогащать словарный запас, поддерживать интерес к сказке, способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Задачи:

1. Образовательная

• Закреплять навыки счета  в  пределах 6, умение образовывать число 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

• Продолжать развивать умение сравнивать до пяти предметов по высоте и раскладывать их в убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: высокий, ниже, еще ниже …. самый низкий (и наоборот)

• Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (Красная дорожка длиннее и шире зеленой дорожки, а зеленая дорожка короче и уже красной дорожки).

• Расширять представления о деятельности детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

• Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве при помощи слов над, под, слева, справа, на, в середине, между.

•. Закреплять знания детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

 • Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.

2. Развивающая:

• Продолжать развивать связную речь детей, обогащать их словарь.

• Развивать память, сообразительность.

• Развивать двигательные навыки, мелкую моторику рук, координацию движений.

3. Воспитательная:

• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

• Воспитывать интерес к математике.

• Воспитывать любознательность.

• Воспитывать умение работать в коллективе.

Демонстрационный материал: Настольный театр «Репка»: репка, дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка. Фигуры для магнитной доски:  5 елочек разной высоты, , 5 грибочков разной величины, дерево рябины, дети под зонтиком, заяц,, ежик, туча, туча дождевая, птицы, две полоски – длинная, широкая  красная и короткая, узкая  зеленая.  На белом листе А4 приклеенные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.

Раздаточный материал:

Геометрические фигуры, по 2 полоски – длинная, широкая  красная и короткая, узкая  зеленая.

Образовательные  области.

Познание: ФЭМП

Социально-коммуникативное: развивать речь, мышление детей, учить работать в коллективе - дидактические игры «Посчитай и сравни елочки с грибочками», «Сравни дорожки», «Когда это бывает? », «Составьте картинку».

Физическое: физ. минутка.

Художественно-эстетическое: учить составлять коллективную композицию «Составьте картинку».

Речевое: чтение сказки «Репка» в стихотворной форме, загадки про части суток.

Словарная работа: закрепить понятия «одинаково», «столько же, сколько и… », «геометрические фигуры», «части суток».

Индивидуальная работа: «Сравни елочки и грибочки» (Илья,Марина ). «Составь картинку» (Марина,  Илья, Ульяна, Маша, Даша, Расим).

Методические приемы: работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная и коллективная работы, дидактические игры, занимательные загадки, вопросы, анализ.

Предварительная работа: Рассказывание сказки «Репка». Рассматривание серию картинок «Режим дня», Д/и(количество) :«Посчитай, сколько», «Найди на один больше(меньше)»;  (величина): «Матрешки», «Сломанная лестница»; (форма): «Назови предмет такой же формы»; (ориентировка в пространстве): «Составь узор»; (ориентировка во времени»: «Назови соседей», «Когда это бывает».

Ход НОД.

Воспитатель: В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,а теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся, и на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем, путешествовать  начнем.

Ребята, в вы любите сказки? (….). Сегодня мы с вами окажемся в гостях у сказки. Давайте встанем в круг. (Все встают в круг).

Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся.

Глаза закроем, скажем: «Ах! », и окажемся в гостях…

В гостях мы окажемся у сказки, название которой вы должны угадать:

Что за сказка: кошка, внучка, мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали, корнеплоды собирали? ( «Репка! »). 

E:\На конкурс\НОД математика в театр.деят. 31.10.18г\2019-02-08 07-02-48.JPG

Правильно, а теперь давайте тихонько сядем на стульчики и будем наблюдать за нашей сказкой. (Садятся на стульчики)

Воспитатель:

Бабка с Дедкой дружно жили, вместе репку посадили.

Выросла она большая, Вот такая! (на столе появляется репка)

Высотой – до крыши дома! Шириной – с пол огорода!

Репка скоро созревает, а как вытащить не знают!

Осенила мысль тут Дедку, (на столе появляется Дед)

-Я за хвостик дерну репку! Ухватился Дед за репку.

Тянет-потянет… вытянуть не может!

-Бабка! Брось свои блины, и скорее выходи,

Дернуть репку помоги! ( Появляется Бабка)

Бабка: Пусть поиграют со мной ребята, потом я тебе, дед, помогу.

Воспитатель: Ребята, поиграем с Бабкой? (Поиграем)

Бабка: Хочу послушать, знают ли ребята части суток.

Воспитатель: Я буду вам читать стишки про части суток, а вы будете угадывать, когда это бывает.

E:\На конкурс\НОД математика в театр.деят. 31.10.18г\2019-02-08 07-04-16.JPG

Дети просыпаются,

В детский садик собираются.

Делают все по порядку: занимаются зарядкой, завтракают и играют,

Все растенья поливают. (Утром) 

Гуляем и играем, все игрушки собираем.

Повар сделал нам котлет, приглашает на обед. (Днем)

 Солнышко садится, всех зовет угомониться.

Хочет посмотреть в тиши, «Спокойной ночи, малыши». (Вечером)

Дети спят в кроватке, снятся сны им, сладки, сладки.

Звезды светят им в тиши, спите крепко, малыши. (Ночью) 

Бабка: Ой, какие молодцы! Так уж и быть, помогу Дедушке тянуть Репку.

Воспитатель:  Бабка за Дедку, Дедка за Репку. Тянут-потянут… вытянуть не могут!

Внучка наша любит кашу, бабку слушается, Дедку, нам поможет дернуть Репку! (Появляется Внучка)

Внучка: Я помогу Дедушке с Бабушкой, но только вначале ребята должны помочь мне. Пойдем в лес, поможете мне грибы собрать.

Воспитатель: Поможем, ребята? (Поможем)

Внучка: Посмотрите, ребята, сколько елочек в лесу (на доске выставляются елочки).Полина сколько елочек в лесу? ( шесть). А они одинаковые или разные? (Разные). А по какому признаку они отличаются, Полина.? (По высоте). Покажи мне самую высокую елочку. А теперь самую низкую елочку. Разложи елочки в убывающем порядке и сравни их.(Высокая, ниже, еще ниже…, самая низкая)  Правильно. Посмотрите, под елочками выросли грибочки (под каждой елочкой по одному грибочку –( 5) . Посмотрите грибочки одинаковые, Илья.? (Нет). Чем они отличаются? (Размерами). Марина. покажи самый большой гриб. А теперь самый маленький гриб. А чего больше: елочек или грибочков? (Елочек). Сколько елочек и сколько грибочков, Полина? (6 елочек, 5 грибочка). А что нужно сделать, чтобы было одинаково? (Прибавить или убавить 1 грибочек). Молодцы, ребята, помогли мне в лес за грибами сходить. Теперь я помогу Бабушке и Дедушке.

E:\На конкурс\НОД математика в театр.деят. 31.10.18г\2018-10-31 07-02-49.JPG

Воспитатель: Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку.

Тянут-потянут… вытянуть не могут!

Жучка! Ну-ка помогай! Зря хвостом тут не виляй!

Лучше уж зубами Внучку, за подол скорей хватай! (на столе появляется Жучка)

Жучка: Я обязательно вам помогу, но только после того, как мне ребята помогут составить картину на доске. Поможете? (Поможем).

Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас превратится в художника и мы создадим картину (ребята на магнитной доске  выкладывают фигуры). Марина, в середине нашей картины растет рябина. Настя, сверху слева дождевая туча. Илья, над рябиной летят птицы. Ульяна,  справа от рябины  сидит заяц.  Полина, между рябиной  и зайцем ползет ежик. Даша, слева от рябины идут дети, Расим, под рябиной корзинка. Марина, на корзину упал листок. Молодцы, ребята. Красивая картина получилась. Теперь очередь Жучки помогать тянуть репку.

E:\На конкурс\НОД математика в театр.деят. 31.10.18г\2019-02-08 07-10-07.JPG

Воспитатель: Только вначале немного передохнем.

Физкультминутка.

 Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз

«Геометрические фигуры»

Вот фигуры - непоседы, любят в прятки поиграть.

Так давайте их, ребята, будем глазками искать.

Дружно глянем все налево. Что там? Это же … квадрат.

Не уйти тебе проказник, от пытливых глаз ребят.

На четырех углах квадрат шагает, прямо как солдат.         Дети шагают на месте.

Теперь вправо посмотрите, узнаете? Это – … круг.

И тебя мы отыскали. Нас встречай, любимый друг.

Вокруг себя мы повернемся и на место вмиг вернемся.       Дети кружатся на месте.

Кто так высоко забрался, чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай,       Дети прыгают с поднятыми

До овала доставай!                  вверх руками.

Вниз глазами поведем, треугольник там найдем.

И на корточки присядем. Хорошо фигуры знаем!             Дети приседают.

           E:\На конкурс\НОД математика в театр.деят. 31.10.18г\2019-02-08 07-12-21.JPG

Воспитатель: Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку.

Тянут-потянут… вытянуть не могут!

Ну-ка Кошка, слезь с печи, хватит греть свои бока,

Да лизать сметану зря. Дернуть репку помоги! (на столе появляется Кошка).

Кошка: Я пока к вам бежала, бусы свои рассыпала. Помогите мне их собрать, пожалуйста, потом и я вам помогу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на подносах лежат геометрические фигуры, вот из них мы и выложим бусы для Кошки. Вы внимательно слушайте, какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на столе, (дети выкладывают бусы, после, сравнивают с образцом: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.)

E:\На конкурс\НОД математика в театр.деят. 31.10.18г\2019-02-08 07-16-13.JPG

Кошка: Ну что ж с этим заданием вы справились. Молодцы!

Воспитатель: Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут… вытянуть не могут!

Мышка! Хоть ты и мала, это, право, не беда,

Помощь всякая нужна! Ну-ка Мышка, не зевай,

Репку дернуть помогай! ( «прибегает» Мышка)

Мышка: Я обязательно помогу, только вы помогите вначале мне добраться до вас. По какой дорожке я добегу быстрее, по короткой или по длинной? (По короткой) (На магнитной доске выставляются 2 полоски: красная длинная, широкая и зеленая короткая. узкая.) . А какая из этих полосок длинная, какая из них короткая? (Зеленая короткая, узкая а, красная – длинная, широкая). 

E:\На конкурс\НОД математика в театр.деят. 31.10.18г\2019-02-08 07-14-01.JPG

 Мышка: Спасибо, ребята!

Воспитатель: Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. Тянут-потянут… Вытянули репку!

Вместе репку все тащили,Только дружбой победили!

Воспитатель: Ребята, сколько друзей помогали Дедушке тащить репку? ( 5).  Настя , которой по счету пришла бабушка на помощь Дедушке? (Первой).  Илья, которой по счету была  помощница внучка? (Второй).Марина, которой по счету была последняя помощница мышка? (Пятой) Правильно, молодцы!

Релаксация( Рефлексия)Ребята, в какой сказке мы с вами побывали сегодня? Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Что мы делали? Чье задание было для вас легким? А чье задание было сложным? Дедушка сам один смог вытащить репку? Что помогло вытащить репку? (Дружба).  Дедушка хочет вас поблагодарить за помощь, ведь вы помогали его друзьям, а они помогали ему.

Дед: За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался.

Подарок свой всем сейчас подарю. (Дарит репку). 

 Воспитатель: Ребята, нам пора из сказки возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими героями. Скажем им дружно: «До свидания!»

Ребята, а репка то у нас не простая, волшебная. Никак не могу ее поднять. Ну-ка дружно друг за другом встанем. Тянем- потянем – вытянули репку.( В репке находятся яблоки, воспитатель угощает детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10» Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Возрастная группа: старшая

Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...

Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФЭМП. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"...

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год (Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2017 г. – 80 с.)

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год(Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Счёт в пределах 1-10».(Старшая группа.)

Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»Закреплять представления о ч...