Тема: "Сравнение по высоте. Понятия высокий, средний, низкий"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

камкина марина викторовна

Конспект занятия по математике в старшей группе для детей с ЗПР по теме: "Сравнение по высоте. Понятия высокий, средний, низкий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_detmi_sredne.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике с  детьми старшего возраста:

 Тема: "Сравнение по высоте. Понятия высокий, средний, низкий".

Цель: Учить сравнивать предметы по высоте, пользоваться схемой при выполнении задания по конструированию из строительного материала.

Задачи: 

1. Формировать у детей представления о параметрах величины - высоте. Вводить в активный словарь ребенка слова высокий, средний, низкий.

2. Закрепить умение видеть форму в окружающих предметах. Соотносить её с сенсорным эталоном, использовать в активной речи слова круглый, квадратный, треугольный.

3. Продолжать отрабатывать количественный и порядковый счет до 5, закреплять умение соотносить заданное количество от 1 до 5 с количеством пальцев.

4. Развивать мыслительные операции сравнения, группировки, обобщения.

5. Продолжать работу над развитием координации речи и движений, мелкой моторики, зрительной гимнастики.

6. Продолжить работу по обогащению и развитию активного и пассивного словаря, совершенствованию связной речи.

7. Воспитывать учебные навыки: умение внимательно слушать задание, аккуратно пользоваться раздаточным материалом, карандашами; слушать, не перебивая, ответы сверстников.

Материалы к занятию.

Демонстрационный:

  • 3 схемы домов разной высоты;
  • 3 комплекта строительного набора разного уровня сложности;
  • 3 сухих бассейна;
  • 2 картины несуществующих животных.

Раздаточный:

  • карты из геометрического лото с образцом - сенсорным эталоном в правом верхнем углу;
  • 3 набора предметных картинок определенной геометрической формы (круглой, квадратной, треугольной);
  • 3 матрешки разной величины, для которых будут строится дома;
  • наборы предметных картинок животных для игры "Несуществующее животное";
  • задания на листочках (домики разной высоты), которые дети будут раскрашивать в конце занятия;
  • стаканчики с цветными карандашами.

Ход занятия.

1. Вступительный момент.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы хорошо занимаетесь: играете, рисуете, отвечаете. Покажите нашим гостям какие вы молодцы.

2. Формирование представлений о параметрах величины (высоте). Развитие невербального мышления (конструирование из строительного материала).

- Сегодня к вам пришли ваши любимые игрушки. Подойдите к сухому бассейну и поищите их там.

(Дети подходят к сухому бассейну и достают оттуда 3-х маленьких матрешек.)

- Кого вы нашли с бассейне? Правильно, маленьких матрешек. А теперь, зажмурьте глаза и отвернитесь. Когда зазвенит колокольчик, вы повернетесь и увидите, что произошло.

(Дети отворачиваются, поворачиваются по сигналу колокольчика. В это время педагог заменяет маленьких матрешек большими.)

- Посмотрите, произошло чудо. Наши матрешки выросли. Это три сестрички: Маша, Даша и Аленка.

- Давайте их сравним. Они одинаковые или разные?

- Кто самая большая?

-Кто поменьше? (средняя)

-Кто самая маленькая?

-Давайте построим их по порядку. Самую большую, Машу, мы дадим Милане. Среднюю, Дашу - Богдану. А самую маленькую, Алёнку - Мише.

Ребенок получает матрешку и еще раз называет ее  размер.

(Дети расставляют матрешек по росту).

- Ребята, а какое сейчас время года?

- Правильно осень. А какое время года наступит после осени?

- Верно, зима. На улице будет очень холодно, морозно, нашим матрешкам понадобятся теплые дома. И сейчас мы будем строить дома для наших матрешек. Сейчас каждый из вас получит схему, по которой будет строить дом для своей матрешки.

(Педагог раздает детям схемы, наборы строительного материала и подставки, на которых дети будут строить. По ходу выполнения задания педагог подходит к детям, оказывает необходимую помощь).

После того, как дома построены, педагог располагает их в один ряд и предлагает детям сравнить постройки.

- Посмотрите внимательно на ваши постройки. Ваши домики получились одинаковые или разные?

- Посмотрите на этот дом. Он получился самый высокий. Как вы думаете, кто из матрешек будет жить в этом доме?

- Правильно. Маша. Она самая большая и ей нужен самый высокий дом.

- Милана, поставь свою матрешку в дом, проверь, поместится ли она в домике.

- А теперь посмотрим на этот дом. Он получился выше или ниже, чем первый? Правильно, пониже.

- Кто будет жить в нем? Правильно, Даша.

- Возьми, Богдан, свою матрешку и поставь ее в этот домик.

- А теперь посмотрите на этот домик. Какой он получился по высоте? Правильно, самый низкий. Кто будет жить в нем? Наша маленькая Аленка.

- Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились. Теперь нашим  матрешкам не страшна дажее очень холодная зима. Им будет тепло в домиках.

- Давайте вспомним в каком домике будет жить Маша?

(Педагог добивается от детей правильного называния: высокий, пониже, самый низкий).

- В высоком.

- А Даша?

-В среднем, который пониже.

- А Аленка?

- В самом низком.

3. Закрепление умения видеть форму в окружающих предметах, соотнесение с сенсорным эталоном. Употребление понятий круглый, квадратный, треугольный в активной речи детей.

- А теперь мы немножко отдохнем. вспомним наша любимые игры. Итак, осенью часто идут дожди и мы с вами превратимся в маленькие капельки дождя.

(Подвижная игра на координацию речи и движения "Дождик")

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом-

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскроем,

От дождя себя укроем.)

- Дождик закончился, поднялся ветерок.

(Подвижная игра "Ветерок")

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Дети ниже, ниже, ниже).

- Вы немножко отдохнули, молодцы. Матрешкам очень понравились ваши домики.

- А теперь давайте сделаем красивые коврики, чтобы матрешки  украсили ими свои дома.

- Сейчас каждый получит карту.         

(Педагог раздает детям конверты. Для каждого ребенка карта из геометрического лото).

В правом верхнем углу карты нарисована фигура.

- Какая у тебя фигура, Милана?

- А у тебя Богдан?

А у тебя Миша?

- Молодцы, вы правильно назвали свои фигуры.

- А теперь, внимание, у меня в руках маленькие карточки, на которых нарисованы предметы разной формы. Если предмет круглой формы, эту карточку возьмет Милана и украсит свой коврик.

- Если предмет квадратной формы, эту карточку возьмет Богдан.

(Педагог показывает карточки детям. Они, ориентируясь на сенсорный эталон (фигуру в таблице) забирают её и заполняют пустые клетки. Дети выкладывают свои карточки в один ряд).

- Ну вот. Вы справились и с этим заданием. Теперь положите карточки в ряд и назовите их.

- Какую форму имеют твои предметы, Милана? (круглую)

- А твои, Богдан? (квадратную)

- А твои, Миша? (треугольную)

- А теперь сосчитайте, сколько карточек у вас получилось?

- Сколько останется карточек, если одну убрать?

- Правильно, 4. Покажите это количество на пальцах.

- А если убрать еще одну?

- Правильно, 3.

(Отрабатывается количественный счет до 5. Соотнесение заданного количества с количеством пальцев).

- Молодцы. Вы хорошо умеете считать. Теперь положите карточки обратно в таблицу. Мы отнесем наши коврики матрешкам. Пусть в их домиках будет красиво и уютно.

4. Развитие словесно-логического мышления, связной речи, мыслительных операций сравнения, обобщения. Развитие внимания.

Теперь наши матрешки могут принимать гостей. Наши матрешки добрые, хорошие и очень любят животных. Сейчас мы попробуем догадаться, какие животные придут к ним в гости.

(Работа с магнитной доской. К доске крепятся 2 картинки несуществующих животных).

Посмотрите, ребята, какие смешные животные. Как вы думаете, бывают такие животные? Правильно, таких животных не бывает. Попробуйте догадаться какую часть настоящих животных использовал художник, когда рисовал эти картинки.

(На парте раскладываются предметные картинки диких и домашних животных. Дети внимательно  рассматривают "волшебных" животных, а затем подбирают картинку с настоящим животным)..

-Молодцы, вы справились с таким трудным заданием. А теперь давайте назовем всех животных, которые придут в гости к нашим матрешкам?

- А теперь давайте сосчитаем, сколько же гостей будет у матрешек?

- Правильно, 8.

5. Развитие мелкой моторики, массаж рук. Зрительная гимнастика.

Ваши глазки очень внимательно разглядывали животных и устали. Давайте вспомним наше упражнение "Кошечка".

Зрительная гимнастика "Кошечка".

Вот окошко распахнулось,

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась,

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

А теперь давайте поиграем с нашими массажными мячиками, чтобы хорошо поработали наши пальчики.

Упражнение с "мячиком-ёжиком".

Я мячом круги катаю.

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.

- Давайте вспомним, что же мы сегодня строили в начале нашего занятия?

- Правильно, мы строили домики для матрешек.

- Сколько домиков вы построили?

-Правильно, 3, наших матрешек тоже было 3.

- Какой же домик вы построили для Маши?

- Правильно, самый высокий.

- А для Даши?

- Пониже, средний.

- А для маленькой Алёнки?

- Самый низкий.

6. Закрепление пройденного материала (понятия высокий, средний, низкий). Развитие мелкой моторики. Закрепление количественного и порядкового счета до 4-х)

- Ребята, вы молодцы. очень хорошо сегодня потрудились. А теперь последнее задание. Вы помните, что в гости к нашим матрешкам пришли разные животные. Сейчас я раздам вам листочки, на которых будут нарисованы разные дома.

(Педагог раздает детям листочки с домиками разной высоты)

 - Давайте сосчитаем, сколько здесь домиков.

- Правильно, 4. А эти домики одинаковые или разные?

- Правильно, они  разные по высоте. Слушайте внимательно задание: вы раскрасите крышу самого высокого домика красным цветом, а крышу самого низкого зеленым. Остальные домики раскрашивать не нужно.

- Повтори, Богдан, каким цветом нужно раскрасить  крышу самого высокого домика.

- Повтори, Милана, каким цветом нужно раскрасить крышу самого низкого домика.

(Дети раскрашивают крыши домиков).

- Молодцы, все справились с заданием.

- Теперь каждый из наших животных выберет для себя домик.

- Ребята, наши матрешки хотят поблагодарить вас. Каждая приготовила сюрприз. Подойдите к парте, матрешки спрятали сюрприз в мешочек.

Дети достают сюрпризы и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему "Сравнение предметов по высоте" в средней группе детского сада

Интересное и увлекательное путешествие для детей средней группы, в ходе которого дети учатся сравнивать предметы по высоте....

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе комбинированного вида по теме «Сравнение предметов о высоте»

Цель занятия:Упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначении словами результата сравнения (выше, ниже); учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в опред...

занятие по ФЭМП во 2 младшей группе. Тема: «Сравнение предметов по высоте»

Данное занятие разработано на основе программного занятия методического пособияПомораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3–4 года)...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе по теме: Сравнение предметов по высоте

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе по теме:Сравнение предметов по высоте Выполнила:                            ...

Конспект занятия по ФЭМП на тему "Сравнение предметов по высоте" во второй младшей группе

Конспект занятия по ФЭМП на тему "Сравнение предметов по высоте" во второй младшей группе...

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «Сравнение предметов по высоте»

НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.Тема: «Сравнение предметов по высоте»Программные задачи:...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Сравнение предметов по высоте»

Цель: познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте.Задачи:Образовательные:- пользуясь приёмом приложения, обозначать результаты сравнения словами«высокий-низкий», «выше-...