Формирование математических представлений у дошкольников с ОВЗ
статья по математике (подготовительная группа) на тему

Полина Викторовна Хлебникова

В статье рассматриваются особенности формирование математических представлений у дошкольников с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТВАЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗПР).

             

         В статье рассматриваются особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, с целью своевременной компенсации и дальнейшего развития интеллектуальных, творческих и познавательных  способностей детей, как важного фактора их успешности в школе.

         На сегодняшний день вопросу воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется повышенное внимание в системе образования. ФГОС ДО предполагает учет индивидуальных потребностей ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

           Освоение математики начинается в дошкольном возрасте и включает формирование элементарных математических представлений на основе чувственного сенсорного опыта, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, величине, форме, количестве, времени, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «бытовых» и «научных» понятий.

           Усвоение элементарных математических представлений имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к обучению в школе.

          Математическое развитие – важный компонент в формировании мышления, памяти, речи, воображения, эмоций; развитии творческого потенциала личности, терпения, настойчивости. У детей с задержкой психического развития узкий кругозор, их представления об окружающем часто поверхностны, ошибочны, что негативным образом сказывается на содержании и результативной стороне видов их деятельности, в том числе продуктивной. Зрительное и слуховое восприятие у детей с ЗПР неустойчиво, и зависит от посторонних раздражителей. Таким детям трудно сосредоточится на главном, у них отмечается выраженная зависимость параметров внимания от внешних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения последовательности ряда операций.

         Содержание коррекционно-развивающей работы строится с учетом принципов обучения в практике дошкольного образования: наглядности и доступности; научности, системности и последовательности; индивидуального и дифференцированного подхода к детям; развития познавательного компонента учебной деятельности; развития активности и самостоятельности; развития творческого потенциала; принципа коррекционно- развивающего обучения.

         Формирование элементарных математических представлений, у детей дошкольного возраста необходимо проводить с использованием занимательных игр, задач, развлечений, такая форма подачи материала способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Коррекционно-развивающая работа по формированию математических представлений у детей с ЗПР может быть основана на использовании разнообразных доступных видов деятельности при взаимодействии всех  взрослых – участников образовательного процесса.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.      

Литература:

  1. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб,  2003.
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников - М., «Владос». 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию математических представлений у дошкольников в подготовительной группе для детей с ОНР

Конспект занятияпо формированию математических представлений у дошкольниковв подготовительной группе для детей с ОНР Пашкова Ирина Ивановна МДОУ ЦРР д\с №12 ст. Каневской Программные з...

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫЗадачи «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Развитие элементарных математических представлений» в средней группе....

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Дидактические игры на формирование математических представлений у дошкольников.

Простые и доступные дидактические игры для старших дошкольников на закрепление полученных знаний по математике....

"Формирование математических представлений у дошкольников по фгос"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6623372","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Открытое занятие с детьми подготовительной группы на методическ...

Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».

Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...