Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

1.      Беседа о цветах первоцветах

2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах

3.      Чтение стихов о цветах

4.      Загадывание загадок

5.      Разучивание песни «Весенний хоровод» сл.муз.Насауленко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад  комбинированного вида
№63 «Калинка» пгт. Нижняя Мактама»

Кустовое методическое объединение для воспитателей младшего-старшего дошкольного возраста 2 куста по проблеме:

«Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»

Организованная образовательная деятельность в рамках реализации проекта «Путешествие в страну игры и цветов»

           Подготовила:

Воспитатель Осипова О.Ю.

1 кв. категория

Руководитель КМО II куста

        ________Петрушина Л.Г.

 30.04.3013г.

                                         

г.Альметьевск, 3013г.

Дата проведения : 30.04.13г.

Место проведения : Музыкальный зал

Количество детей : 12

ЦЕЛЬ : Знакомство детей с нестандартными дидактическим  материалом. Формировать умения выявлять свойства в объектах, назвать их. Обобщать объекты по свойствам.

ЗАДАЧИ:

  1. Создать положительную атмосферу, повторить  с детьми формы доброжелательного приветствия, прощания (коммуникация)
  2. Развивать коммуникативные навыки и умения работать в коллективе (коммуникация)
  3. Упражнять в умение составлять числовой ряд в пределах десяти (познание)
  4. Тренировать умение располагать предметы в порядке убывания (познание)
  5. Формировать умение логически правильно выстраивать предметы, исходя из условия, развивать внимание, наблюдательность, память (познание)
  6. Вызвать у детей эмоциональный, радостный настрой при отгадывании загадок (коммуникация)
  7. Воспитывать бережное отношение к природе

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Беседа о цветах первоцветах
  2. Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах
  3. Чтение стихов о цветах
  4. Загадывание загадок
  5. Разучивание песни «Весенний хоровод» сл.муз.Насауленко

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  1. Развивать словарь в процессе обогащения представлений об окружающем мире
  2. Обогащать активизацию словаря
  3. Формировать умение детей отгадывать загадки
  4. Совершенствовать диалогическую форму речи

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Демонстрационный материал

1. Костюмы Незабудки и Лилии

2.  3 логические таблицы, к каждой таблице – по 9 цветков: плоскостные цветы разного размера

        3.Изображение цветов гладиолуса, сон-травы с цифрами на одной стороне, с буквами на другой

        4. - Слайды с изображением гладиаторов, оружия-трезубца, меча

            - Изображения гладиолуса и сон-травы

2.Раздаточный материал:

1. Блоки Дьеныша

2.Кубики Никитина «Сложи узор» + схема бабочки

3. Палочки Кюизенера  +схема бабочки

4. Счетные палочки

5. «Волшебный круг» развивающая игра + схема бабочки

6. Коробка с конфетами, украшенная под цветок

Воспитатель.  Ребята сегодня будет необычный день, к нам в гости придут гости из очень красивой страны. Вспомните, пожалуйста, какие страны бывают? (Ответы детей: Турция, Англия, Испания ит.д.)

Чтобы узнать, кто жители красивой страны, отгадайте загадки.

Стоят на поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички.

Дети.  Ромашка

Воспитатель.  На зеленой ножке

                          Белые горошки

Дети.  Ландыш

Воспитатель.  Вырос шарик бел

   Да ветер его съел

Дети.  Одуванчик

Воспитатель.  А всё вместе как это называется?

Дети.  Цветы

Воспитатель.  Правильно, именно из страны цветов и игры к нам в гости пришли Незабудка и Лилия

Незабудка и Лилия. Добрый день, ребята. Мы очень рады видеть вас сегодня. А пришли мы к вам не просто так: в нашей стране  приключилась беда, все цветы потерялись, все запутались и забыли где кто жил. И мы пришли к вам за помощью. Помогите пожалуйста, цветам найти свои дома.

Воспитатель.   Сколько домиков нужно заселить?

Дети: Три

Воспитатель.  Как быстро можно заселить сразу три домика цветами?

Дети: Надо разделиться на группы.

Воспитатель.  Посмотрите на своих помощников и скажите, по каком признаку их можно разделить на три группы?

Дети: По цвету.

Воспитатель.  Молодцы, сразу догадались! Тогда разделитесь на три группы: Возле Незабудки-ребята,  у которых есть синие блоки, возле Лилии-ребята с красными  блоками, возле мольберта- ребята с желтыми блоками.

(Дети делятся на группы)

Воспитатель. Какого цвета цветы?

Дети: Розовые, оранжевые, фиолетовые.

Воспитатель. Сколько этажей (рядов в домике)?

Дети: Три

Воспитатель. Сколько подъездов (столбцов) в каждом доме?

Дети: Три.

Воспитатель. Расселите цветы так, чтобы соседи слева, справа, сверху, снизу не были одного цвета. Может фиолетовый цветов жить под фиолетовым цветочком?

Дети: Нет.

Незабудка: Ребята цветы, которые вы расселили по домикам, очень вам благодарны за помощью. Теперь- то они точно не забудут, где кто живет.

Лилия: Но в нашей стране есть и такие цветы, которые не живут в домах, а растут на лугу. Но и они запутались и никак не могут найти свое место. Вы готовы им помочь?

Дети: Да.

Воспитатель.  Вам нужно разделиться на две группы. По какому признаку блоки можно разделить на две группы?

Дети: По размеру, по толщине.

Воспитатель. Мы разделимся по размеру. На какие группы будем делиться?

Дети: На группы с большими и маленькими блоками.

Воспитатель.  К Незабудке встают ребята, у которых все маленькие блоки, а к Лилии- у которых все большие блоки. А вот и те самые цветы.

(Раздать детям цветы разных размеров с цифрами на одной стороне, с буквой на другой).

Сейчас вам нужно встать так, чтобы цифры, написанные располагались по порядку

от 1 до 9.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель. Эти цветы могут стоять и по - другому. Подумайте, как? Посмотрите внимательно на цветы друг друга,  чем они отличаются?

Дети: Размером.

Воспитатель. Постройтесь от самого большого до самого маленького по размеру цветка. Если вы правильно выполнили задание, то получатся два слова, два названия цветов. Какие слова получились? 

Дети: «Гладиолус» и «Сон-трава».

Воспитатель. Как вы думаете, почему эти цветы получили свои названия?

Дети: Название цветка «Гладиолус» похоже по звучанию на слово «Гладиатор».

Воспитатель. А вы знаете кто такие гладиаторы? В Древнем Риме самыми популярным развлечением были бои гладиаторов, сильных вооруженных людей. Дрались они трезубцами, кинжалами и, конечно, мечами. На латинском языке, слово «Меч» произносится как « гладиолус». Что же общего у цветка гладиолуса и меча?

Дети: Листья гладиолуса напоминают узкие длинные лезвия меча или шпаги. Только у цветка гладиолуса «Меч» не один, а несколько.

Воспитатель. Посмотрите, как выглядит цветок «сон- трава».Почему он получил такое название? (ответы детей)

Название цветка связано с тем, что его соцветия пониклые, обращены головками внизу, будто спящие. Сон-трава из рода прострелов. Прострелы расцветают ранней весной, одним из первых.

Незабудка: Молодцы, ребята, что помогли цветам на лугу. В стране цветов мы очень любим играть светерком. Повторяйте за нами.

Ветер волнуется раз!

Ветер волнуется два!
Ветер волнуется три!

Фигура цветочка, на месте замри!

(После слов и соответствующих движений дети замирают в образе любого цветка. Незабудка и Лилия выбирают самый интересный образ)

Лилия: Ветер утих, и в страну цветов прилетели наши верные друзья. Хотите узнать кто это? Отгадайте загадку.

Над цветком порхает, пляшет,

Ветерком узорным машет.

Кто это?

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Да, вы правы, бабочки – лучшие друзья цветов. Хотите, чтобы у вас остались их фотографии? Я точно знаю, что вы сможете их сделать сами. Для этого вам надо разделиться на 4 группы. Посмотрите на своих помощников и скажите, по какому признаку вы можете разделить на 4 группы.

Дети: По форме

(Дети делятся на команды «квадраты», «круги», «треугольники», «пятиугольники» и расходятся в разные части группы)

Воспитатель: Группе «квадраты» нужно изобразить бабочку с помощью игры «волшебный круг». Подумайте сами, как это можно сделать. Если возникнут сложности, обратитесь к подсказке-схеме. Группе «круги» нужно изобразить бабочку с помощью «Сложи узор» по предложенным схемам. Группе «треугольники» я дам счетные палочки. С их помощью придумайте, как можно сконструировать бабочку. Группе «прямоугольники» предложим палочки Кюизенера. Заполните силуэт бабочки. Можно сделать сразу несколько вариантов.

Незабудка: Как же хорошо и красиво у вас получилось! В благодарность за вашу помощь в стране цветов и игры вырос вот такой цветок. (Выносит цветок со сладким призом)

Воспитатель: Какой красивый! Давайте посмотрим, что там внутри. Но для начало скажите, понравилось ли вам наше путешествие? Что вы узнали нового сегодня? Что запомнили?

Молодцы, а теперь посмотрим, что там внутри. Конфеты!

А в конце нашего путешествия давайте споем песню о весне и цветах «Весенний хоровод».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....

Развитие логического мышления старших дошкольников через развивающие игры.

Навыки, "умения действовать в уме", приобретенные детьми в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Одним из увлекательн...

Мастер-класс по теме: «Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...

Статья из опыта работы по теме " Развитие логического мышления у дошкольников через математические игры и упражнения"

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста....