Практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений средствами игровых методов
материал по математике (подготовительная группа) по теме

Добрынина Наталья Леонидовна

Уважаемые педагоги хотелось бы предложить практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_5.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений средствами  игровых методов

Подготовила воспитатель: Добрынина Н. Л.

Уважаемые педагоги хотелось бы предложить практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений с детьми подготовительной группы.

В группе было 10 детей, все дети с тяжелыми нарушениями речи.  Учитывая специфику дефекта каждого ребенка и продиагностировав на начало учебного года, мы выяснили, что у детей  наблюдалась неустойчивость внимания, снижение памяти и продуктивного запоминания, трудности воспроизведения, отставание в развитии словесно логического мышления. Все это затрудняло умение детей вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на объект.

Зная, что воспитанники пойдут в школу, считаем важным, овладеть математическими знаниями и навыками на достаточном уровне.

Опирались на работы следующих авторов, таких как, Р. А. Жукова, М. А. Терпак, Е. В. Метлина, и использовали рабочие тетради Е. В. Колесникова.

На наш взгляд, особое значение имеют игровые методы и различные игры, насыщенные логическим и математическим содержанием, которые  формируют математические представления.

В процессе игры дети не видят что их чему- то обучают.   Но незаметно для себя дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, составляют схемы и разнообразные модели, развивают представление о множестве, операции над множеством,  формируется представления о математических понятиях.

Для развития логики, мышления и творчества наиболее эффективными были следующие игры, задания и упражнения:

- наборы с логическими блоками Дьенеша;

-цветные счётные палочки Кюизенера,

- игры «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», разнообразные головоломки. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения, упражняет в применении их в других видах деятельности.

В совместной и самостоятельной деятельности использовали игры и упражнения на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Это игры, в которых, из специально подобранного набора фигур, надо составить фигуру – силуэт, используя весь предложенный набор фигур, таких как, «Танграм», головоломка «Пифагор», «Волшебный Круг».  «Кубики для всех. Они радовались своими результатами и стремились выполнять задания еще лучше.

Играя в такие  игры как :

- «КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»,

-  «СКОЛЬКО?»,

-  » ПУТАНИЦА?»,

- » ИСПРАВЬ ОШИБКУ»,

- «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ»,

-  «ОТГАДАЙ ЧИСЛО»,

- «СЧИТАЙ ДАЛЬШЕ», дети научились свободно оперировать числами в пределах 20 и сопровождать словами свои действия. В игровой форме дети с удовольствием угадывали предыдущие и последующие числа. Например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любили загадывать числа и отгадывать задуманное.  В игре «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

В своей работе использовали  игры и упражнения, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как:  - «НАЙДИ ТАКОЙ  ЖЕ УЗОР», 

        - « СЛОЖИ КВАДРАТ»,

        -  «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО»,

        - «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ»,

        - «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК,

        - «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ»,

        - «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ  СТАЛО».  

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на  занятиях и в свободное время, помогают детям усвоить программный материал.

  При знакомстве  с днями неделями объяснили, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая кружочками каждый день, специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказали детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.

 После такой беседы  предлагали игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру »ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ». Для игры вызывала к доске 7 детей, пересчитывала их по порядку, давала им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели.   Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем, усложняли игру, дети строились, начиная с любого другого дня недели.

Использовали разнообразные дидактические игры:

- «НАЗОВИ СКОРЕЕ»,

- «ДНИ НЕДЕЛИ»,

-  » НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО»,

- «КРУГЛЫЙ ГОД»,

- «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

 Пространственные представления детей постоянно расширялись и закреплялись в процессе всех видов деятельности, овладевали понятиями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, взади, далеко, близко. Учили детей группировать предметы по нескольким определенным свойствам, находить предметы по описанию, располагать их в пространстве, употребляя предлоги и наречия (За, перед, справ, то, слева от меня).

Мы ставили перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа:

Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Влада, а сзади - Дима.  В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие.

Игры,  способствующие развитию пространственных ориентировок у детей:

 - » НАЙДИ ПОХОЖУЮ»,

- «РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР».

 - «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ»,  

- «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ», и многие другие игры.

Играя с детьми,  учили  ориентироваться на листе бумаги,  предлагали различные узоры из геометрических фигур, где дети должны были по памяти воспроизвести их потом в тетрадках, регулярно проводилась работа по графическому диктанту, как элемент  занятия, а так же в самостоятельной деятельности.

 Для закрепления знаний о форме геометрических фигур, предлагали детям следующие игры: 

- »Найди предмет такой же формы»,

- « Чудо-мешочек с фигурами»,

- «Геометрическое лото», 

- «Геометрическая мозаика».

 С целью развития мышления детей использовали различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающих в ряду фигур, Например:

- Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

- Найди и покажи на чертеже 5 треугольников

Постоянно использовали счетные палочки из них, дети  составляли геометрические фигуры, а так же  фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек.

Занимаясь с детьми, выясняли, что не все одновременно усваивают программный материал, поэтому с ними  занимались в основном индивидуально, давая детям, сначала простые упражнения, а затем более сложные, учитывали индивидуальные способности ребенка. Знания, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни, например, на прогулке, вместе с детьми  считали игрушки, деревья, цветы, двери, окна. Обогащали и пополняли словарный запас слов, развивали речь.

Для того чтобы, лучше закрепить знания по элементарным математическим преставлениям, мы использовали различные задания  на занятиях по конструированию, лепке, аппликации, такие как: «Дорисуй», «Обведи», «Нарисуй все круги».  Материал для занятий готовили с детьми, где они самостоятельно вырезали геометрические фигуры.

Применяли в своей работе разнообразные математические  загадки, задачи-шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Например:

- Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы) и т. д.

Воспитанники  с огромным удовольствием играли в задачи-шутки, тем самым проявлялась находчивость, смекалка, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения. Например:

- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)

        Нами был оборудован уголок занимательной математики в группе,  материал подбирался с учетом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.  В уголок мы поместили занимательные игры, различные головоломки, настольно-печатные игры, дидактические игры и упражнения. Детям был обеспечен свободный доступ к игровому материалу. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны по форме, рассчитаны на проявление активности и интереса.

         В уголке сомостоятельно-художественного творчества имеются различные трафареты, линейки, пазлы, шаблоны с различными формами.

 Для родителей, нами были предложены консультации на темы: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», «Занимательные игры - что это?».

        Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликались на предложения участвовать в играх с математическим содержанием. Они самостоятельно выбирали игры в уголке занимательной математики. У детей повысился интерес они стали более активны не только на занятиях, но и в повседневной деятельности. Данные показатели овладения элементарных математических представлений повысили результативность в диагностической работе на конец учебного года. Создание игротеки и правильных подобранных игр и упражнений для детей, помогли выполнить поставленные задачи.

        Таким образом, формирование познавательного интереса у старших дошкольников к математике успешно осуществлялся в процессе использования занимательного математического материала, в системе и планомерно.

Обучая маленьких детей в процессе игры, стремились к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Инновационный опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста....

Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».

Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёно...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.

«Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с математическим содержанием           https://disk.yandex.ru/i/f8HBprZ...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся средней группы

Описание опыта работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся средней группы....