Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

 

В марте 2012 года мною было разработано и проведено интегрированное занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».

Мною был использован  разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, на каждое задание использовался новый набор карточек или предметов.

Форма проведения занятия – динамическая (со сменой положения и местонахождения детей)

Я постаралась соблюсти баланс физических, психических и эмоциональных нагрузок.

Физминутки использовались мною не только для снятия мышечного и эмоционального напряжения детей. Они носили и другую нагрузку: это и речевая активность, и ориентировка в пространстве, и логический переход к следующему этапу занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp-1.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».

Автор: воспитатель высшей категории МДОУ д/с №151 Симоненко А.В.

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.  

Задачи интегрированного занятия:

Обл. Познание:  - формировать понимание отношений между числами натурального ряда;

- закреплять умение устанавливать соответствие между числом и цифрой;

- повторить прямой и обратный порядковый счёт;

- закрепить знание геометрических фигур, их свойств;

- упражнять в делении квадрата на равные части, продолжать учить соотносить часть и целое, употреблять понятие: 1/2; 1/4; 1/8 части;

- формировать умение составлять модель из геометрических фигур по представлению;

- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;

- закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание;

- закреплять умение пользоваться цифрами и арифметическими знаками на сравнение числа (>; < ;=)

Обл. Коммуникация: - способствовать свободному общению между детьми и взрослыми;

- развивать диалогическую речь;

- уметь отвечать на вопрос полным ответом;

- закрепить знания названий и содержания детских сказок;

- воспитывать умение понимать учебную задачу.

Обл. Социализация: - приобщать к элементарным нормам и правилам взаимодействий со сверстниками;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

- воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание прийти на помощь…

- развивать познавательный интерес в разрешении проблемных ситуаций.

  Оборудование:

- магнитная доска, фигурки магнитного театра с изображением героев сказки «Красная Шапочка»;

- «Книга заданий»;  

- магнитные модели геометрических фигур;

- корзина с угощением для детей от «бабушки»;  

- материал для игры «Собери цветок»: серединки с цифрами второго пятка 6, 7, 8, 9, 10, лепестки с примерами на сложение и вычитание;

- карточки с заданием на каждого ребёнка:

№1 - «Вставь знак «<»; «>»; «=».      

№2 - «Нарисуй такой же узор».  

№3 - «Лабиринт».    

- арифметический набор на каждого ребёнка;  

- карандаши простые, ножницы, лист бумаги на   каждого;

- 2 бумажных квадрата разного цвета.  

ХОД ЗАНЯТИЯ.

-  Ребята, какое у вас сегодня настроение?

- А если настроение хорошее, значит нам с вами любое дело по плечу.  

-Посмотрите, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем и подарим им свои улыбки!  

-Молодцы, теперь мы можем приступить к работе. Я предлагаю совершить путешествие в сказку, а вот в какую именно, вам придется сейчас угадать….(загадка)  

                                                          Бабушка девочку очень любила,  

                                                          Шапочку красную ей подарила.  

                                                           Девочка имя забыла своё,  

                                                           А ну, подскажите-ка имя её?        

- Верно, вам нравится эта сказка?  

- Тогда, может быть, вы сможете назвать её автора?  

- А кто мне напомнит, какие герои были в сказке? (вывешиваю на доске фигурки сказочных героев)      

- Молодцы! Вспомните, как она начиналась?...А вот продолжение мы с вами придумаем совсем другое, согласны?  

И так, шла Красная Шапочка к бабушке, а дорога лежала через лес ,и девочка заблудилась…  

Как вы думаете, кто же может ей помочь? Вы не поверите - волк, он увидел маленькую девочку и предложил её проводить, но сначала ему нужно сделать домашнее задание ,ведь наш волчонок учится в лесной школе. Может быть, мы поможем ему справиться с заданием, ведь вы тоже скоро в школу собираетесь, много знаете и умеете?      

-Тогда занимайте места за столами и внимательно слушайте первое задание:  

       1.Математическая  разминка.  

Перед каждым из вас, на столе, стоит коробочка с математическим набором, откройте её и выложите перед собой с лева направо по порядку цифры первого десятка (от 1 до 10)      

       - вспомните порядковый счёт от 1 до 10.  

                                                  - вспомните обратный счёт  от10 до 1.  

                                                   - назовите число, следующее после числа 6.(покажите цифру)  

                                                  - увеличьте число 8 на 1.(покажите ответ)      

                                                 

                                                          -уменьшите число 10 на 1.    

                                                          -назовите число больше 4, но меньше 6 .  

                                                          -какое число стоит между числами 7 и 9?  

                                                         -назовите соседей числа 9.  

                                                         -назовите соседей числа 5.    

                                                         -какое число больше 5 или 9?    

2. Сравните  числа, используя знаки >; <;= (поручить соседям проверить выполнение задания) - работа с карточкой №1.    

3.  Вспомните сказки, в названии которых есть числа…

4. А знаете ли Вы хоть одну сказку, в названии которой есть геометрические фигуры?

    А наш волчонок придумал такую сказку, хотите ее послушать?

    «Сказка о семье четырехугольников»

С волчонком в классе учится мальчик, его зовут Квадрат. У него есть подружка -  Круг. Однажды Квадрат пригласил подружку к себе домой и как воспитанный мальчик решил познакомить ее со своей семьей. (выставляю на доске поочередно геометрические фигуры).

        - Это мой папа, его зовут Прямоугольник, говорят, мы с ним очень похожи.

        (-Ребята, чем похожи квадрат и прямоугольник, а чем отличаются?)

        - Это моя мама, ее зовут Ромб, мы с ней тоже очень похожи.

        (-Ребята, назовите сходства и отличия?)

        - Это моя сестра, ее зовут Трапеция.

        (-Ребята, назовите сходства и отличия?)

        - Это мой брат, его зовут Параллелограмм.

        (-Как вы думаете, похожи чем-то братья?)

        - А фамилия у нас Четырехугольники. Когда квадрат познакомил подружку со своей семьей, они отправились в его комнату играть в компьютер. Он показал Кругу новую игру. Мы сейчас попробуем выполнить такое же задание как у друзей.

5. Повтори узор по образцу. (карточка №2)  

 (для проверки используем метод взаимоконтроля)

- Ну вот и всё ,мы справились со всеми заданиями ,устали? Хорошо, а теперь посмотрим, чем мы можем помочь Красной Шапочке, пойдёмте-ка на полянку. (физминутка на ковре)    

Перед нами луг широкий,  / развели руки в стороны./  

А над нами лес высокий .  / руки вверх. /    

Слева сосны, / руку влево./    

Справа ели /руку вправо./      

Головами зашумели /махи руками над головой/  

Вдруг ударил сильный гром, /хлопки перед собой/  

Побежали быстро в дом./сделать «крышу» руками над головой, присесть./  

Ну ,что ж пока на улице идёт дождь, мы посидим в домике лесника и порешаем задачки про лесных зверюшек, согласны?    

                                   1.По тропинке зайчик шёл,  

                                     Подосиновик нашёл,  

                                     Походил вокруг осин  

                                      И нашёл ещё один.                

Сколько всего подосиновиков нашёл зайчик?  / 2./

                                    2.Пять зелёных лягушат  

                                       На песочке в ряд лежат.  

                                       Одному из пяти братцев  

                                       Захотелось искупаться  

                                       Остальным же неохота  

                                       Возвращаться вновь в болото.

Сколько лягушат осталось лежать на песке?  / 4./  

                                      3.Дядя ёжик в сад зашёл,  

                                      Десять спелых груш нашёл.  

                                      Семь из них он дал ежатам,  

                                      Остальные же – зайчатам.  

Сколько груш ёж дал зайчатам? / 3./  

                                    4.Мама- белка для детишек  

                                    Собрала десяток шишек.  

                                    Сразу всё не отдала,  

                                    По одной всего дала.  

                                   Старшему-еловую,  

                                   Среднему-сосновую,    

                                   Младшему-кедровую.  

Сколько шишек осталось у мамы-белки? / 7./  

                            5.Шесть весёлых медвежат  

                               За малиной в лес спешат,  

                               Но один малыш устал,  

                               От товарищей отстал,  

                               А теперь ответ найди,  

Сколько мишек впереди?  / 5./  

                                  6.Раз к зайчихе на обед  

                                  Прискакал дружок- сосед.  

                                   На пенёк они присели  

                                   И по две морковки съели.    

                                   Кто считать ,ребята, ловок?  

                                  Сколько съедено морковок? /4./  

- Молодцы, на все вопросы правильно ответили, а в это время дождь закончился, давайте вернёмся на полянку…   (физминутка)   

                                            Перед нами луг широкий,/руки развести в стороны./  

                                            А над нами лес высокий./руки вверх./  

                                                      Слева – сосны,/руку влево./ 

                                                      Справа – ели /руку вправо./ 

                                                      Головами зашумели /махи руками над головой/ 

                                                      Впереди – река/смотря вперёд «под козырёк»/ 

                                                      Широка /руки в стороны/  

                                                      Глубока /руки вниз ,присели./ 

-Как же нам быть, ребята, как помочь героям через речку перебраться? Верно, лодочку сделать или мост построить, но для этого нам нужен строительный материал. Давайте вернёмся за столы и решим эту проблему, я научу вас как ...  

6. Упражнение «Построй мостик» (деление квадрата на части ,создание построек по замыслу.)

У каждого из вас на столе лежат по 2квадрата, посмотрите, что в них общего(форма, размер),а чем они отличаются?(цветом) 

Вам нужно разделить 1 квадрат на 2 равные части, получится - 1/2; затем ещё пополам - 1/4; 1/8.

Из получившихся треугольников сложите мост (кораблик) для переправы через реку.  

- Отлично, теперь Красная Шапочка с волчонком смогут попасть на другой берег и продолжить свой путь. Но посмотрите, на берегу  сидит маленький утёнок, он  потерялся, давайте поможем ему найти дорогу домой… (работа с карточкой №3 - лабиринт)    

- Посмотрите, ребята, у наших героев снова проблемы, девочка хотела собрать букет для своей бабушки, но ветер перепутал все лепестки у цветов, давайте поможем Красной Шапочке собрать цветы. Вы должны разделиться на небольшие команды, внимательно рассмотреть  лепестки и выбрать только те, которые подходят к серединке вашего цветка. (Игра проводится под музыку.) По окончании игры – совместная проверка. 

Ну что ж, букет мы собрали, осталось только открытку нарисовать и можно отправляться к бабушке.

- А какую картину надо нарисовать, я сейчас расскажу.

- Возьмите лист бумаги и карандаши.

Надо:

1) Нарисовать облако в левом верхнем углу.

- Где нарисовали облако?

2) В левом нижнем углу нарисуйте цветок.

- Где нарисован цветок?

3) В правом верхнем углу - солнце.

- Где нарисовали солнце?

4) В правом нижнем углу - гриб.

- Где нарисовали грибок?

5) А в середине - домик.

- Где нарисовали домик?

Проверка: по образцу воспитателя.

Какие же вы молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. Скажите, какое из них было для вас наиболее трудным? А с чем вам было легче всего справиться? Как вы думаете, что помогло нам преодолеть все препятствия, и выручить Красную Шапочку.

Д. То, что мы все задания выполняли правильно. То, что мы делали всё дружно,  помогали друг другу и т.д.

- А бабушка Красной Шапочки в благодарность за то, что вы помогли её внучке передала вам угощение!

Используемая литература:

«Математика для дошкольников» Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова

«Нетрадиционные уроки в начальной школе» С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина

«И учёба, и игра-математика» Т.И.Тарабарина, Н.В.Ёлкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группе на тему "История вещей".

Разработка конспекта занятий для подготовительной к школе группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Сказочные кружева Балахны»

Конспект предлагает помощь при формировании у детей эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру, приобщение детей к восприятию народного искусства родного края....

методическая разработка для старшей группы на тему «Сказочная математическая история»

Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия. ...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД в подготовительной к школе группе по рисованию «Сказочная птица»

Программное содержание: 1. Развивать мышление, предлагая детям выделять сходства и различия сказочных и реальных птиц. 2. Развивать воображение при создании сказочного образа птицы в коллективной ко...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Сказочный дворец"

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Сказочный дворец"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Вот такая история"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17579183","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"475","width":"480"}}]]...