Конспект комбинированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром на тему: Число 5. Порядковый счет до 5 на основе лексической темы «Домашние птицы».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Канануха Жанна Геннадьевна

 

Особенности формирования математических представлений  у дошкольников с ограниченными  возможностями здоровья

 в процессе игровой деятельности.

Конспект  комбинированного занятияпо ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром  на тему:

Число 5. Порядковый счет до 5  на основе лексической темы

«Домашние птицы».

Цель:закрепить математические представления о порядковом счете до пяти посредством игры с использованием лексической темы «Домашние птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_konspekt.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог-логопед

II квалификационной категории

МБДОУ№19 «Звездочка»

г.Альметьевск, Татарстан

Канануха Жанна Геннадьевна

Особенности формирования математических представлений  у дошкольников с ограниченными  возможностями здоровья

 в процессе игровой деятельности.

Конспект  комбинированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром  на тему:

Число 5. Порядковый счет до 5  на основе лексической темы

«Домашние птицы».

Цель: закрепить математические представления о порядковом счете до пяти посредством игры с использованием лексической темы «Домашние птицы».

Задачи:

 Коррекционно-образовательные

- закрепить знания детей о числовом ряде от 1 до 5; о смежных числах;

- формировать  навыки пересчета, в прямом и обратном порядке;

- уточнить знания детей об образе цифр (от 1 до 5);

- закрепить умения складывать из частей целое;

- закреплять знание геометрических фигур;

- упражнять в порядковом  счете  до 5, умение правильно отвечать на вопрос: «который по счету?», «на каком месте?»;

- закрепить знания детей о домашних птицах и их птенцах (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят);

- упражнять в умении согласовывать существительные с числительными;

- обогащать и активизировать пассивный и активный словарь детей.

Коррекционно-развивающие

- способствовать развитию слухового внимания;

- развивать зрительно-моторную координацию;

- формировать зрительно-пространственные представления;

-  способствовать развитию  элементов логического мышления.

Воспитательные

- Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи, желание совместно выполнять задания и получать результат.

Материал к занятию:

Демонстрационный 

- картина птичьего двора, отдельные картинки домашних птиц:  курица, гусыня, утка, индейка; картинки  птенцов: цыпленок, гусенок, утенок, индюшонок;

- картинка «Угадай, сколько нас» с изображением лапок птиц;

- набор  цифр от 1 до 5;

- запись пения птиц птичьего двора;

- схема.

Раздаточный материал 

-  конверты с разрезными картинками.

Предварительная работа. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим  миром, по теме «Домашние птицы». Отражение полученных знаний в продуктивном виде деятельности (лепка, аппликация), чтение художественной литературы; заучивание стихов и загадок.

Организационный момент.

Дети заходят и здороваются с гостями.

I Игра «Кто как голос подает»

Дефектолог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Слушайте внимательно, где мы сейчас окажемся? (звучит фонограмма  пения птичьего двора).

Дефектолог. Чьи голоса вы сейчас слышали? Дети (петуха, курицы, индюка, утки, гуся). 

Дефектолог. Как их всех можно назвать одним словом? Дети ( Домашние птицы).

Дефектолог. Где они живут? На птичьем дворе или в гнезде?(вывешивается картина птичьего двора).  Дети (На птичьем дворе).

Дефектолог. Правильно, на птичьем дворе. Птичий двор находится рядом с домом человека. Люди ухаживают за птицами, и поэтому они называются домашними. Птичий двор, это место, где гуляют и питаются домашние птицы.

Дефектолог. Вспомним, кто как голос подает?  И изобразим домашних птиц.

Дефектолог. Петух? Дети Кукарекает.  Ку-ка-ре-ку (изображают походку петуха, поднимаются на носочки, машут «крыльями»).

Дефектолог. Курица? Дети Кудахчет. Ко-ко-ко(изображают походку птицы).  

Дефектолог. Утка? Дети  Крякает. Кря-кря-кря (имитируют походку утки).

Дефектолог. Индюк? Дети Болбочет. Бл-бл-бл (Показывают элементы логопедической гимнастики, при этом опускают и поднимают голову).

Дефектолог. Гусь? Дети Гогочет. Га-га-га (подтягивают спины и вытягивают шеи).

Дефектолог. Посчитайте, сколько голосов птиц мы услышали? Дети (называют и пересчитывают голоса птиц – 5)

II Пальчиковая гимнастика

Дефектолог. Мы с вами знаем пальчиковую игру, давайте поиграем:

« Гусь, гогочет: « Га-Га-Га !»          (соединяют 1 и 3 палец)

Дайте, дайте пирога!

Нет, покушай-ка  с  ладошки     (открывают ладонь левой руки и имитируют

Ты немножко  хлебной крошки!»            пощипывание клювом)

Петушок сказал: «Ко-Ко!      (соединяют 1 и 2 палец, выпрямляя 3,4,5

Буду пить я молоко!»             палец – гребешок)

Нет, из горсточки водицы     (левую ладонь складывают горсточкой,

Мы дадим тебе напиться!       имитируют питье воды).

III Физкультминутка

«Курочка»

Курочка – рябушка  (идут за педагогом, имитирую походку птицы)

По двору гуляла,

По двору гуляла,

Цыпляток считала  (загибают поочередно пальчики)

1,2,3,4,5!

Курочка-рябушка

По двору гуляла

По двору гуляла, цыпленка потеряла. (Поочередно убегают).

Сколько стало цыплят?

1,2,3,4!

Курочка-рябушка

По двору гуляла,

По двору гуляла, цыпленка потеряла.

Сколько осталось цыплят?

1,2,3!

Курочка-рябушка

По двору гуляла,

По двору гуляла, цыпленка потеряла.

Сколько осталось цыплят?

1,2!

Курочка-рябушка

По двору гуляла,

По двору гуляла, цыпленка потеряла.

Сколько осталось цыплят?

1!

Курочка-рябушка

по двору гуляла, по двору гуляла

своих цыплят созывала. (Все вместе возвращаются к педагогу).

Дефектолог. В каком порядке мы сейчас с вами считали, когда наши цыплята разбегались? Дети  (В обратном порядке).

IV Работа с  наглядным материалом

Игра «Угадай, сколько нас?»

Дефектолог.  Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Угадай, сколько нас?» (вывешивается картинка, где за забором спрятались птицы).

Дефектолог. Посчитайте, сколько птиц спряталось за забором? Дети (три птицы).

Дефектолог. Как вы догадались? Дети ( потому, что у каждой птицы по две лапки).

Дефектолог. Какие птицы спрятались за забором? Дети (курица, утка и гусь).

Дефектолог. Как вы узнали? Дети. (у курицы лапки с коготками, у утки и гуся лапки красные с перепонками).

Дефектолог.  Для чего им такие лапки? Дети (у курицы лапки с коготками,  что бы легче было разгребать и искать корм, у утки и гуся с перепонками, потому, что они плавают по воде).

V Подвижная игра

«Найди свое место»

Дефектолог.  (раздает каждому цифру ) «Разбегайтесь, кто куда, по моей команде: один, два, три, свое место ты найди!».

Дефектолог. Кто стоит первым по счету? (имя ребенка) Кто стоит  вторым по счету?.....Кто стоит  пятым по счету? Как мы сейчас считали? Дети (по порядку).

Дефектолог. Правильно, мы считали по порядку.  Числа у нас увеличивались на один. А как  можно посчитать, что бы числа уменьшались на один? Дети (в обратном порядке, считают в  обратном   порядке, хором).

VI Игра

«Назови своих соседей»

Дефектолог. ( поочередно называет имена  детей). Какая у тебя цифра? Назови  соседей  твоего числа.  Назови число на один больше, на один меньше

VII Работа с раздаточным материалом

Дефектолог. У меня для вас еще сюрприз  ( предлагает детям сесть за столы). Соберите картинки и назовите, что у вас получилось? (Раздает конверты с  разрезными  картинками и предлагает собрать картинки).

Дефектолог.  Посмотрите, у каждого из вас получилась геометрическая фигура, назовите каждый свою фигуру. Дети (называют геометрическую фигуру и цвет).

Дефектолог. Из скольких  частей вы сложили картинку? Дети ( называют количество частей -3-4-5).

VIII Дидактическая игра «Найди мою маму»

Дефектолог. Каждый из вас собрал картинку домашней птицы. А теперь давайте поможем каждому  птенцу найти свою  «маму».

Дефектолог.

У курицы, кто? Дети (цыпленок)

У гусыни, кто? Дети (гусенок)

У утки, кто?   Дети (утенок)

У индейки, кто? Дети (индюшонок)

(Каждый ребенок выходит и прикрепляет к «маме» птенца)

Дефектолог.

Вот мы с вами помогли  птенцам найти своих мам.

IX Итог занятия

Работа по схеме.

Дефектолог. (вывешивает на доску схему)Как человек ухаживает за домашней птицей? Дети (строит дом-курятник, кормит, поит).

Дефектолог. Какую пользу домашняя птица приносит человеку? Дети (дают яйца, перья, мясо).

Дефектолог. Наше занятие подошло к концу.

 Давайте вспомним, чем мы занимались, сегодня на нашем занятии?

До какого числа мы сегодня считали?

Каких птиц мы сегодня рассматривали?

Какие  геометрические фигуры собирали?

Понравилось вам сегодня наше занятие?

Молодцы, сегодня все правильно отвечали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе Тема: «С математикой в пути».

     Программное содержание:1.    Закреплять умение составлять и решать задачи в одно действие, пользоваться знаками действий: +, _, =.2.    Закрепи...

Мастер- класс для воспитателей по ФЭМП в старшей группе. Знакомимся с числом восемь. Порядковый счет до восьми.

Мастер- класс для воспитателей по ФЭМП в старшей группе.Знакомимся с числом восемь. Порядковый счет до восьми....

Итогового интегрированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром «Радуга»

Итогового интегрированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе  группе № 4  «Почемучки». Тема: «Радуга»...

Конспект открытого интегрированного занятия для родителей по ознакомлению с окружающем миром и рисованию с элементами аппликации в средней группе на тему: «Осень в гости к нам пришла».

Цель:  формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона, формирование навыков рисования нетрадиционным способом....

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим (ПДД) с применением STEAM оборудования (дары Ф. Фребеля, Lego – конструктор) «Лунтик в городе»

Принцип компетентности, который положен в основу данного занятия, в полной мере отвечает психологическим особенностям детей младшего дошкольного возраста. В игровой форме мы решаем важные задачи сразу...