Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

 

 

Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.

Тема: «Путешествие в страну математики».

 

Цель. Систематизация математических знаний детей на основе дидактических игр и упражнений.

 

Задачи.

Закрепить представление детей о геометрических фигурах,   умение считать в пределах 10,     пользоваться порядковыми числительными,     соотносить цифру с количеством предметов,   умение решать математические задачи и ориентироваться на листе бумаги, используя  дидактические игры и упражнения

  Развивать зрительное и слуховое восприятие, нестандартность мышления,   речь, творческое воображение.

Воспитывать коллективизм, товарищеские взаимоотношения  в ходе групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_zanyatie_po_femp.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

 «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА» № 1

«Ичöт школа – компенсируйтана 1 № - а видзанiн»

школаöдзса да ичöт класса челядьлы

муниципальнöй велöдан учреждение

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».

Форма проведения: мастер - класс

        Подготовила и провела

        воспитатель

        Врубляускас А.Ю.

        1 кв. категория

г. Воркута 2011г.

             

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексныи и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

             Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

             Наиболее эффективным инструментом формирования у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр и упражнений, которые способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, развитие творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.

Тема: «Путешествие в страну математики».

Цель. Систематизация математических знаний детей на основе дидактических игр и упражнений.

Задачи.

Закрепить представление детей о геометрических фигурах,   умение считать в пределах 10,     пользоваться порядковыми числительными,     соотносить цифру с количеством предметов,   умение решать математические задачи и ориентироваться на листе бумаги, используя  дидактические игры и упражнения

Развивать зрительное и слуховое восприятие, нестандартность мышления,   речь, творческое воображение.

Воспитывать коллективизм, товарищеские взаимоотношения  в ходе групповой работы.

Ход непосредственно – образовательной деятельности

1 этап – организационный.

     Непосредстенно – образовательная деятельность по ФЭМП требует сосредоточенного внимания. Педагогу необходимо включить детей в эту деятельность. Можно использовать такие приемы организации детей: ответы на вопросы, загадки, игровые упражнения типа «Кто назовет соседей цифры 4», «Подойдет тот, кто назовет геометрическую фигуру», «Сядет тот, кого я назову ласково», «Подойдет тот, у кого красная футболочка, белые носочки»….

Сегодня организационный момент будет состоять из вопросов.

- Какое сейчас время года?
- Сегодня четверг, а завтра?
- Чем измеряют температуру?
- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Чем измеряют вес?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите зимние месяца.
- Сколько ушей у трех мышей?
- Сколько концов у двух палок?
- Чем измеряют время?
    В технологии ТРИЗ данный прием обозначается как «мозговой штурм».

2 этап – постановка мотивации.

     На данном этапе мы ставим перед детьми задачу, которую им необходимо решить по ходу игры. На этом этапе происходит постановка мотивации и целеполагание.

Дети к нам в группу пришло приглашение от Королевы Математики, которая пишет, что ждет нас к себе в гости в свою волшебную страну. Но путь далек и сложен не всем его удается пройти. Вам предстоит  выполнить много интересных заданий. Посмотрите вокруг, подумайте и скажите какие задания вы сегодня будите выполнять?

Этим вопросом воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию.

Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? После положительного ответа, предлагает сначала отгадать загадку:

Мой любимый теплый воздух,
Со мной творишь ты чудеса!
И, как в прекрасной, дивной сказке,
Я поднимаюсь в небеса.
Моя чудесная корзина
Весьма уютна и светла,
И путешественникам юным
В ней хватит места, как всегда.
В дороге нам поможет дружба,
И смелость тоже нам нужна…
Вы догадались, кто я? (воздушный шар)
Скорее в путь, мои друзья.

3 этап – актуализация личного опыта.

Воспитатель: Чтобы занять место в воздушном шаре, надо найти стул с такой же геометрической фигурой, какая нарисовала на вашем билете. А чтобы взлететь, необходимо произнести волшебное заклинание: крибле, крабле, бумс.

Вот мы и в воздухе. (Звучит тихая музыка) Посмотрите, как красиво вокруг! Что вы видите внизу? А что под нами? Мимо проплывают облака. На что или кого они похожи? Какого они цвета? А когда на них ярко светит солнце? А когда на них отражается ярко-синее небо? Какого они размера? (Дети описывают воображаемые объекты).

Наш шар опускается. Мы приземлились на Сказочной поляне. Как она может выглядеть? Что мы увидим на ней? На сказочной поляне даже звуки волшебные. Закройте глаза и послушайте. Я буду хлопать в ладоши, а вы – считать хлопки. (Счет в пределах 10).

А теперь пойдемте, погуляем по поляне. Посмотрите, какие необычные деревья здесь растут (подходит к дереву). На дереве вырос волшебный урожай – на его ветвях мы может увидеть сразу несколько  предметов. Смотрите, некоторые «плоды» упали (каждой цифре под деревом дети находят соответствующую группу предметов на дереве).

Воспитатель: Пора отправляться дальше. Но что это? Начался сильный ветер (звуки ветра). Что может произойти, если мы поднимемся в небо при таком ветре? (Ответы детей). Чтобы заставить ветер утихнуть, надо выполнить задание: определить на карточках лишнюю фигуру (Дети выполняют задание, обосновывая свой выбор). Ветер утих. Почему? Тогда летим дальше.

Уважаемые педагоги, какие элементы ТРИЗ были использованы на данном этапе. Какая коррекционная работа проводилась с детьми.

Пока дети летят воспитатель предлагает выполнить зрительную гимнастику.

Для этого необходимо снять очки. Установка для детей: сядьте прямо, голову держите ровно. По указанию воспитателя дети смотря в право, лево, вверх, вниз. При выполнении гимнастики голову держим прямо, не поварачиваем.

Почему зрительная гимнастика была проведена именно после этого этапа занятия?(Так как на этом этапе в двух  задания был задействован зрительный анализатор. Детям необходимо было внимательно рассмотреть картинки. С целью снятия утомления была организованна зрительная гимнастика.)

Воспитатель: Наш шар опять опускается. Мы приземляемся на Поляну цветов. Но что это? На поляне нет ни одного цветка. Что случилось: чем же можно помочь поляне? (Дети высказывают свои варианты).

- А вы можете показать, как растут цветы?

Проводится психогимнастика. Звучит музыка. Дети изображают, как растут цветы.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Автор книги «Психогимнастика в детском саду» Елена Алексеевна Алябьева, отмечает необходимость включения этюдов и игр на эмоции радости в каждое занятие.  

Цветы на поляне вырастут тогда, когда дети решат мои задачи и придумают свои.

Воспитатель читает задачи, а в это время дети выкладывают палочки по количеству предметов перечисленных в условии задачи.

  1. 9 грибов нашел Вадим,

А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?

  1. Подарил утятам ежик

Семь подснежников весенних.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (7)

  1. 6 веселых медвежат

За подснежником спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (5)

  1. Ежик по лесу шел

И подснежники нашел:
2 под березкой,
4 – у осинки
Сколько их будет
В плетеной корзине? (6)

А сейчас ребята вам надо разделится на две группы. Первая команда получает карточки с грибами, а вторая команда карточки с яблоками. Вам необходимо самим придумать задачу с условием.

Уважаемые педагоги какой метод был использован в данном задании. Перечислите его плюсы и минусы.

Воспитатель: Вот и выросли цветы на поляне.  А теперь скажите: сколько цветов выросло на поляне?  Не забывайте, что счет правильно начинать слева на право. Какого они цвета? На каком по счету месте растет красный цветок? Желтый? Розовый? После какого по счету цветка растет голубой цветок?

Воспитатель: Наш воздушный шар снова приземляется. Чтобы попасть в волшебную страну математики необходим ключик. Подумайте из чего можно сделать ключик? Ответы детей. Мне нравится вариант нарисовать ключик по клеточкам. Дети садятся за столы и слушая воспитателя выполняют задание.

От точки 7 клеточек в право. 4 клеточки в низ. 2 клеточки в лево. 7 клеточек в низ. 3 клеточки  в право. 1 клеточка в низ. 1 клетка в лево. 1 клетка в низ. 1 клетка в право. 1 клеточка в низ. 6 клеток в лево. 10 клеток в верх. 2 клетки в лево. 4 клетки в верх.

Затем воспитатель предлагает положить ключ в волшебный сундучок, сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс. Из детских работ получился настоящий золотой ключ. Дети открывают ключом дверь   в волшебную страну математики. И видят волшебный мешочек в котором записка, что в стране геометрических фигур что- то случилось, но она не может нам пока ничего сказать, поэтому срочно улетела на ковре самолете. Ребята я могу рассчитывать на вашу помощь, если в стране геометрических фигур случилась беда? Королева разрешает детям погулять по волшебной стране, подышать свежим, волшебным воздухом.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Правильное дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проверить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина и обеда. Время между занятием и приемом пищи хотя бы час.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не на напрягались мышцы рук, шеи, груди.

А также оставила для детей сюрприз.

Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад. Подумайте, почему нам пора возвращаться?  Занимайте места в воздушном шаре. Ну а чтобы нам не скучно было лететь давайте поиграем в игру «Логические концовки».

4 этап – речемыслительный тренинг.

     Если дом №78 выше детского сада, то детский сад….

     Если магазин ниже дома №5, то дом №5…..

     Если аптека слева от школы, то школа…….

5 этап – рефлексия занятия.

Вопросы, выделяющие результат: Что у нас получилось? Как это у нас получилось? Где мы ошиблись?

Отношение к деятельности – Что получилось лучше, а что хуже? Что помогло нам справиться с заданием?

Область применения знаний – Где нам это может пригодиться?

 Воспитатель интересуется настроением детей после посещения волшебной страны математики. Если настроение хорошее дети берут веселый смайлик, если нет, то грустный.

Уважаемые коллеги с какой целью детям не показали Королеву Страны Математики?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе на тему «Путешествие в Королевство Здоровья»

Воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интеграция образовательных областей познание, коммуникация, художественное творчество) на тему «Путешествие в зимний лес» с детьми II младшей группы

Программное содержание: v продолжать обучать детей вести диалог с педагогом;v активизировать в словарном запасе детей названия диких животных (медведь, лиса, заяц), закреплять представление о них;v уп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познание" в подготовительной группе на тему "Путешествие в Королевство Здоровья"

Цель: воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» (ФЭМП) в старшей группе по теме: «Путешествие в страну математических чудес»

Цель: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур.Задачи:Образовательная: учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.Раз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....