Как правильно учить стихи с детьми
консультация по логопедии

Осинцева Ирина Алексеевна

Как правильно учить стихи с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_uchit_stihi_s_detmi.docx23.11 КБ
Файл kak_pravilno_uchit_stihi_s_detmi.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Как правильно учить стихи с детьми

          Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Быстрыми темпами идет развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, мышления, но память в дошкольном возрасте - память природная, непроизвольная, по скорости развития опережает другие способности ребенка. Дети в этом возрасте с легкостью запоминают стихи, считалки, сказки, загадки; все яркое, красочное, привлекающее их внимание.

        В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Особенно это актуально для детей с речевыми нарушениями, отличающихся низкими уровнем внимания, трудностями запоминания, слабым развитием наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.

Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов.

        Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяют его кругозор, обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.

        Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Память дошкольника развивается постепенно. С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую мыслительную деятельность, специально направленную на запоминание чего-либо и связанную с использованием особых приемов запоминания (знаки, символы, схемы и др.) С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти: чем старше становится ребенок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти.

Возрастные особенности заучивания стихотворений дошкольниками

        Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это – четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, с явно выраженной рифмой.    

        В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем.

Важно! Возраст 4-5 лет является благоприятным периодом для произвольного запоминания. Если до этого возраста педагоги или родители не ставят перед ребенком цели запомнить произведение, то после необходимо уже целенаправленно учить ребенка запоминать текст наизусть, прилагая волевые усилия. Чем больше ребенок будет учить наизусть, тем больший объём памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

        В старшем дошкольном возрасте дети запоминают значительно большие по объёму стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами, совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать стихи.

        Чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Активным детям лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, спокойным детям – размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки. Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Таким детям надо предлагать небольшие по объему, понятные по содержанию, насыщенные глаголами и существительными стихотворения.

Правила заучивания стихотворений

  1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, яркостью образов.
  2. Прежде, чем начать заучивание стихотворения с ребёнком, взрослому нужно прочитать стихотворение естественно и выразительно от начала до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим
  3. Ребёнку сообщается о том, что стихотворение он будет учить наизусть
  4. Обязательно нужно объяснить ребёнку незнакомые и непонятные слова и конструкции, поговорить о содержании, настроении стихотворения, задать вопросы по тексту произведения
  5. Когда всё будет разъяснено, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. Детям можно показать иллюстрации, рассмотреть их и прочитать стихотворение повторно.
  6. После проведенной предварительной работы можно заучивать с детьми стихотворение.

Не секрет, что одним лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная тишина. Эти особенности присущи не только взрослым, но и детям.

По сенсорной модальности выделяют три основных типа запоминания:

1) визуальный (визуалы - те, кому нужно увидеть то, что запоминается)

2) аудиальный (аудиалы - те, кто легко запоминают информацию на слух)

3) кинестетический (кинестетики, которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

От типа запоминания зависит выбор методов и приемов запоминания.

Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным. Но, довольно часто встречается смешанный тип запоминания, и, тогда, используется сочетание методов и приёмов.

Методы заучивания стихотворений

В зависимости от типа запоминания по сенсорной модальности (визуальный, аудиальный, кинестетический) выделяют соответствующие им методы запоминания.

Визуальный метод. При разучивании стихотворения используется иллюстрация, которая отражает содержание стихотворения или ряд картинок, образующий мнемодорожку или мнемотаблицу. Можно взять готовую мнемотаблицу, а можно нарисовать её вместе с ребёнком, что будет гораздо эффективнее для запоминания.

Педагог читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её сам или при помощи взрослого.

Так, через зрительные опоры — картинки , материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий.  Кроме того, метод позволяет поддерживать интерес детей даже после многократного повторения, превращает занятие в игру.

Полезно будет порекомендовать родителям использовать метод мнемотаблиц при заучивании (или повторении) стихотворения дома с ребёнком. Лучше будет, если иллюстрации родители нарисуют совместно с ребёнком.

Мнемотаблица к  стихотворению «Мой мишка».

Слуховой метод. Этот метод считается самым распространённым. После предварительной работы, строчка или сочетание двух строчек, объединённых рифмой, проговаривается педагогом, а вслед за ним и ребёнком, и так несколько раз. При выполнении повторений можно предложить ребёнку выполнять повторения каждый раз по-новому: с новой интонацией, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно). Для запоминания это очень важно, поэтому хорошо бы, если педагог показывает пример. Далее читается вторая строка и выполняется то же самое. После паузы следует попросить ребёнка повторить обе строки, обратить его внимание на рифму. Эти строки также повторяются несколько раз.

Во время заучивания стихотворения можно использовать приём договаривания детьми слов, которые рифмуются.

Слуховой метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким детям другие два способа заучивания не только не помогают, но порой даже могут помешать запоминать стихотворение.

Двигательный метод. После проведения предварительной работы, предложить ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. А потом рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем прячем руки вместе с клубочком за спину и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода можно предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Для маленьких детей может быть уместно выполнение игровых действий с предметами во время заучивания стихотворения.

Так, при чтении стихотворения Агнии Барто «Грузовик» можно покатать кота в грузовике, при чтении стихотворения «Лошадка» дети изображают, как едут на лошадке.

Для детей старшего и подготовительного возраста для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать приём ассоциаций. Данный приём может применяться как одновременно с иллюстративным, так без него. В обоих случаях важным является следующее: ребёнок закрывает глаза, педагог читает строчку или двустишие и просит ребёнка представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Задайте ребёнку вопросы (Что ты представил? Как выглядит герой/дерево и т.п.?). Чтобы образы были максимально яркими и конкретными можно использовать иллюстрации. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности.

Также для детей старшего возраста подойдёт приём «пересказа» стихотворения своими словами. Педагог задаёт ребёнку вопросы «О чём говорится в стихотворении? Кто действующие лица? Что они делают, как выглядят?», при необходимости помогает наводящими вопросами. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребёнок как глубже проник в смысл того, о чём говорится в стихотворении, установил смысловые связи между элементами текста.

В заключении, можно сформулировать следующие методические требования к заучиванию стихов:

  1. Все стихотворения в дошкольном учреждении разучиваются с детьми педагогом.
  2. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как может теряться смысл стихотворения, закрепляться неправильное произношение, пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
  3. Не следует требовать полного запоминания стихотворений со второго и даже третьего раза. Рекомендуют 8-10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
  4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы
  5. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года.
  6. Во время разучивания стихотворений полезно использовать мотивацию, как дополнительный стимул к заучиванию. «Для чего мы разучиваем стихотворение? Чтобы выступить на празднике, ко дню рождения и т.д.». Такая установка мобилизует память, внимание, ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как правильно учить стихи детьми Учитель-логопед Осинцева И.А.

Слайд 2

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Быстрыми темпами идет развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, мышления, но память в дошкольном возрасте - память природная, непроизвольная, по скорости развития опережает другие способности ребенка. Дети в этом возрасте с легкостью запоминают стихи, считалки, сказки, загадки; все яркое, красочное, привлекающее их внимание.

Слайд 3

Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов.

Слайд 4

Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Память дошкольника развивается постепенно. С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую мыслительную деятельность, специально направленную на запоминание чего-либо и связанную с использованием особых приемов запоминания (знаки, символы, схемы и др.) С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти: чем старше становится ребенок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти.

Слайд 5

Возрастные особенности заучивания стихотворений дошкольниками Ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это – четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, с явно выраженной рифмой. В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем. В старшем дошкольном возрасте дети запоминают значительно большие по объёму стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами, совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать стихи .

Слайд 6

Правила заучивания стихотворений Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, яркостью образов. Прежде, чем начать заучивание стихотворения с ребёнком, взрослому нужно прочитать стихотворение естественно и выразительно от начала до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим Ребёнку сообщается о том, что стихотворение он будет учить наизусть Обязательно нужно объяснить ребёнку незнакомые и непонятные слова и конструкции, поговорить о содержании, настроении стихотворения, задать вопросы по тексту произведения Когда всё будет разъяснено, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. Детям можно показать иллюстрации, рассмотреть их и прочитать стихотворение повторно. После проведенной предварительной работы можно заучивать стихотворение вместе с ребёнком.

Слайд 7

По сенсорной модальности в ыделяют три основных типа запоминания : 1 ) визуальный ( визуалы - те, кому нужно увидеть то, что запоминается) 2) аудиальный ( аудиалы - те, кто легко запоминают информацию на слух) 3) кинестетический ( кинестетики , которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

Слайд 8

Методы заучивания стихотворений визуальный слуховой двигательный

Слайд 9

Визуальный метод При разучивании стихотворения используется иллюстрация, которая отражает содержание стихотворения или ряд картинок, образующий мнемодорожку или мнемотаблицу . Можно взять готовую мнемотаблицу , а можно нарисовать её вместе с ребёнком, что будет гораздо эффективнее для запоминания. Через зрительные опоры — картинки , материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий. Кроме того, метод позволяет поддерживать интерес детей даже после многократного повторения, превращает занятие в игру.

Слайд 10

Мнемотаблица к стихотворению З.Александровой «Мой Мишка» Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И конфетку положить.

Слайд 11

Слуховой метод После предварительной работы, строчка или сочетание двух строчек, объединённых рифмой, проговаривается педагогом, а вслед за ним и ребёнком, и так несколько раз. При выполнении повторений можно предложить ребёнку выполнять повторения каждый раз по-новому: с новой интонацией, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно). Для запоминания это очень важно, поэтому хорошо бы, если педагог показывает пример. Далее читается вторая строка и выполняется то же самое. После паузы следует попросить ребёнка повторить обе строки, обратить его внимание на рифму. Эти строки также повторяются несколько раз.

Слайд 12

Двигательный метод После проведения предварительной работы, предложить ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. А потом рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем прячем руки вместе с клубочком за спину и «наматываем понарошку».

Слайд 13

Нет , напрасно мы решили Я люблю свою лошадку, Прокатить кота в машине : Причешу ей шёрстку гладко, Кот кататься не привык — Гребешком приглажу хвостик Опрокинул грузовик . И верхом поеду в гости. А.Барто «Грузовик» А.Барто «Лошадка»

Слайд 14

Для детей старшего и подготовительного возраста для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать приём ассоциаций . Данный приём может применяться как одновременно с иллюстративным, так без него. В обоих случаях важным является следующее: ребёнок закрывает глаза, педагог читает строчку или двустишие и просит ребёнка представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Задайте ребёнку вопросы (Что ты представил? Как выглядит герой/дерево и т.п.?). Чтобы образы были максимально яркими и конкретными можно использовать иллюстрации. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности.

Слайд 15

Также для детей старшего возраста подойдёт приём «пересказа» стихотворения своими словами. Педагог задаёт ребёнку вопросы «О чём говорится в стихотворении? Кто действующие лица? Что они делают, как выглядят?», при необходимости помогает наводящими вопросами. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребёнок как можно глубже проник в смысл того, о чём говорится в стихотворении, установил смысловые связи между элементами текста.

Слайд 16

М етодические требования к заучиванию стихов: Все стихотворения в дошкольном учреждении разучиваются с детьми педагогом. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как может теряться смысл стихотворения, закрепляться неправильное произношение, пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. Не следует требовать полного запоминания стихотворений со второго и даже третьего раза. Рекомендуют 8-10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года. Во время разучивания стихотворений полезно использовать мотивацию, как дополнительный стимул к заучиванию. «Для чего мы разучиваем стихотворение? Чтобы выступить на празднике, ко дню рождения и т.д.». Такая установка мобилизует память, внимание, ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как правильно учить стихи с детьми дома"

В консультации даются рекомендации родителям, о том, как учить стихи с детьми  дома....

Как правильно учить стихи с детьми 3-4 лет

Как  правильно учить  стихи с детьми 3-4 лет. Советы родителям....

Как правильно учить стихи с детьми

Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слуша...

«Как правильно учить стихи с детьми дома»

Все родители знают, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия......

Консультация для воспитателей «Как правильно учить стихи с детьми»

Консультация для воспитателей «Как правильно учить стихи с детьми»...

Консультация для родителей "Как правильно учить стихи с детьми дома"

Консультация для родителей "Как правильно учить стихи с детьми дома"...