статья на тему: "Развития речи детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра с использованием сказки".
статья по логопедии

Николаева Ирина Сергеевна

В статье описывается технология развития речи детей дошкольного возраста с использованием сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaeva_vystuplenie.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

  "Развития речи детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра с использованием сказки".

Николаева Ирина Сергеевна

учитель-логопед

СПБ ГБУ «СРЦ для несовершеннолетних

«Воспитательный дом»

г. Санкт-Петербург

Не для кого я не открою ничего нового, если скажу, что основные, базовые качества личности, начинают развиваться ещё в раннем возрасте. Первые 7 лет детства самые важные, т. к. закладывается фундамент человеческой жизни. Поэтому в дошкольном возрасте надо прежде всего заботиться об эмоциональном благополучии малышей. Остальное второстепенно. «Главное, дать детям почувствовать тепло, заботу и внимание. Дать им наиграться и набегаться.»

Но также считается, что первые 7лет это и самое уязвимое время, потому что дети в руках взрослых.  

Так как процесс развития личности и совершенствования поведения ребёнка в дошкольном возрасте формируется на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. И особой нравственно – этической   избирательностью подражание в этом возрасте он ещё не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения. Я работаю с детьми дошкольного возраста в Социально-реабилитационном центре.

Чаще всего дети, попадающие в центр, имеют сложный социальный медико-психолого-педагогический  статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Ещё в утробе матери большинство детей подвергалось воздействию факторов, негативно сказавшихся на их здоровье: неблагоприятное течение беременности, злоупотребление матери алкоголем, принятие наркотиков, нездоровый образ жизни, что вело к нарушению внутриутробного развития.

Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, в социальном окружении негативно влияет на его психологический статус, его эмоциональное состояние. Поэтому часто наблюдается задержка психического развития. Большинство детей имеют различные степени выраженности расстройства речи. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).

Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называть одним словом.

Чаще в речи используют простые предложения, но слова в них не согласованы между собой. Предлоги могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.

Связный рассказ- по картинке или с помощью вопросов взрослого —   получается, однако он очень ограничен. В основном речь ребенка с большим количеством аграмматизмов, ошибками согласования и нарушенным звукопроизношением.

При работе с воспитанниками наша задача увидеть и раскрыть потенциал и положительные стороны личности ребенка и дать возможность развиваться им дальше. Поэтому работа начинается с установления доверительных отношений, помощи в адаптации и  стабилизации эмоционального состояния.

В своей работе я использую комплексные интегрированные коррекционно-развивающие занятия,  в которых  идет сочетание  сказки, музыки  и изобразительного искусства. Занятия данного типа доступны нашим детям, очень нравятся. С помощью них я достигаю главной цели - развитие и коррекция  речи. Что является важным фактором для дальнейшей социализации, адаптации к жизненным условия и дальнейшему обучению.

Основополагающим звеном занятий является сказкотерапия, которая  является одним  из самых древних психологических и педагогических методов.  Сказка является наиболее доступным материалом для развития всех сторон психической деятельности ребенка дошкольного возраста.  Так как знакомство с ней начинается с первых лет его жизни. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. Наши дети с удовольствием  слушают сказки,  радуются таким занятиям, затем проигрывают их  в процессе недирективной игры.

Для занятий по сказкотерапии  я  использую сказочный сундук, с любовью сделанный мастерами нашего Центра.

Занятия проходят в непринужденной обстановке, чаще всего все сидят на полу вокруг сундука. В начале – дети заинтригованы, никогда не знают, какую сказку «привезёт» волшебный сундучок.   «Сундучок открывается – сказка начинается…»  Если сказка детям знакома, то они помогают её рассказывать.

Сказка замечательна и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению.

 Тексты сказок просты, но их можно еще более упростить. В соответствии с речевыми возможностями малыша названия животных без ущерба для смысла сказки можно заменить на звукоподражания: не «курица», а «ко-ко-ко»; не «собака», а «ав». Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Таким образом, форсируется развитие активной речи. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ-рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.

Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педагогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного воспитания лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомневаться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.

Сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

Морально-этические проблемы в этих произведениях народного творчества выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Такие сказки пробуждают в ребенке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок должен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.

В занятиях предлагается много игровых заданий, направленных на расширение представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова. Малыши тренируются по образцу, данному взрослым, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету.

Особое внимание на занятиях уделяется подготовке руки дошкольника к письму. От конструирования из счетных палочек дети переходят к рисованию по клеткам, с дальнейшим раскрашиванием получившегося контурного рисунка. Перерисовывая изображение из счетных палочек, ребенок должен каждый раз сосчитать количество палочек, положенных в том или ином направлении, и соотнести их с клеточками на листе бумаги. Это закрепит навыки счета и поможет малышу научиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плоскости листа.

В ходе изобразительной деятельности дети не только рисуют и раскрашивают, но и называют разные геометрические фигуры, сравнивая их между собой по форме, цвету и величине.

Для того чтобы научиться читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В «сказочные» занятия включены разнообразные дидактические игры для совершенствования этих психических процессов у дошкольников, такие как «Найди лишний», «Чьи следы?», «Чем отличаются?», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимателен», «„Волшебный" барабанчик» и многие другие.

Обязательно на занятии проводится музыкальная физкультминутка, чтобы дети отдохнули перед сменой деятельности.

Дети постарше могут нарисовать рисунок по сказке и придумать продолжение, свой конец.

Работа со сказкой является очень ценным методом  логопедической работы с детьми, предоставляя естественную и традиционную  форму общения  ребёнка и взрослого – через сказку.  

Выбор метода - неслучаен, ведь еще с детства мы знаем слова: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Для психолога сказка имеет двоякий характер – вначале диагностический, а потом – способ воздействия на ситуацию. При этом она легка в обращении, растворяет и обходит многие формы психологических защит, приятна и многомерна по форме подачи. А процесс сочинения сказок – это не только возможность разбудить воображение ребёнка и развить его мыслительные способности. Это возможность помочь маленькому ребёнку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребёнок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретая веру в себя и чувство защищенности.

Так как дошкольники стремятся к признанию и одобрению со стороны окружающих людей, то они очень стараются помогать на занятии.  

Дошкольный возраст – это благотворный, приносящий радость и удовлетворение. Хорошая почва для развития и формирования личности будущего взрослого человека.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."

Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....

Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

     Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования».

Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый ...

Статья ПО ТЕМЕ: РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Игра одно из действенных средств разностороннего физического и интеллектуального развития и воспитания ребенка, помогающих решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с:1....

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....