доклад "Речевая готовность ребенка к обучению в школе"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Магдич Марина Николаевна

"Заговори, чтоб я тебя увидел"... 

Сократ.

После такого короткого и емкого выражения мне кажется все слова и объяснения излишни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rech.got_.pogd_.gr_.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребенка к школе.

 «Заговори, чтоб я тебя увидел».

Сократ

Цель: привлечение родителей к совместной работе по развитию речи старших дошкольников.
Задачи:

 1) Познакомить с критериями речевой готовности ребёнка к школе. 2)Рассказать о влиянии нарушений развития речи старшего дошкольного возраста на обучение в школе.

3) Способствовать осознанию родителями того, что только совместными усилиями можно добиться высоких результатов по подготовке ребёнка к школе.

   Свое выступление хочу начать с выражением, которое мне очень нравится и имеет большой смысл.  «Заговори, чтоб я тебя увидел»! Как много вложено Сократом в эту фразу!  Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию.  Культуре речи. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.
Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.
1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
4. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
5. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.
   В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса.
   Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?  Конечно, прежде всего стать «образцом» для подражания культуры речи.  Выстраивать беседу с ребенком на уровне взрослого, не «сюсюкать». Стараться не использовать в речи слова-паразиты. В речи использовать сложные синтаксические конструкции и обороты. Чтобы ребенок видел, образец правильной, литературной речи. А как я уже сказала выше, что научив ребенка красиво, грамматически правильно, лаконично излагать свои мысли, мы учим их мыслить, тем самым развивая умственную деятельность ребенка. И в заключении хочется предложить ряд игр, которые можно использовать дома в течении дня, без особых атрибутов и дополнительных материалов.

 Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….
7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....

Доклад "Готовность ребенка к обучению в школе"

Доклад о работе учителя - логопеда по обучению детей грамоте "Готовность ребенка к обучению в школе"...

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

В данной статье говорится о том, что готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установ...

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе.

Консультация для воспитателей и родителей...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...