07..04.24 Артикуляционная гимнастика для детей
учебно-методический материал по логопедии

Однашева Татьяна Михайловна

Артикуляционная гимнастика для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения. Цель гимнастики - формирование укладов органов артикуляционного аппаратаАртикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.

При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- упражнения выполняются перед завтраком или после еды спустя 1,5-2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторяется 2-3 раза;

- в зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполняются от 2-3 до 5-6 дней в неделю;

- необходимо сочетать статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения;

- при выполнении новых упражнений обязательно закрепляется «старый» комплекс гимнастики;

- каждое упражнение повторяется 5-6 раз с постепенным увеличением темпа движений;

- перед выполнением артикуляционных упражнений используются упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.

Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Птенцы» («домик открывается»)

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Упражнение «Хоботок»

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Упражнение «Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Упражнение «Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).

Упражнение «Чистим зубы снаружи»

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Упражнение «Шарик»

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Упражнение «Самовар»

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Упражнение «Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Упражнение «Хомячок»

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Упражнение «Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Упражнение «лошадка»

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Цок-цок-цок по мостовой-

Идет лошадка к нам с тобой.

Щелкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

Упражнение «Любопытный язычок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Упражнение «Маляр»

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад).

Стал язычок твой маляром,

Он будет красить старый дом:

Вперед-назад, вперед-назад…

Ремонту каждый будет рад.

Упражнение «Улыбка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Упражнение «Барабанщик»

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчё тливо и многократно повторяя«д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

В руки барабан возьмем

И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли,

«Д-д-д-д» застучали.

Упражнение «Шарик»

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Упражнение «Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Упражнение «Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

Упражнение «Язык здоровается с верхней губой»

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если она укорочена).

Описание: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Упражнение «Часики» («маятник»)

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому«Тик-так, тик-так»(10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Упражнение «Хоботок»

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Упражнение «Язык здоровается с подбородком»

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Упражнение «Окошко»

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Упражнение «Качели»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык –

Артист!

Упражнение «Улыбка-хоботок»

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а»«а – у - и»«и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет).

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Упражнение «Зайчик»

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняет

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Упражнение «Окошко»

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Упражнение «Любопытный язычок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Упражнение «Язык здоровается с подбородком»

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Упражнение «Язык здоровается с верхней губой»

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать

его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если

она укорочена.

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Упражнение «Обезьянка»

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Упражнение «Бульдог»

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и

верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Упражнение «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

Упражнение «Кружок»

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Упражнение Чередование «Толстячки - худышки»

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Упражнение «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Упражнение «Шлёпаем губами по языку»

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить«па-па-па»Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

• пошлёпать губами кончик языка;

• пошлёпать губами середину языка;

• пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Упражнение Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»вверху за зубами)

Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на

верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние

зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Упражнение «Не разбей чашечку»

Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Упражнение «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Упражнение «Покусаем язычок»

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить«та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Упражнение «Кусаем боковые края языка»

Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка, способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Описание: Улыбнуться, спеть«и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Упражнение «Чистим зубы снаружи»

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Упражнение «Загоним мяч в ворота»

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик

(лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки, направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Упражнение «Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

Упражнение «Дуем на лопаточку»

Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

Упражнение «Горка» («мостик»)

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Упражнение «Ветерок дует с горки»

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Упражнение «Мостик построим – мостик разрушим»

Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

Ставлю я язык «дугой»

И кладу – даю покой.

Упражнение «Катушка»

Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение

повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

Упражнение «Жуём блинчик»

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Упражнение «Грибок»

Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

(уздечку).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

Упражнение «Кучер»

Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы

вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка

будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке«Тпру!».

Артикуляционная гимнастика для губ

Упражнение «Улыбка»

Если у малыша губы зажаты, напряжены, самое лучшее упражнение – это «Улыбка». Нужно просто растянуть губы в улыбке, можно со звуком«и-и-и» и удерживать 3-5 секунд, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик».

Упражнение «Трубочка»

«Трубочка» – губы вытянуты вперед, можно со звуком «у-у-у», при этом вырабатывается и закрепляется движение губ вперед. Можно сопровождать упражнение стихотворением:

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет,

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

А затем попеременно «Улыбка»-«Трубочка» со звуками «иу-иу-иу». Так укрепляются боковые мышцы рта, важно при этом, чтобы плечи и шея были не напряжены.

Упражнение «Окошко»

Для укрепления круговой мышцы рта и активизации верхней губы хорошо делать упражнение «Окошко» : зубки ставим друг на друга, открываем и закрываем рот, снова соединяя зубы. Так мы учим ребенка держать рот щироко открытым. Можно это упражнение делать в игровой форме, показывая ребенку, как скалится волк и стучит зубами. Это упражнение полезно также и в целях профилактики дисграфии. Так как в первом классе, когда ребенок только осваивает письмо, он проговаривает шепотом все звуки и незаметно контролирует движение рта, губ, языка, переводя акустический и кинестетический образ звука в графему. При произнесении отдельных гласных звуков («а»«о») челюсть опускается вниз.

Упражнение «Ниточка»

«Ниточка» также укрепляет круговую мышцу рта и учит плотно сжимать, а потом разжимать губы, эффект – напряжение, расслабление. Закрыть рот и с силой сжать губы, контролировать, чтобы губы стояли симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу.

Артикуляционная гимнастика для языка

Упражнение «Наказать непослушный язычок»

Цель: выработать умение расслаблять мышцы языка.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить«пя- пя –пя», важно удерживать язык широким, как блинчик на сковородке.

Развитие речедвигательного аппарата

Упражнение «Лошадки»

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее.

Упражнение «Вкусное варенье»

Слизать широким языком варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Упражнение «Маляр» Улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка нёбо, делая движения вперёд- назад. Стараться, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Упражнение «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Движения языка медленные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическая гимнастика и фитболл гимнастика, для детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизникаждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ре...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Комплекспальчиковой гимнастики,артикуляционной гимнастики,дыхательной гимнастикидля детей старшей группы...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОСОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)...