02.04.24 Игры на развитие речевого дыхания у дошкольников
учебно-методический материал по логопедии

Однашева Татьяна Михайловна

Игры на развитие речевого дыхания  у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие речевого дыхания для дошкольников

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ

Что такое речевое дыхание?

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыханияРазвивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

"Футбол"

Цель : Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц и стимуляция мелкой моторики рук ребенка.

Детям предлагается дуть через трубочку или губами на шарик для настольного тенниса и загнать мяч в ворота.

"Ветерок"

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

 

"Осенние листья"

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!

"Снежная буря"

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Ребенку предлагается дуть через трубочку в бутылку.

- Вот поднялась какая снежная буря посмотри.

"Бульки"

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

"Мыльные пузыри"

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

"Снежинки"

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

- Подуй на снежинки. Посмотри как полетели снежинки.

"Остуди чай"

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Ребенку предлагается подуть в чашку и остудить чай.

"Осьминожка"

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Подуть в трубу и расшевелить щупальца осьминога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Игры на развитие речевого дыхания у дошкольников.

Статья содержит консультативный материал по использованию здоровьесберегающих технологий в играх и занятиях с детьми дошкольного возраста....

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у дошкольников

Правильное речевое дыхание - залог красивой речи....

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников «Чудесная дудочка»

презентация к семинару практикуму "Чудесная дудочка"...

Игры для развития речевого дыхания у дошкольников

Предлагаю Вашему вниманию игры для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста....