Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мой дом — моя крепость»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алентьева Анастасия Александровна

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мой дом — моя крепость»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moj_dom-moja_krepost.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА N 99»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Волшебники»

________________________________________________________________________

660113 г. Красноярск ул. им. Героя  Советского Союза Н.Я.Тотмина, 11 д,

тел/факс. 247 41 14, e-mail: mdou207@mail.ru ,  https://mdou207.ru/

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ         ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОНР

 «Мой дом – моя крепость»

Разработала:

Учитель-логопед: Алентьева А.А.

Красноярск 2023г.


Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мой дом — моя крепость»

Тема: Мой дом – моя крепость.

Цель:

I Логопедические

1. Совершенствование лексического строя речи :

а) обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Дом» – знакомство с происхождением слова «дом»;

б) уточнение значений выражений «В гостях хорошо, а дома лучше»«Чувствовать себя, как дома»«Растут, как грибы после дождя»;

в) закрепление знаний детей о том, где живут животные;

г) вспомнить дома сказочных героев.

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

а) практическое усвоение предлога «В»;

б) образование существительных множественного числа;

в) образование сложных слов одноэтажный, двухэтажный и т. д. ;

г) образование относительных прилагательных.

3. Развитие связной речи:

а) стимулирование собственных высказываний детей – рассказы детей о своих домах.

II Совершенствование общей и мелкой моторики

1. Развитие координации речи с движением.

2. Развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика.

III Воспитательные: воспитание бережного, заботливого отношения окружающему.

Оборудование: предметные картинки для задания № 4, презентация.

Ход ЗАНЯТИЯ

I Орг. момент

Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».

Импровизация движений:

На поляне дом стоит (слайд 2 – 1щелчок,

Ну, а путь к нему закрыт (слайд 2 – 2щелчок,

Мы ворота открываем — (слайд 2 – 3щелчок)

В этот домик приглашаем.

II Основная часть

1. Дом. Уточнение поговорок.

– Сегодня мы поговорим с вами о доме. Что такое дом? (ответы детей)

– Слово «дом» произошло от латинского слова «домус», что означает «жилище»«хозяйство». Поэтому чаще всего домом мы называем жилое помещение, квартиру, где ночуем, едим, отдыхаем, куда приходим из детского сада, школы или возвращаемся после долгого путешествия. Дом – это место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту.

Приходилось ли вам слышать выражения«я здесь чувствую себя как дома» или «чувствуйте себя как дома»? Кто мне скажет, что они означают? (ответы детей)

– Чувствовать себя как дома — это значит хорошо, свободно, радостно. Недаром говорят«В гостях хорошо, а дома - лучше!»

Пускай мне хорошо в гостях,

Но лучше дом родной.

В каких бы ни был я местах –

Всегда вернусь домой.

Меня родные стены ждут –

Помогут, защитят.

Ведь дома нас всегда поймут,

Утешат и простят!

2. Дома сказочных персонажей.

– Назовите дома, где живут сказочные персонажи. (Ответы детей)

– Избушка-избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом! - говорят герои русских сказок неуклюжему бревенчатому строению на курьих ножках. Помните, кто в нем жил? (ответы детей)

– Правильно, Баба-Яга! А как называется ее жилище? (ответы детей) (слайд 3 – 1щелчок)

– Верно, избушка на курьих ножках. (Ответы детей)

– А кто знает сказку про Теремок? (ответы детей) (слайд 3 – 2 щелчок)

– Очень много лесных обитателей поместилось в одном теремке! Конечно, такое бывает только в сказках. А еще есть сказка «Рукавичка» (слайд 3 – 3 щелчок, Снежная королева живет в ледяном замке (слайд 3 – 4 щелчок, а для Дюймовочки домик – это цветочек (слайд 3 – 5щелчок). У многих сказочных персонажей свои домики.

3. Кто где живет?

– Дом нужен не только героям волшебных сказок — большинство животных находят себе жилище или строят его.

– Кто мне скажет, где живут мыши, лисы, барсуки?

– Правильно, они роют себе глубокие норы (слайд 4 – 1щелчок)

– А где живут белки, совы, пчелы?

Белки, совы, дикие пчелы селятся в дуплах деревьев (слайд 5 – 1щелчок). А вот для домашних пчел человек строит ульи (слайд 5 – 2 щелчок).

– Медведи живут в берлогах (слайд 6 – 1щелчок, муравьи - в муравейниках (слайд 6 – 2 щелчок, большинство птиц вьет гнезда (слайд 6 – 3щелчок). Улитки и черепахи возят свои домики на себе и при первой опасности туда прячутся (слайд 6 – 4 щелчок).

– Обычно животные бережно относятся к своему дому, поддерживают в нем чистоту, а если на жилище нападет враг, то многие из них готовы самоотверженно защищать свой дом. Попробуйте, потревожьте медведицу с медвежатами в берлоге! Лучше быстрее унести ноги, пока не растерзала на куски. Случается, что медведь хочет полакомиться медом и лезет в дупло к диким пчелам. Тогда весь пчелиный рой, грозно гудя, нападает на врага, и нередко насекомым удается отогнать непрошенного гостя.

4. Практическое усвоение предлога В.

– Ребята, животным необходима наша помощь. Они не могут найти свои домики, поможем им.

Дети подбирает к каждому животному свой домик (предметные картинки животное и жилище, например, белка – дупло, муравей – муравейник и т. д.) Ответы детей – белка живет в дупле т. д.

Живым существам очень трудно без дома!

Жилье нужно птицам, зверям, насекомым.

Для шустрых и быстрых лесных муравьев

В большом муравейнике пища и кров.

Лиса и барсук в темных норах живут,

А птицы уютные гнездышки вьют.

Живым существам без жилища — беда,

И людям без дома — совсем никуда!

5. Физминутка.

Речевая подвижная игра «Строим дом».

Стук-стук молотком,

Строим, строим новый дом.

Ты, пила, пили быстрей,

Домик строим для людей. Дети сидят на корточках и стучат кулачками по полу, затем медленно вста-ют, руками изображая пилу

6. Как родился дом?

– Однажды на улице родился домик и стал расти. Рос-рос и вырос. Сначала у него появился один этаж – он был одноэтажным (слайд 7, потом появился второй (слайд 8, стал – … (ответы детей – двухэтажным, а потом, («пристраиваю» третий этаж (слайд 9) – … (ответы детей – трехэтажный) и т. д. (слайд 10,11) до пятого этажа.

– Теперь это не домик, а многоэтажный домище! Он вырос, потому что его построили строители (слайд 12). И было в этом доме много чего? (показывая на этажи) – (ответы детей – в доме много этажей).

Аналогично отрабатывается словарь:

МНОГО Окон, лестниц, ступенек, дверей,

комнат, стен, потолков,

полов, балконов, подъездов

7. Уточнение фразеологического оборота

– Как вы думаете, почему так говорят? «Растут, как грибы после дождя»«Мой дом – моя крепость»(Ответы детей)

8. Из чего построили дом?

– В краях, богатым лесом, люди издавна строили себе дома из дерева,

значит это дом – … (деревянный) (слайд 13 – 1 щелчок, если он из кирпича – … (кирпичный) (слайд 13 – 2 щелчок, если он из камня – … (каменный) (слайд 13 – 3 щелчок, если он из соломы, как у поросенка Нуф-Нуфа – … (соломенный) (слайд 13 – 4 щелчок).

III Итог занятия.

Дети (по желанию) рассказывают про свои дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи "Согласование прилагательных с существительными среднего рода"

Формирование грамматического строя речи - одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом....

Логопедическое занятие для детей подготовительной группы с Общим недоразвитием речи IIIуровня р.р.

Уважаемые, коллеги! Обращаю ваше внимание, что данная методическая разработка позволяет:-формировать мыслительную деятельность детей во взаимосвязи с развитием речи;-развивать связную речь, совершенст...

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”.Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- обогащать знания детей по теме “Посуда”;- продолжать учить детей...

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Для воспитателей логопедических групп, для учителей-логопедов...

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...

Конспект комплексного фронтального занятия на тему «Посуда» для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Конспект комплексного фронтального занятия на тему «Посуда» для детей подготовительной группыс общим недоразвитием речи в помощь педагогам комбинированных групп и групп компенсирующкей нап...